Григорий Карасин: Скорейшее преодоление кризиса на Украине в полной мере отвечает нашим интересам
Замглавы МИД РФ подвел итоги 2015 года в контексте украинского урегулирования, отношений Москвы и Тбилиси, а также взаимодействия РФ со странами Центральной Азии
Москва. 2 января. INTERFAX.RU - Статс-секретарь, замглавы МИД РФ Григорий Карасин в интервью корреспонденту "Интерфакса" Алексею Эйбоженко подвел итоги 2015 года в контексте украинского урегулирования, отношений Москвы и Тбилиси, а также взаимодействия РФ со странами Центральной Азии.
- Как Вы оцениваете перспективы украинского урегулирования и выполнения Минских соглашений? Сколько может уйти времени на то, чтобы исправить плачевную ситуацию в российско-украинских отношениях? Готова ли к этому Москва?
- Наши контакты с зарубежными партнерами показывают, что при всех расхождениях во взглядах относительно ситуации на Украине укрепляется общее понимание необходимости активизации именно политического диалога, без которого поиск согласия и компромисса для устойчивого урегулирования внутриукраинского кризиса просто невозможен. В этом смысле все по-прежнему зависит от Киева, его заменить никто не сможет, ни Берлин, ни Париж, ни Москва. Эту работу украинские политики должны сделать сами.
Всеми признается безальтернативность Минских соглашений от 12 февраля 2015 г. Главное – обеспечить их неукоснительное, последовательное и полное выполнение, особенно в части, касающейся соответствующих обязательств о решении ключевых вопросов через прямой диалог Киева с Донбассом. Речь идет о местных выборах, амнистии, предоставлении региону законодательно закрепленного на постоянной основе особого статуса, осуществлении реальной конституционной реформы.
Как вы знаете, Россия повысила уровень своего участия в Контактной группе и будет максимально содействовать продвижению минского процесса. Но, повторяю, главное зависит от самого Киева.
Для достижения подлинного и жизнеспособного урегулирования кризиса на Украине стороны конфликта, как это отфиксировано в минском "Комплексе мер", должны начать разговаривать друг с другом с целью поиска компромиссов, согласования вариантов решения имеющихся проблем. Для этого требуется проявление политической воли, которой явно не достает Киеву. Линия украинских властей на преднамеренное игнорирование законных прав и требований населения юго-востока страны не способствует достижению мира и стабильности в регионе, а ведет лишь к его дальнейшему обособлению.
К сожалению, украинская сторона лавирует, не спешит действовать в логике минских договоренностей, на собственный лад переиначивает итоги «нормандских» встреч, в том числе на высшем уровне. Подобная практика подрывает наши общие усилия в направлении успешного завершения минского процесса.
Поэтому, чем скорее в Киеве осознают необходимость выполнения своих обязательств по "Минску-2" во всей их совокупности, тем быстрее пойдет процесс урегулирования, а мы сможем содействовать полной реализации упомянутого "Комплекса мер".
Скорейшее преодоление Украиной затянувшегося глубокого политического и экономического кризиса в полной мере отвечает и нашим интересам. Мы хотим, чтобы у нас был надежный, предсказуемый партнер и сосед, с которым развивалось бы обоюдовыгодное и прагматичное взаимодействие по всем направлениям двустороннего сотрудничества.
Для России отношения с Украиной неизменно играли, играют и будут играть весьма важную роль. Украина это не только близкая нам географически соседняя страна, но это и страна, с народом которой нас объединяют общие духовные, культурные, цивилизационные корни. В нашей общей совместной истории были разные этапы – и героические, и трагические. Но неизменно мы были вместе и в горе, и в радости. Нам это судьбой предначертано.
В Москве открыты к конструктивному диалогу с Киевом как с самостоятельным суверенным участником международных отношений, прежде всего на основе учета подлинных коренных интересов наших народов, а не конъюнктурных, сиюминутных расчетов тех или иных политиков, ориентирующихся сегодня, к сожалению, не столько на интересы собственной страны, сколько на "рекомендации", а порой прямые указания из других столиц.
