Конкурс, изменивший жизнь страны

В этом году Московский международный конкурс им. Чайковского отмечает 50-летний юбилей. Ныне всем привычный, 50 лет назад он стал знаковым событием в жизни страны

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 18 марта. INTERFAX.RU - Ровно 50 лет назад, 18 марта 1958 г., в столице СССР открылся Первый Московский международный конкурс им. П.И.Чайковского. Он продлился до 14 апреля и оказал огромное влияние на развитие музыкальной исполнительской культуры не только Советского Союза, но и всего мира. Значение этого конкурса, однако, выходило далеко за чисто профессиональные рамки. Конкурс, собравший десятки молодых исполнителей из разных стран Европы, Азии, Африки и Америки, был для страны, еще лишь просыпавшейся от дурного сна тоталитаризма, одним из тех знаковых явлений, которыми страна как бы отмечала вехи своего пробуждения.

Настороженное молчание

1953 год. Умирает Сталин. Через полтора года после смерти диктатора в самом центре Москвы в Малом театре гастролирует старейший театр Франции Comedy Françаise. Это первые в СССР выступления зарубежного театра. В том же 1955 г. в Москве проходит Неделя французского кино. С участием великого режиссера Рене Клера, кинозвезд первой величины Даниэль Дарье, Дани Робен, Мишель Морган и даже самого легендарного Жерара Филиппа. Он был тогда в расцвете жизни и славы, и летняя Москва шалела, встречая настоящего с черно-угольными волосами и пронзительно зелеными глазами Фарфана-Тюльпана (фильм только что прошел в советском прокате).

Это была первая Неделя иностранного фильма в нашей стране за всю ее историю. 1956 год. В новогодние дни с 1956 на 1957-й первые в СССР гастроли зарубежного эстрадного (подумать только, еще два года назад слово "эстрада" носило оттенок чего-то ругательного) певца. То был блистательный Ив Монтан. Семнадцать концертов в Москве в Зале им.Чайковского и 16 концертов в Ленинграде в зале "Октябрьский" прошли с невероятным успехом.

А летом 1957 г. Москва уже встречает Всемирный фестиваль дружбы молодежи и студентов. И несколько месяцев спустя студенческую молодежь разных профессий и интересов в качестве главных гостей Москвы сменяет творческая, духовная элита. 18 марта 1958 г. в Большом зале Московской консерватории открывается Первый конкурс им.Чайковского. Инициаторами проведения в Москве музыкального конкурса сразу по нескольким специальностям (большинство проводившихся тогда, да и сейчас, конкурсов ограничивалось одной специальностью - конкурс скрипачей, конкурс пианистов) принадлежит двум гениям нашей отечественной культуры ХХ в. - композитору Дмитрию Шостаковичу и пианисту Святославу Рихтеру.

Шостакович возглавил оргкомитет Первого конкурса (и потом возглавлял оргкомитеты еще пяти последующих конкурсов), Рихтер стал главой жюри конкурса пианистов. Звезды ли так сложились или судьбе было угодно, но Первый конкурс им.Чайковского как бы сам выдвинул от себя еще одного героя, наряду с уже названными. То был соискатель премии им.Чайковского, очень высокий, очень худой, где-то еще нескладный 23-летний американский парень с густой копной темно-русых кудрей на голове и по-детски широко раскрытыми синими глазами.

Парень из техасской семьи с ирландскими корнями. Звали его Van Clibern, по-русски это читалось как Вэн Клайберн, но переводчица поначалу перевела имя будущего кумира всех советских женщин от 6 до 86-летнего возраста как "Ван Клиберн". Тем самым для изобретательной российской публики оставалось полшага до "Вани" и "Ванюши".

После фантастического успеха на конкурсе в Москве Ваней и Ванюшей его станут называть не только в России, но и на родине. Вэн потряс слушателей уже на 1-м туре, на котором исполнялась камерная музыка. Ученик знаменитой Джульярдской школы, взращенной в США русской традиции преподавания, Вэн, очевидно, не мог не найти в душах и сердцах русской публики органичного отклика. А когда российская публика впервые услышала в исполнении молодого американца самое русское и самое прекрасное из всех произведений гениального русского лирика Петра Чайковского - Первый концерт для фортепиано с оркестром - благопристойный зал Московской консерватории взорвался овациями. Публика до хрипоты кричала: "Первая премия! Первая премия!" Потрясенный игрой юного коллеги Рихтер заявил во всеуслышание: "Здесь нужно говорить о гениальности".

