Замглавы МИД: Опыт работы в спецслужбах мне помогает

Олег Сыромолотов, курирующий вопросы противодействия терроризму, дал интервью в связи с отмечаемым на этой неделе Днем дипломатического работника

Олег Сыромолотов
Фото: ТАСС, Артем Коротаев

Москва. 11 февраля. INTERFAX.RU - Заместитель министра иностранных дел России Олег Сыромолотов, курирующий вопросы противодействия терроризму, дал интервью руководителю внешнеполитической редакции "Интерфакса" Ольге Головановой в связи с отмечаемым на этой неделе Днем дипломатического работника. На этот пост Олег Владимирович был назначен в марте 2015 года.

- Олег Владимирович, Ваша должность была введена в МИД России относительно недавно. Скажите, насколько она доказывает именно сейчас свою востребованность? В какой степени помогает Ваш прошлый опыт на дипломатической службе? Вы совершаете много рабочих поездок, после чего, в том числе благодаря Вашим усилиям, у России налаживаются контакты по антитеррору с различными государствами. Какие у Вас приоритетные задачи на ближайшее будущее, какие страны еще планируется "разработать" в этом смысле?

- Уточню, что это было решение российского руководства. В отношении оправданности скажу так: собственно дипломатическим усилиям на направлениях международного контртеррористического сотрудничества требуется профессиональная поддержка, знание механизмов практического противоборства с терроризмом, прежде всего в отечественных условиях. Это совершенно не подменяет продолжающегося полноформатного межведомственного взаимодействия, но в каких-то ситуациях попросту требуется постоянное нахождение в процессах обсуждения тех или иных проблем, в процессах принятия решений. Я не буду углубляться в детали, но, думаю, все и так понятно – особенно с учетом того, что угрозы терроризма и важность межгосударственного сотрудничества по их отражению сегодня находятся в абсолютных приоритетах – в вопросах политики и в вопросах безопасности, да и на бытовом уровне.

По поводу того, помогает ли мне сейчас мой прошлый опыт работы в специальных службах, я уже ответил. Конечно, помогает. И это все служит интересам дела.
Поездок много, но в современных условиях это, собственно, и не такой уж важный показатель. Ездят много и в Москву, имеются современные средства связи. Хотя личные контакты по-прежнему способны существенно двинуть вперед любую, даже самую деликатную повестку. Недавно был в Египте, во Франции, до этого – в Китае, в Центральной Азии. Везде – множество вопросов для обсуждения, для настойчивого продвижения вперед в сотрудничестве в отражении общих угроз. При этом даже в тех аспектах, где с обеих сторон звучат взаимные претензии, удается выходить на совместные оценки, когда начинаешь говорить о том или ином параметре прямых угроз нашим гражданам со стороны террористических или экстремистских группировок. В таких разговорах, повторюсь, знание того, как безопасность обеспечивается на самом деле, знание того, как мы в недавнем прошлом сотрудничали с конкретными партнерами и службами государств, с представителями которых теперь беседуешь, "ломает любой лед", преодолевает предвзятость. Почти любую.

Вскоре ожидаются новые встречи – теперь в Евросоюзе с координатором по контртерроризму. Прорабатываем даты контакта с Госдепартаментом США. Интересный будет разговор. Не сомневаюсь, что он кое-что добавит в наши с американцами подходы к взаимодействию в борьбе с терроризмом в Сирии, а, может быть, и выведет нас на восстановление каких-то параметров былого сотрудничества в контртерроризме на двусторонней основе.

- Вы недавно были с консультациями в Египте. Участие российских специалистов по безопасности в проверке аэропорта Каира было единовременным или эта практика станет носить регулярный характер и будет проводиться в курортных городах тоже? Удалось ли найти следы виновных в теракте в отношении российского самолета "Когалымавиа"? Когда может быть возобновлено авиасообщение с Египтом?