- Как, по Вашему мнению, украинский кризис влияет на приднестровское урегулирование, принимая во внимание тот факт, что Российская Федерация и Украина являются основными посредниками в рамках формата "5+2", а также с учетом периодически звучащих из Киева заявлений о возможной блокаде Приднестровья со стороны Украины?
- Украина, действительно, играет важную роль в приднестровском урегулировании как в силу имеющегося у нее наряду с Россией статуса гаранта в этом процессе, так и ее географического положения в регионе. К сожалению, со сменой власти в Киеве в феврале 2014 года Украина не только отошла от беспристрастного посредничества в диалоге между Кишиневом и Тирасполем, но и взяла курс на запугивание мировой общественности якобы исходящей от Приднестровья военной угрозой, откровенное экономическое и транспортное "удушение" левобережья Днестра. Это давление серьезно усугубило и без того сложную социально-экономическую ситуацию в Приднестровье.
Напряженность может усилиться с реализацией планов Молдавии и Украины по организации совместного таможенно-пограничного контроля в отношении Приднестровья. Это, в частности, означает, что с 1 января 2016 года решением украинской и молдавской сторон будет изменена схема прохождения грузов, ввозимых в Приднестровье. По оценке Тирасполя, дополнительная налоговая нагрузка на приднестровские предприятия превысит 4 миллиона долларов. Показателем эволюции позиции Киева в приднестровском урегулировании является также затягивание с мая 2015 года назначения нового политического представителя украинской стороны в переговорном формате "5+2". Озабоченность вызывает и то, что в 2015 году не состоялось ни одной встречи в этом переговорном формате.
Мы обращаем внимание и на активность Евросоюза применительно к экономическим связям с Приднестровьем. Замечу, что от участия в этом процессе российской стороне было, к нашему недоумению, отказано.
Главное опасение у нас – как бы за благими намерениями и обещаниями не стояла идея "отрыва" Приднестровья от традиционных связей с Россией. Подобный "смелый" сценарий может принести в регион новое напряжение.
- Россию часто обвиняют в том, что она якобы влияет на политические процессы в Гагаузии и использует это автономно-территориальное образование в качестве "троянского коня" для того, чтобы продвигать свои интересы в Молдавии. Насколько обоснованы эти утверждения?
- Насчет "троянского коня" – лексика до боли знакомая. На самом деле Гагаузия ведет активный диалог с центральной властью в Кишиневе по практическим аспектам автономии, гармонизации законодательства. Причем делается это с участием Совета Европы и ОБСЕ. Чем не пример другим… Кроме того, Гагаузия – исторически тяготеющий к России регион в составе Республики Молдова. Более десяти субъектов Российской Федерации установили и активно развивают с этим самобытным краем тесные разноплановые связи, оказывают ему гуманитарную помощь. Не вижу в этом ничего "троянского".
Продвигая евроинтеграционный внешнеполитический вектор, Кишинев игнорирует выбор гагаузов, среди которых преобладают совсем другие настроения. Избранная в марте 2015 г. башканом (главой) Гагаузии И.Ф.Влах является активным сторонником и многое делает для поступательного продвижения сотрудничества с Россией. В этом она опирается на ясно выраженную волю подавляющего большинства жителей автономии, высказавшихся на референдуме в феврале 2014 года за вступление Молдавии в Таможенный союз.
- Какими событиями запомнился уходящий год на центральноазиатском направлении нашей дипломатии?
- Центральная Азия – особый вектор не только нашей дипломатии, а я бы сказал - и российской государственной политики. Это видно даже из «сухой статистики»: в 2015 году у Путина состоялось 25 встреч с главами различных государств Центральной Азии. Проведено 19 контактов на высоком уровне.
Значительным для развития стран ЦА остается удельный вес их торговли с Россией. Ее объем - около 30 млрд долл США. Как известно, нас быстро «догоняет» Китай, но торговля с Россией пока отличается более высокой структурированностью. Наши многомиллиардные инвестиции в регионе отнюдь не ограничиваются ТЭК (на него приходится лишь около 47% российских капвложений). Порядка 20% наших инвестиций – в цветной металлургии, около 15% - в телекоммуникациях.
