Утешение для туристов

Те, кто решит все-таки не рисковать жизнью и здоровьем и откажется от путевки в Таиланд, согласно юридическим нормам, могут и вправе рассчитывать на компенсацию от турфирмы

Фото: Reuters

Москва. 3 декабря. INTERFAX.RU - Туристы, забронировавшие путевку в Таиланд и решившие из-за беспорядков в этой стране отказаться от нее, могут рассчитывать на компенсацию. Как сказано в ст.14 закона "Об основах туристской деятельности", федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, то есть Ростуризм, информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране или месте временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Причем делает это Ростуризм лишь после того, как с соответствующей информацией выступит любой орган федеральной государственной власти, указав на наличие в стране отдыха россиян угроз жизни и безопасности. В данном случае источником информации стал МИД РФ. После того, как этот орган официально сообщит о возникновении обстоятельств, свидетельствующих об угрозе безопасности жизни и здоровья туристов, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист и туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Все эти заявления не накладывают запрет на продажу путевок - они дают возможность туристам отказываться от забронированных туров без штрафных санкций. Однако формы компенсации могут быть разные.

Причем при расторжении до начала путешествия договора о реализации турпродукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Если мы возьмем конкретный случай с нынешними беспорядками в Таиланде, станет очевидна разница между положениями закона и его практической реализацией.

Напомним, 26 ноября, когда оппозиция блокировала аэропорт в Бангкоке, МИД РФ призвал россиян "отнестись к поездкам в Таиланд взвешенно". Затем, 27 ноября, - "не планировать поездки в эту страну".

Однако к вечеру пятницы выяснилось, что напряженность не спадает, и МИД РФ счел необходимым предупредить Ростуризм и Ассоциацию туроператоров России о "возможности развития ситуации по конфликтному сценарию и признал нежелательными туристические поездки в Таиланд".

Это сообщение было срочно обработано Ростуризмом и уже в субботу на его официальном сайте появилось обращение к туроператорам и турагентствам с рекомендациями воздержаться от организации туристических поездок в эту страну.

Все эти дни руководители многих турфирм и туристы ломали голову над тем, что скрывается за этими формулировками. Если перевести вопрос в практическую плоскость – непонятно, ехать или не ехать в Таиланд? Интересно, что даже юристы, специализирующиеся на турбизнесе, не были едины в трактовке указаний двух уважаемых ведомств.

Дело в том, что закон не оговаривает, как конкретно должна звучать заветная фраза, после которой туристы вправе отказываться от туров и требовать 100% возмещения затрат.

Ростуризм, кстати, также разъясняет, что "прямой угрозы жизни и безопасности туристов в Таиланде нет, есть вероятность этой угрозы", так что выпущенное им указание турфирмам – всего лишь рекомендация, которая призывает туристов и турфирмы действовать в соответствии со здравым смыслом. Последние так и действовали все это время – каждая в соответствии со своим представлением и прочтением этого закона.

Итак, если турист сейчас решит отказаться от уже оплаченной путевки, турагентство. скорее всего, предложит ему альтернативный тур или в другую страну, или в другие сроки – как правило, без доплаты. Компания может вернуть и деньги, но вряд ли это будет сделано сразу или быстро.

Туроператор, в зависимости от своих возможностей, может по-разному отреагировать на просьбу об аннуляции тура. Поэтому главный совет юристов в такой ситуации – соглашаться на замену. И в любом случае – договариваться с агентством, в котором куплена путевка. Это – единственный путь решить свою проблему, утверждают они.

Выступая с рекомендациями, МИД РФ говорит о нежелательности поездок в Таиланд вообще, хотя беспорядками охвачен только Бангкок, а остальные места массового отдыха туристов находятся на значительном от него удалении, а некоторые – на островах. Например, на Пхукете, куда организованы прямые рейсы из России, так что туристы в буквальном смысле "пролетают" над бангкокскими проблемами.

Если турист все же не согласен с теми вариантами замены, которые предлагает ему туроператор, он вправе обратиться в суд. По данным юридических компаний, специализирующихся на проблемах турбизнеса, в 99% случаев такие дела решаются в пользу туриста.

Здесь также надо отметить, что обращаться за компенсацией к турфирме турист мог уже после первого сообщения МИД РФ, в котором он призывал россиян взвешенно отнестись к поездке в Таиланд.

Важно еще раз подчеркнуть, что закон не обязывает турфирмы прекратить продажу туров в страну, от поездок в которую стоит воздержаться. Для такого прямого запрета на осуществление продаж должны быть очень веские обстоятельства, например, отсутствие авиасообщения со страной, вспышка смертельно-опасной эпидемии и др.

Если же МИД РФ напишет жестко, что в какую-либо страну ехать нельзя, туроператоры будут обязаны вернуть деньги туристам в полном объеме – из своих собственных средств, а не из финансовых гарантий.

В этом году МИД объявлял нежелательными для россиян поездки, в том числе туристические, в Бурунди, в Тибетский автономный район КНР, затем – в южные районы Союза Мьянма, на которые пришелся удар мощного тропического урагана "Наргиз". В августе 2008 года он выступил с таким же предупреждением по Абхазии после начала там боевых действий. Правда, затем снял его.

Случай с Таиландом – первый серьезный инцидент на массовом направлении отдыха россиян, который произошел после принятия в начале 2007 года поправки об обеспечении безопасности туристов (ст.14) в федеральный закон "Об основах туристской деятельности". Соответственно, на основе правоприменительной практики в дальнейшем эта статья может быть скорректирована.

Одновременно обнаружились и другие скрытые дефекты обновленного закона. Оказалось, что институт фингарантий, который задумывался в первую очередь для обеспечения прав потребителей, в таких критических ситуациях, вроде таиландской, не действует.

Кроме того, закон прописывает ответственность туроператора, а другие участники производственной цепочки, из него выпадают. Этот пробел виден в нынешнем кризисе на тайском направлении – туроператор готов компенсировать туристу наземное обслуживание в Таиланде или заменить тур в эту страну на другой. Но в составе купленного туристом пакета есть перевозка на авиакомпании, которая продолжает полеты, а, следовательно, о компенсации речи быть не может.

Новости