- Консультации в Египте прошли насыщенно, состоялись встречи с заместителем министра иностранных дел Египта Сами, курирующим антитеррористическую проблематику, а также с советником Президента Египта по национальной безопасности Абуннагой и советником президента Египта по вопросам борьбы с терроризмом Гамельэддином. Считаю, что по ключевым проблемам глобальной антитеррористической повестки дня было продемонстрировано совпадение или близость наших подходов. Египетские коллеги настроены на максимальное взаимодействие в целях обеспечения антитеррористической авиационной безопасности и восстановления воздушного сообщения между нашими странами.

Действительно, в соответствии с достигнутой ранее договоренностью, в январе с.г. российские специалисты по безопасности посетили Каир для оценки предпринятых египетской стороной мер по повышению уровня безопасности в аэропорту арабской столицы.

В настоящее время готовится для представления на рассмотрение руководству страны отчет об этой поездке, который может содержать дополнительные предложения по выстраиванию дальнейшей совместной с египетскими партнерами работы в этой сфере. Имеется понимание, что такие визиты наших экспертов будут предприниматься и в будущем. И не только в Каир, Вы правы, но и другие курортные города Египта – совершенно логичное и своевременное решение. Кстати, хотел бы отметить, что российская сторона, в свою очередь, готова принимать египетских экспертов для аналогичной работы в наших аэропортах. Так что тут сотрудничество самое партнерское и заинтересованное.

Исходим из того, что запуск совместных механизмов по обеспечению безопасности, которые призваны не допускать – ни в коем случае – повторения трагедии 31 октября 2015 года, позволит возобновить прямое авиасообщение между двумя странами. О конкретных сроках такого шага речь вести пока преждевременно, но заверяю Вас в том, что российская сторона никаких искусственных препятствий для совместной с египетскими партнерами работы создавать не намерена.

Что касается Вашего вопроса о виновных в теракте 31 октября 2015 года, то хотел бы напомнить, что следствие по этому делу, начатое ФСБ и другими российскими правоохранительными органами, продолжается. К слову, расследование обстоятельств трагедии над Синаем ведет и египетская сторона. Давайте не будем предвосхищать его результаты. Могу лишь подтвердить, что все причастные к теракту, все виновные будут неизбежно установлены и понесут наказание. Иного не дано – об этом сказал президент России, таков настрой сплоченного российского общества.

- Глава МИД Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри в рамках встречи в Цюрихе обсуждали координацию антитеррористических действий в Сирии. Добавились ли новые аспекты взаимодействия по этой линии между Москвой и Вашингтоном, свыше меморандума по предупреждению инцидентов в небе? Обсуждается ли полная координация действий ВКС РФ и американской коалиции, возможна ли она в принципе?

- С самого начала операции наших ВКС в Сирии, с 30 сентября 2015 г., мы предлагали Вашингтону наладить максимально плотный контакт между российским и американским министерствами обороны. Приглашали руководство Пентагона в Москву, были готовы, чтобы Дмитрий Медведев во главе делегации представителей наших военных и спецслужб поехал в США обсуждать данные проблемы в интересах их предметного решения.

Администрация Барака Обамы эти инициативы отвергла и пошла лишь на подписание военными ведомствами 20 октября 2015 г. упомянутого Вами меморандума о предотвращении инцидентов при полетах боевой авиации в Сирии. Причем, как показала трагедия 24 ноября 2015 г. со сбитым турецкими ВВС российским Су-24, американцы даже не обеспечили его выполнение своим союзником – Анкарой, хотя брали на себя обязательства за всю "антиигиловскую коалицию".

Одновременно постоянно звучит огульная и безответственная критика в наш адрес – дескать, в Сирии мы "бомбим не тех". Но Владимир Путин не раз объяснял: мы спрашивали у американцев – покажите нам цели, которые надо бомбить, а в ответ – тишина. Мы спрашивали у них – тогда покажите нам цели, которые не следует бомбить, а в ответ – опять ничего. Как в таких условиях налаживать взаимодействие, неясно.

