Итоги 2015: Пенсионные деньги – оазис с признаками миража
Судьба накопительной пенсионной системы обсуждалась весь год, но поставить точку в этой дискуссии так и не удалось
Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU – Негосударственные пенсионные фонды в уходящем году стали одними из главных участников финансового рынка. Пришедшие в фонды впервые с 2013 года свежие деньги - более 600 млрд рублей - оживили рынок корпоративных и государственных заимствований. В условиях санкций и трудностей привлечения иностранных заимствований компании переключились на внутренний рынок - с начала года на первичном рынке было размещено долговых бумаг на сумму более 1,7 трлн рублей, что сопоставимо с пиковым 2013 годом.
Свои выгоды получили и банки - в их капитал НПФ вкладывали значительные объемы пенсионных накоплений. При этом весь год не утихали споры о дальнейшей судьбе накопительной пенсионной системы и о том, куда должны инвестировать НПФ. В следующем году частные фонды должны получить 270 млрд рублей накоплений из Пенсионного фонда России (ПФР), несмотря на "заморозку". Скорее всего, будет продолжена дискуссия о судьбе накопительной системы. Возможно, Минфин и Центробанк РФ подготовят новую концепцию пенсионной системы с накопительным элементом, которая будет в меньшей степени зависеть от бюджета.
В ожидании накоплений
Год начался с ожидания поступления средств пенсионных накоплений в НПФ: их должны были получить те фонды, которые до 1 марта прошли проверку ЦБ РФ и вошли в систему гарантирования пенсий. К этому времени в систему гарантирования вошли 24 НПФ, они и получили накопления за четвертый квартал 2013 года и средства по переходной кампании за 2013-2014 годы. По оценкам ЦБ - это более 600 млрд рублей. В результате объем средств под управлением НПФов составил 1,7 трлн рублей.
Параллельно шла бурная дискуссия о том, сохранить ли в принципе накопительную систему или ликвидировать ее. В этой борьбе единым фронтом выступали Центральный банк, Минфин, Минэкономразвития, негосударственные пенсионные фонды и профессиональные ассоциации финансового рынка, а против был социальный блок правительства во главе с вице-премьером Ольгой Голодец.
Минтруд в своих аргументах за отмену накопительного элемента приводил примеры стран, которые отказались от него из-за негативного влияния финансового кризиса - фонды потеряли часть пенсионных накоплений. Еще одним аргументом Минтруда была низкая доходность от инвестирования пенсионных накоплений российскими НПФ.
Ольга Голодец выступала за перевод накопительной системы из обязательной в добровольную.
Даже президент Владимир Путин в ходе общения с гражданами в апреле заявил, что пока накопительная система не работает на экономику, а используется только для целей Минфина.
Экономический блок и ЦБ заявляли, что накопительную систему нужно сохранить, поскольку эти средства - единственный в условиях кризиса и закрытых внешних рынков источник долгосрочных инвестиций в экономику.
"Пенсионные фонды являются якорными инвесторами. Когда на рынке турбулентность, они не сбрасывают свои портфели, не ведут себя, как краткосрочные управляющие. Это та сила, которая обеспечивает финансовую стабильность. Лишая этого ресурса и замыкая потоки инвестиций на государство, мы, к сожалению, придем к деградации российского финансового рынка", - заявил в апреле первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. Он призвал выбрать вариант инвестирования в развитие экономики - напрямую через государство, либо через частные пенсионные фонды, что эффективнее.
Участники рынка с замиранием сердца ждали, чем же закончится эта дискуссия.
В результате 23 апреля правительство решило сохранить обязательную накопительную часть пенсии. "Мы должны развивать предсказуемую пенсионную систему, естественно, заниматься ее совершенствованием, оптимизацией ряда пенсионных механизмов", - сказал премьер Дмитрий Медведев.
При этом он поручил своим подчиненным подготовить предложения по более эффективному использованию накопительной системы как источника долгосрочного ресурса для экономического роста.
Эту новость положительно восприняли участники рынка, эмитенты, банки.