Минкультовские и иные высокие круги охватила паника: "Хорошо брататься на молодежном фестивале"; "Хорошо, пожимая удивительные, с невероятно длинными пальцами, руки юного гения из-за океана, говорить: "Ах, Ванюша, мы так тебя любим". Сам глава партии и страны Никита Сергеевич Хрущев так растрогался на одном из концертов, что чуть не вывалился из ложи, обнимая Вэна. Все так? Но дать первую премию на самом первом национальном конкурсе, аж еще за самую национальную музыку иностранцу - это же позор для страны, это унижение достоинства советского человека?"

Бешеный успех

Как известно, все тайное становится явным. О скандале в верхах говорили все, даже те, кто ни разу в жизни не бывал ни в консерватории, ни в филармонии. А скандал, как всякий черный пиар, естественно же поднимал, как сказали бы сейчас, рейтинг. О феномене Вэна Клайберна впоследствии много писали. Да, гениально одаренный. Да, невероятно по-человечески обаятельный. Да, сложилось все, и первые глотки свободы, и совсем недавнее пробуждение от кошмара тоталитаризма. Все сошлось, все смешалось, и десятилетиями лишенная всякой духовной пищи толпа вдруг ринулась туда, куда еще год назад ей был и в голову не могло прийти - ринулась в консерваторию. Удивительно, но социологи как-то умудрились подсчитать, что после Первого конкурса Чайковского количество посещений концертов классической музыки неконсерваторской молодежью увеличилось почти в полтора раза.

Но вернемся к весенним дням конкурсного 1958 года. Судьба первой премии у пианистов висела на волоске, что называется, до самого конца. Только когда Шостакович и Рихтер твердо заявили, что если Клайберну не дают первую премию (и сопутствующую ей золотую медаль), они оба оставляют свои посты до окончания конкурса. На такой мировой скандал советское руководство идти не решилось. А когда началась торжественная церемония закрытия конкурса, стало понятно, что на компромисс власти пошли вовремя: Большой зал консерватории встретил официальных лиц настороженным молчанием, а когда ведущий церемонии произнес заветные слова: "Первая премия присуждается?" зал встал и начал скандировать: "Клиберн! Клиберн!"

А после Клайберн дал положенные победителю серии концертов - в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске. И затем в течение 20 с лишним лет, пока вел активную концертную деятельность, регулярно приезжал в СССР на гастроли. Последние проходили неизменно с бешеным успехом.

Однажды график гастролей Клайберна в Москве совпал с его днем рождения - 12 июля. Американский пианист встречал его со русскими друзьями в постоянном номере люкс лучшей тогда гостиницы Москвы "Националь". В номере был полукруглый угловой балкон, выходящий на Манежную площадь. Когда на летний город опустились сумерки, вся Манежная и прилегающая улица Горького (сегодня Тверская) оказались запружены народом. Публика с горящими факелами и фонариками приветствовала своего кумира. Автор этих строк была там, в публике, поверьте, зрелище было потрясающее и трогательное, конечно. Особенно, когда Вэн вышел на балкон и вместе с огромной толпой исполнил свою любимую русскую песню "Подмосковные вечера". Это было уже в 70-е годы.

А тогда, в 1958-м, вернувшемуся в родные Штаты победителю Первого конкурса им. Чайковского, уже родина устроила незабываемую встречу. Его встречали как героя нации, кадры кортежа автомашин, проезжающих по усыпанным цветами улицам Нью-Йорка, с так хорошо всем знакомой высокой фигурой, стоящей в открытой головной машине, обошли все телеэкраны мира.

А день 20 мая, день возвращения В.Клайберна домой после завершивших конкурс гастролей, был объявлен в США национальным праздником, Днем Музыки. Конечно, история взаимной любви России, Москвы и американского пианиста - это случай особый, феноменальный. Но то, что успех на конкурсе Чайковского в Москве открывает молодым музыкантам самых разных стран дорогу к мировой известности, - факт, не требующий доказательств. Победители и лауреаты конкурса Чайковского (румын Руха, китаец Лю Ши Кунь, англичанин Огдон, россиянин Власенко и многие, многие другие) заняли первое место в рядах исполнительской музыкальной элиты ХХ века.

К пианистам и скрипачам - участникам I конкурса, прибавились затем виолончелисты, мастера скрипичных инструментов, и, наконец, вокалисты. Образцова, Нестеренко, Соткилава, Синявская и многие, многие другие суперзвезды мировой оперной сцены шагнули на нее с Золотого пьедестала Московского международного конкурса им.Чайковского. Сегодня этот самый крупный, самый престижный музыкальный конкурс планеты отмечает свой полувековой юбилей.

Обозрваетль Нина Коваленко

Новости