В настоящее время, когда наступление на территории, подконтрольные ИГИЛ (запрещена в РФ - ИФ), становится все более масштабным, к сожалению, растет и вероятность возникновения непреднамеренных инцидентов, в том числе попадания военных под "дружественные" удары авиации. Чтобы снизить риск таких инцидентов не только в воздухе, но и на земле, командование нашей базы "Хмеймим" регулярно связывается с американскими визави в Катаре. Но, безусловно, нужна более плотная координация действий ВКС России и американской коалиции.

Мы регулярно поднимаем эту проблему при общении с Вашингтоном, предлагаем начать, наконец, реально сотрудничать в борьбе с ИГИЛ. Дело – за нашими американскими партнерами, как говорится, "мяч" – на их стороне.

- Москва хотела бы, чтобы сирийские курды принимали участие в политическом процессе в Сирии и вошли в состав делегации оппозиции для переговоров с Дамаском. В то же время, Анкара заявляет, что они – террористы. Свои отношения с курдами и у США. Какие меры, возможно совместные, могут быть предприняты для нейтрализации Турции в данном контексте.

- Москва не ставит целью кого-то "нейтрализовать". В своих подходах к вопросу о формировании делегации сирийской оппозиции мы исходим из положений резолюции СБ ООН 2254 от 18 декабря 2015 г. Того же ожидаем от других членов международного сообщества, включая Турцию.

Указанная резолюция вобрала в себя ключевые позиции документов Международной группы поддержки Сирии. В работе этой группы участвовала и Анкара. Резолюция содержит совершенно четкое поручение Де Мистуре собрать как можно более широкий спектр оппозиции. Курды же – важная часть населения САР, игравшая далеко не последнюю роль в общественно-политической жизни до кризиса в этой стране, а в настоящее время успешно противостоящая ИГИЛ и другим джихадистским террористическим группировкам и контролирующая свыше 15% сирийской территории. С учетом всех этих факторов обсуждение вопросов будущего Сирии без участия курдов, в т.ч. Партии демократического союза во главе с Муслимом, бесперспективно.

Позиция Турции, исключающая сирийских курдов из межсирийских переговоров, не может не вызывать беспокойства. Нельзя допустить, чтобы переговорный процесс становился заложником обструкционистской линии одной страны, которая вместо содействия мирному урегулированию в Сирии пытается направлять его в угоду своим узким национальным интересам.

- На днях Госсекретарь США Джон Керри заявил, что коалиции, возглавляемой США, удалось практически взять под свой контроль турецко-сирийскую границу. Российская сторона заявляла о своей готовности содействовать этому процессу. Это в силе? И что насчет турецко-иракской границы?

- Взятие под контроль турецко-сирийской, как и турецко-иракской границ, безусловно, остается актуальной задачей. Без этого борьба с терроризмом в регионе не будет эффективной.

Хотелось бы услышать от американской стороны подробности, подкрепляющие столь амбициозное заявление Госсекретаря США. Сразу возникает вопрос, как за столь короткое время в последний период возглавляемой Соединенными Штатами коалиции вдруг удалось взять под контроль протяженную турецко-сирийскую границу? Это при том, что до этого, в течение полутора лет "активных" действий коалиции с применением военной авиации, граница фактически представляла собой "решето". Через ее "прорехи" осуществлялась транспортировка больших объемов нелегальной игиловской нефти, скрытая – а по сути открытая – подпитка экстремистских и террористических группировок оружием и другими средствами, переброска в Сирию и в обратном направлении террористов-боевиков.

Более того, все эти факты еще и почему-то замалчивались. До тех пор, пока многие из них не были вскрыты и представлены вниманию международного сообщества благодаря операции Воздушно-космических сил Российской Федерации. Более того, усилия ВКС России во многом способствовали сокращению преступной активности в районе турецко-сирийской границы. В частности, был нанесен заметный удар по нефтетрафику ИГИЛ, что, в свою очередь, существенно снизило материальные ресурсы и степень боеспособности отрядов этой терорганизации.