В 2015г. стал реальностью Евразийский экономический союз. Позднее к нему присоединилась Киргизия. Вкупе с Зоной свободной торговли СНГ, он предоставляет возможность для государств ЦА упрощенного выхода на ближние рынки емкостью более 182 млн потребителей. Надо признать, что в силу мировых экономических пертурбаций товарооборот между странами ЕАЭС несколько снизился из-за колебания курсов валют и сокращения стоимостных показателей торговли. Однако, размер падения мог бы быть хуже, не будь у нас безбарьерных торговых отношений.
Россия продолжала оказывать поддержку наиболее нуждающимся странам региона. За шесть последних лет такая помощь превысила 5 млрд долл США. Мы остаемся крупнейшим донором для региона по линии ООН.
В 2015г. предоставлено более 2300 бесплатных стипендий для студентов из стран ЦА (против 1054 стипендий в 2014г.). Около 50 тыс человек учатся у нас в частном порядке, что говорит о привлекательности нашего образования, его высоком показателе "цена-качество".
Реальный заслон от внешних угроз в регионе Россия по-прежнему обеспечивает не на словах, а на деле с помощью наших военных баз в Таджикистане и Киргизии, а также в рамках двусторонних договоренностей и по линии ОДКБ. У нас установлены отношения стратегического партнерства или союзничества с большинством государств ЦА, предусматривающие взаимопомощь на случай внешней агрессии. Значительная часть региона входит в зону ответственности ОДКБ. Это придает партнерам уверенность.
Не будет ошибкой отметить, что российский авторитет в регионе укрепился благодаря решительности нашей позиции в защиту русскоязычного населения на Украине, противодействия террористической угрозе со стороны радикально-экстремистских организаций, прежде всего ИГИЛ ("Исламское государство", запрещенная в РФ организация - ИФ) в Сирии. Кстати, к антироссийским санкциям в связи с Украиной не присоединились большинство государств мира, включая все страны ЦА. Они развивают с нами многоплановое сотрудничество, в т.ч импортозамещение.
В Центральной Азии, как на ладони, видны все наши государственные интересы (экономические, военно-политические, гуманитарные). Хорошо понимаем, что если в 90-е годы ХХ века мы реализовывали их в условиях, можно сказать, монополии, то с конца 90-х возникла состязательность. Многих внешних игроков привлекают географические преимущества региона и его богатые ресурсы. Мы обратили внимание на несколько возросшую активность США и Евросоюза в ЦА в последние месяцы. Воспринимаем это спокойно. Готовы к конструктивному взаимодействию с любыми партнерами, если в их повестке дня значатся шаги по устойчивому развитию, содействию стабильности соседней с нами ЦА.
Но при любой расстановке сил на региональной "площадке", ЦА останется зоной ключевых интересов России, важнейшей частью нашего общего экономического, военно-политического и гуманитарного пространства. География, тысячи «нитей» делают логичным выбор в пользу самого тесного сотрудничества. Это важно как для стран ЦА, так и для России. Нам друг без друга не обойтись, особенно, когда на горизонте сгущаются тучи.
- С приходом к власти нового руководства Грузии в 2012 г. в отношениях между Москвой и Тбилиси наметилась положительная динамика. Однако в последнее время складывается впечатление, что она замедлилась. В чем причина этого? Каковы перспективы развития российско-грузинских отношений? Могут ли быть восстановлены в ближайшее время дипломатические отношения? Возможна ли в 2016 г. встреча министров иностранных дел или глав государств?
- Действительно, смена правительства в Грузии в конце 2012 г. сделала возможным совместные шаги в направлении постепенного оздоровления двусторонних отношений, к чему всегда стремилась Россия. В рамках начавшегося неформального диалога за два года мы одиннадцать раз встречались со спецпредставителем премьер-министра Грузии Абашидзе. Открытое и прагматическое обсуждение актуальных вопросов позволило добиться вполне осязаемых результатов – оживилась двусторонняя торговля, восстановлено регулярное воздушное и автотранспортное сообщение, активизировались гуманитарные и деловые связи. На днях в целях дальнейшего облегчения контактов между народами наших стран, по решению Президента России, был существенно либерализован визовый режим для граждан Грузии. Учитывая все это, не могу согласиться с тем, что динамика процесса нормализации якобы снижается. Рассчитываем, что новое руководство правительства Грузии продолжит курс на оздоровление двусторонних отношений. Мы к этому готовы.
