Приговор сотруднику ВЭБа по делу о шпионаже огласят в США 25 мая
Москва. 11 марта. INTERFAX.RU - Гражданину РФ, сотруднику Внешэкономбанка Евгению Бурякову, который в пятницу признал себя виновным в незаконной работе на иностранное государство, грозит до 5 лет тюрьмы, и приговор будет оглашен 25 мая.
"41-летний Буряков признал себя виновным по одному пункту обвинения - что он действовал как агент Российской Федерации без предоставления уведомления прокурору, что предполагает приговор к сроку заключения максимум 5 лет", - говорится в пресс-релизе прокуратуры Южного округа Нью-Йорка, который поступил в "Интерфакс" в пятницу.
В документе сообщается также, что приговор будет вынесен 25 мая в Нью-Йорке, и срок заключения Бурякова в тюрьме будет определять судья.
В пресс-релизе приводятся слова прокурора южного округа Нью-Йорка Прита Бхарары, произнесенные им во время судебного заседания в пятницу: "Это похоже на сюжет фильма о "холодной войне", но Евгений Буряков в реальности признал себя виновным в этом федеральном преступлении, которым является его роль в подобной схеме".
"Более чем через 20 лет после окончания холодной войны российские шпионы по-прежнему стремятся работать в нашей стране под покровом секретности. Но в Нью-Йорке, благодаря ФБР и прокуратуре, попытки шпионажа не будут упущены из вида, они будут расследоваться и преследоваться по закону", - подчеркнул прокурор.
Ранее в пятницу сотрудник Внешэкономбанка Евгений Буряков, который обвиняется американскими властями в незаконной работе на РФ, признал себя виновным во время очередного заседания суда. "Да, Евгений Буряков признал себя виновным", - сказал "Интерфаксу" в пятницу представитель пресс-службы прокуратуры Южного округа Нью-Йорка.
В пятницу в Нью-Йорке состоялось очередное заседание суда по делу Бурякова.
40-летний Буряков, работавший заместителем главы представительства Внешэкономбанка в Нью-Йорке, был арестован в январе 2015 года. Его обвиняют в том, что банковская деятельность была для него лишь прикрытием, помогавшим тайно собирать экономическую информацию.
В частности, обвинительное заключение содержит два пункта. В нем говорится, что Буряков и двое других подозреваемых - дипломаты из России - вступили в сговор с целью шпионажа и вели шпионскую деятельность. Все трое, как полагает следствие, собирали разведданные о потенциальных санкциях США против России.
Обвинения строятся на положении федерального законодательства, требующего от агентов иностранных государств регистрироваться в министерстве юстиции США.
Накануне британская телерадиовещательная корпорация "Би-би-си" сообщила, что Федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка представила американскому суду оперативные данные ФБР в отношении представителя российского банка Евгения Бурякова и двух российских дипломатов, обвиняемых в США в шпионаже.
Как пишут прокуроры в 49-страничном ходатайстве, которое они направили судье Ричарду Берману в рамках подготовки к процессу Е.Бурякова, начинающемуся 4 апреля, ФБР устанавливало миниатюрные подслушивающие устройства в папках с документами, полученных российскими гражданами, являющимися, по утверждению контрразведки США, сотрудниками СВР, от некоего американца.
Сотрудник отделения российского торгпредства в Нью-Йорке Игорь Спорышев, которого прокуратура называет кадровым сотрудником СВР, познакомился с этим американцем на конференции нефтегазовой отрасли в Нью-Йорке. Тот представился ему как аналитик энергетической компании. На самом деле собеседник Спорышева был агентом ФБР.
На протяжении следующих двух лет они регулярно встречались в Нью-Йорке и обсуждали проблемы нефтехимического сектора, экономику и политику. По словам прокуроров, в январе 2013 года Спорышев начал давать своему собеседнику конкретные задания, и тот стал приносить ему папки с написанными им аналитическими справками по своей отрасли и документами, в которых были спрятаны записывающие устройства.
Американец заявил Спорышеву, что приносимые им документы носят конфиденциальный характер, и просил возвращать их как можно быстрее. Как говорится в прокурорском ходатайстве, пользуясь этим методом, ФБР получило много часов аудиозаписей, фиксировавших разговоры И.Спорышева, атташе российского постпредства при ООН Виктора Подобного и других российских разведчиков, прозвучавшие с января по май 2013 года в нью-йоркской резидентуре Службы внешней разведки, находящейся в здании миссии РФ при ООН. По утверждению прокуроров, в одном из таких разговоров Буряков упоминается в качестве сотрудника СВР.
За день до этого защитник россиянина Скотт Гершман подал судье прошение об освобождении своего подопечного под залог. Он напомнил Берману, что поначалу прокуратура перечислила в одном из обвинительных документов десятки случаев, когда Буряков якобы пользовался шпионскими приемами: он вел со Спорышевым короткие и вроде бы закодированные разговоры, в которых упоминались "билеты" или "книги". За этим следовала передача материалов якобы разведывательного характера.
Сейчас прокуратура уже знает, писал адвокат Бурякова, что "билеты" и "книги" действительно были билетами и книгами, и что россияне передавали друг другу именно их. По словам Гершмана, имеются копии корешков этих билетов, квитанции и прочие доказательства.
Недаром новое обвинительное заключение по делу Бурякова, поданное прокуратурой судье 17 февраля, замечает защитник, уже не содержит никаких упоминаний об СВР или о шпионских приемах обвиняемого. Теперь Буряков обвиняется просто в том, что не зарегистрировался в качестве агента иностранного правительства.
Когда суд в прошлом году отказался освободить Е.Бурякова под залог, продолжает защитник, он исходил из обвинительного документа, в котором утверждалось, что россиянин являлся сотрудником СВР, работавшим в его управлении экономической разведки. В общей сложности этот документ содержал 20 абзацев, в которых говорилось, что Буряков служит в СВР.
Спорышец и Подобный, обладавшие дипломатической неприкосновенностью, покинули США. Буряков ранее виновным себя не признавал.