Однако проблема обеспечения мониторинга за турецко-сирийской границей остается. Деструктивные процессы вдоль нее, включая переброску в Сирию боевиков и поставку им вооружений, продолжаются. Плюс к этому появляются новые вызывающие озабоченность элементы. Например, активизировалась военная деятельность Турции на сирийской стороне границы: турецкой артиллерией осуществляются обстрелы территории САР, на границе – в нарушение принципа суверенитета и неприкосновенности границ – возводятся некие "стены безопасности" и другая инфраструктура. В СМИ, видимо небезосновательно, постоянно появляется информация о проникновении турецких ВС на территорию САР под надуманными предлогами "защиты" подконтрольных Анкаре антиасадовских группировок. При этом мы по-прежнему не приемлем любые попытки со стороны членов "антиигиловской коалиции" реализовать планы по созданию 45-ти километровой т.н. "зоны безопасности" на суверенной сирийской территории, якобы для перекрытия все той же сирийско-турецкой границы. Без согласия на то Дамаска и без соответствующей санкции СБ ООН мы будем рассматривать это как акт прямой военной интервенции.

Убеждены, наконец, что с учетом, мягко говоря, неоднозначной политики самой Турции в районе границы, вопрос обеспечения ее безопасности и мониторинга требует максимальной степени прозрачности и проработки в рамках ООН. Россия будет работать в этом направлении.

Насчет турецко-иракской границы: ситуация и там далеко не безупречна. Имеются многочисленные факты идущего в Турцию потока контрабандной нефти, нелегально добываемой ИГИЛ на подконтрольных территориях в Ираке. Не секрет, что на этом наживаются близкие турецкому руководству деятели, при том, что такое положение вещей Анкару, видимо, вполне устраивает.

Кроме того, следует иметь в виду, что с иракской стороны центральные власти границу с Турцией не охраняют. Де-факто ее контролируют власти иракского Курдистана, отношения которых с Багдадом весьма сложные. Однако в интересах как Багдада, так и Эрбиля, наладить координацию в вопросе охраны общей границы, тем более, что в противостоянии ИГИЛ они выступают как союзники.

Главный же вопрос, к которому приходится вновь вернуться, все же в том, насколько последовательно будет бороться с терроризмом сама Турция. Пока ситуация такова, что турецкая территория фактически превратилась в тыловую и логистическую базу для действующих в Ираке и Сирии террористов.

- Вы недавно побывали с визитом в Париже, где разговаривали с национальным координатором разведслужб Франции. Президент России сказал, что против терроризма Россия и Франция должны действовать как союзники. Ощутили ли Вы такой же настрой в Париже? И как удается согласовывать действия, если Франция официально не выходила из коалиции, ведомой США? Актуально ли сейчас говорить о создании одного широкого фронта?

- В Париже у меня состоялась специальная, предметная дискуссия с Национальным координатором разведывательных служб при президенте Франции Ле Бре по актуальным вопросам борьбы с терроризмом, прежде всего в контексте кризиса в Сирии.

Наши контакты с французами на антитеррористическом направлении имеют давнюю историю и всегда отличались взаимной заинтересованностью, честностью и конструктивностью. Безусловно, нынешнее тревожное положение дел на международной арене не может не влиять на двустороннее сотрудничество с западными странами, в т.ч. на данном треке. Тем более, что мы расходимся с Парижем в оценках причин и путей выхода из ряда ключевых кризисных ситуаций.

Сейчас речь не идет об участии или неучастии Франции в коалиции, возглавляемой США. Для нас этот вопрос не имеет приоритетного характера. Сейчас главное – сосредоточиться на поисках возможностей и методов совместной работы там, где возможно, где нет препятствий для предметного взаимодействия профессионалов, которые всегда в состоянии найти общий язык.

Альтернативы более плотному взаимодействию основных игроков в сирийском урегулировании, включая Россию и Францию, несмотря на существующие разногласия, просто нет.

Мы готовы и открыты к рассмотрению любых форматов сотрудничества в интересах более четкого выявления террористов, в частности, купирования каналов подготовки и переброски в Сирию иностранных боевиков-террористов.