Другое дело, что "камни преткновения", разумеется, остаются. Это, в первую очередь, неприятие Грузией новых реалий, сложившихся в Закавказье после августа 2008 г. Вместо выстраивания добрососедских и равноправных отношений с соседями - новыми независимыми государствами в Тбилиси продолжают озвучивать абсурдный тезис об их "оккупации" Россией. Вызывает сожаление, что по-прежнему проявляется неготовность к восстановлению разорванных режимом Саакашвили дипломатических отношений. И нельзя не заметить, что тем самым грузинская сторона сама ставит искусственные ограничители на пути нормализации отношений с Россией. Кроме того, антироссийская риторика по-прежнему широко используется оппозиционными политическими силами в Грузии для зарабатывания внутриполитических очков, что становится особенно очевидно с приближением парламентских выборов. В Москве не остаются безразличными к недружественным заявлениям.
Все эти моменты, естественно, оказывают свое влияние на ход и перспективы нормализации. Пока сложно говорить о проведении каких-либо встреч на высоком и высшем уровнях.
- В связи с ростом потока российских туристов в Грузию планируется ли принять меры по упрощению турпоездок и в гуманитарной сфере в целом? Когда планируется запустить механизм отмены визового режима для граждан Грузии?
- Вы правы, благодаря восстановлению регулярного воздушного и автобусного сообщения Грузия стала гораздо доступнее для наших туристов. К сожалению, даже в этой однозначно выигрышной для себя сфере Тбилиси создает политические препоны. Так, мы вынуждены предупреждать наших туристов, что в Грузии до сих пор действует принятый во времена Саакашвили пресловутый закон "об оккупированных территориях". Наших людей наказывают за то, что они посещали Абхазию или Южную Осетию. Только в текущем году были осуждены пять граждан России: четверо были оштрафованы на 2,5 тыс. долл. США, а один – приговорен к году лишения свободы.
Что касается визовой либерализации, то, как я упоминал, этот процесс уже запущен. С 23 декабря началось оформление для граждан Грузии деловых, рабочих, учебных и гуманитарных виз любой кратности, а также частных виз вне зависимости от наличия родства между приглашающим и приглашаемым по действительным приглашениям, выдаваемым в установленном порядке органами ФМС России. В перспективе не исключаем, что речь может пойти и о введении безвизового режима на взаимной основе.
- Насколько шаткая ситуация сейчас в Нагорном Карабахе и есть ли вероятность возобновления там полноценных боевых действий?
- В последние месяцы мы стали свидетелями активизации вооруженного противостояния с использованием тяжелой артиллерии, крупнокалиберных пулеметов, реактивных установок залпового огня, что повлекло за собой увеличение числа жертв, в том числе среди мирного населения. Такая ситуация не может не беспокоить нас.
Сторонам конфликта следует удвоить усилия с целью достижения устойчивого мира. Эта твердая позиция международных посредников четко выражена в заявлении России, США и Франции на прошедшем в начале декабря 2015 г. заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ.
Стороны также должны соблюдать уже имеющиеся договоренности, направленные на укрепление режима прекращения огня.
Вопросы нагорно-карабахского урегулирования, включая первоочередные меры по ослаблению напряженности в зоне конфликта обсуждались на прошедшем на днях (19 декабря с.г.) в Берне азербайджано-армянском саммите. Рассчитываем, что состоявшийся разговор окажет стабилизирующее воздействие на ситуацию на армяно-азербайджанской границе и линии соприкосновения.
Россия, являясь одним из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ - международной структуры, занимающейся урегулированием, - предпринимает активные усилия, чтобы помочь сторонам конфликта достигнуть компромисса. В последнее время состоялась серия консультаций Лаврова с коллегами из Азербайджана и Армении, на которых рассматривался весь комплекс вопросов НКУ. Надеюсь, что вскоре после наступления нового года эта работа будет продолжена. Естественно, не останется без внимания и военная ситуация.