Гражданин поэт

В Центре Мейерхольда поставили спектакль "СВАН" про Россию будущего, где мигрантов заставляют сдавать экзамен по стихосложению на гражданство

Фото предоставлено Центром имени Вс.Мейерхольда

Москва. 5 февраля. INTERFAX.RU - Спектакль "СВАН" в Центре Мейерхольда является соединением сразу нескольких ярких и активно действующих в настоящий момент творческих сил. В постановке играют "брусникинцы" - недавние выпускники мастерской Дмитрия Брусникина в школе-студии МХАТ, уже ставшие звездами. Режиссерское место занял Юрий Квятковский, поставивший получившие определенную известность спектакли "Копы в огне" и "Норманск". Пьесу в стихах, по которой поставлен "СВАН", написали Андрей Родинов и Катерина Троепольская.

В ЦИМе, ставшем площадкой экспериментов молодых постановщиков, также идёт спектакль "Алиса и государство", в котором в похожей форме размышляют о современном российском обществе

Действие в спектакле происходит в России будущего, в которой, чтобы получить гражданство, надо сдать экзамен по стихосложению. В таком тестировании нет ничего удивительного, заявляют создатели постановки, ведь "Россия - страна поэтов", и только настоящий поэт может стать ее жителем. Принимают испытание (а это оно в полном смысле слова) сотрудницы миграционной службы СВАН (то есть swan или лебедь), которые из любого гадкого утенка Алибека или Шамсидина сделают прекрасного лебедя с российским паспортом.

"СВАН" - это очевидная сатира на абсурдность российской действительности с ее проблемой нелегалов и огромной бюрократией. При этом портрет всей системы такой точный, что его узнаешь мгновенно. Заслуга в этом и замечательного стихотворного текста, который просится быть разобранным на цитаты, и традиционно отличной игры "брусникинцев", и интерьеров будущего, в которых узнаются кабинеты чиновников настоящего.

Спектакль вообще был бы метким и быстрым (он идет всего час) хуком системе, если бы не финальный монолог мигранта, чужака в прекрасной лебедянии, который выводит постановку на уровень размышлений о том, кто вообще такие русские. И вдруг начинаешь думать, что, может, широкая русская душа предполагает разруху и безграничную бюрократию как попытку ее обуздать. И тогда это государство - не какие-то далекие они, это тоже мы.

Новости