Сидим без подарков
Кризис заставляет россиян отказаться от дорогих новогодних подарков: на смену компьютерам и бытовой технике идут алкоголь и одеколон. По крайней мере, будет, что выпить
Москва. 4 декабря. INTERFAX.RU - Россияне в период новогодних праздников откажутся от дорогостоящих подарков и будут покупать больше спиртного и парфюмерии вместо товаров для дома и компьютерной техники. К такому выводу пришли аналитики "Ситибанка" в ходе ежегодного исследования динамики покупок разных категорий товаров по банковским картам. На протяжении почти четырех лет наблюдений за российским потребительским рынком эксперты отмечают заметный рост расходов в декабре. К примеру, в 2006 г. он составил 18% по отношению к среднемесячному значению за год, в а 2007 г. - 14%. В декабре этого года ожидается 12-процентный рост трат населения к среднемесячному показателю за 2008 год и 3-процентный - к декабрю 2007 года.
"Несмотря на то что в целом ожидается традиционный рост расходов в период новогодних праздников, текущая экономическая ситуация заставит россиян скорректировать свои затраты на целый ряд категорий", - пишут эксперты. Наиболее серьезное сокращение расходов они ожидают в магазинах компьютерной техники и одежды, а также прогнозируют снижение темпов роста продаж товаров для дома, сотовых телефонов и аксессуаров к ним.
Основными подарочными категориями в этом году станут парфюмерия и косметика, новогодние сувениры, ювелирные украшения, электроника, спортивные товары и детские игрушки, ожидают эксперты. Также, по прогнозам банка, в период новогодних праздников россияне не будут экономить на продуктах питания и услугах салонов красоты.
По мнению исследователей, лидером по росту затрат станет алкогольная продукция и парфюмерно-косметические товары, которые покажут рост в 115% и 110% по сравнению со среднемесячным значением за год и 30% и 15% по сравнению с декабрем 2007 г. соответственно. Расходы на детские игрушки покажут хоть и значительный, но более низкий рост, чем в прошлом году, - 40% к среднемесячному значению за год (в то время как в прошлом году он составил 46%, а в 2006 г. - 112%).
Что касается расходов на ювелирные изделия, то в августе и сентябре наблюдался значительный - примерно на 70% по сравнению с предыдущим годом - рост. "Вероятно, в первые месяцы проявления международного финансового кризиса в России ювелирные украшения рассматривались населением как объект безопасных инвестиций", - полагают эксперты.
В списке наиболее динамично растущих в декабре товаров в этом году нет компьютеров и программного обеспечения. Ожидается, что предновогодний рост расходов в этой категории составит не более 5-10% по сравнению со средним значением за год. При этом по сравнению с декабрем прошлого года ожидается очень серьезное падение - на уровне 50%.
Эксперты также отмечают, что в последние два месяца наблюдаются тревожные сигналы на рынке одежды - мужчины сократили свои расходы на 20% по сравнению с соответствующим периодом в 2007 году. Традиционный рост затрат в этой категории во время январских распродаж может замедлиться до 10% по сравнению с предыдущим годом, когда он составил 20%.
Как многажды писалось, рост расходов на средства телекоммуникации (мобильные телефоны и аксессуары) практически прекратится. Однако это не новый тренд, а общая тенденция снижения интереса потребителей к данным товарам как к подаркам, отмечают исследователи. Похожую динамику показывают также расходы на спортивные товары. В октябре и ноябре они сократились на 31% и 35% соответственно по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Тем не менее, рост в декабре и январе по сравнению со среднемесячным значением за год будет достаточно значительным - 50% в декабре и 55% в январе, но при этом по сравнению с прошлым годом расходы снизятся на 10-15%.
По данным исследования, нетипичная ситуация складывается в категории туристических поездок в новогодние каникулы. На протяжении трех лет пик продаж туристических путевок и авиабилетов приходился на ноябрь, так как потребители стремились заранее организовать свой отдых. Однако в этом году увеличения в ноябре не было, более того, расходы на услуги турагентств упали на 34% по сравнению с прошлым годом.