Первая эйфория
В мае-июне фонды, вошедшие в систему гарантирования, получили из Пенсионного фонда России, по оценкам ЦБ, более 600 млрд рублей. Это был оазис в пустыне фондового рынка России. Эмитенты, которые около года не могли выйти на рынок из-за высоких ставок, волатильности и санкций, стали размещать свои облигации. Пенсионные фонды гонялись за эмитентами, потому что им нужно было относительно быстро разместить огромный массив денег, а качественных инструментов на рынке не хватало. Компании даже стали диктовать свои условия фондам, делать "клубные" размещения для нескольких фондов на взаимовыгодных условиях.
Первый бум размещений пришелся на весну - начало лета, второй - на осень. На рынок рублевого долга вышли многочисленные высококачественные заемщики - "РусГидро", "Россети", "Магнит", "Ростелеком", "Магистраль двух столиц", "Башнефть", "Новолипецкий металлургический комбинат", "Полюс золото", "Лента", ВЭБ, "Силовые машины", "Вымпелком", "Мегафон" и АФК "Система".
В июле на рынок вышел и Минфин, разместив облигации с привязкой к инфляции - ОФЗ-ИН на 75 млрд рублей. Размещение прошло с огромным успехом - спрос составил более 200 млрд рублей, значительную часть размещения выкупили НПФ.
На аукционах в октябре и ноябре были проданы облигации на сумму 20,22 млрд рублей и 30,5 млрд рублей соответственно, спрос на них также превышал предложение в разы. Последний транш ОФЗ-ИН был размещен в декабре на 13,6 млрд рублей, с меньшим успехом. Многие пенсионные фонды к этому времени успели инвестировать пришедшие в мае деньги.
Кроме того, в мае было заключено две сделки по инвестированию фондами в банки. НПФ "Будущее" Бориса Минца и три фонда группы "Бин" приобрели по 10% акций Промсвязьбанка. Каждая группа заплатила по 6,9 млрд рублей основным владельцам банка - братьям Ананьевым, которые после внесли эти средства в капитал банка. Участники рынка посчитали оценку Промсвязьбанка в один капитал для этой сделки завышенной, тогда как другие банки в текущих условиях стоят гораздо дешевле. Позже ЦБ, изучив материалы сделки, заявил, что оценка была справедливой.
Некоторые эксперты считают, что сделка была компромиссом между ЦБ и фондами - регулятор отстаивал сохранение обязательного накопительного компонента в пенсионной системе, а фонды взамен должны помочь банкам решить проблемы с капиталом, которые возникли в результате кризиса. Генеральный директор НПФ "Будущее" Николай Сидоров не считает, что это компромисс. Для НПФ "Будущее" покупка акций Промсвязьбанка - исключительно бизнес-интерес, говорит он.
"В российском банковском секторе есть объекты, интересные для инвестиций. И мы убеждены, что когда закончится кризис, системообразующие банки одни из первых выиграют на этом. Этот расчет носит и экономический характер, и уверенность в улучшении макроэкономической ситуации в среднесрочной перспективе. Мы инвестируем в ключевых игроков банковского сектора, которые являются системообразующими, надежными финансовыми институтами, центрами консолидации ликвидности и кредитования реального сектора экономики. Помимо Промсвязьбанка, в портфелях фондов О1 есть акции ВТБ, "Открытия", - подчеркнул Николай Сидоров.
"Пенсионные деньги должны работать "в длинную", и эффективность их инвестирования нужно рассматривать на горизонте как минимум 3-5 лет", - сказал он.
В июле Московский кредитный банк (МКБ) проводил IPO, первоначально фонды О1 и группы "Бин" выражали интерес к этой сделке, однако в размещении участия не приняли. По неофициальным данным - из-за рекомендации регулятора не участвовать, которые были даны после негативного резонанса от сделки с Промсвязьбанком.
Инфраструктура жаждет пенсионных денег
Летом начались дискуссии о том, что фонды должны инвестировать в инфраструктурные проекты. Заместитель министра финансов Алексей Моисеев предлагал обязать пенсионные фонды вкладывать до 50% вновь поступающих средств в инфраструктурные проекты. Владимир Якунин, будучи главой РЖД, также выходил в правительство с инициативой установить требование для НПФ вкладывать 10-15% пенсионных накоплений в финансирование инфраструктурных проектов. Такие нормы в итоге введены не были, но ЦБ установил ограничения на инвестирование в банковские активы - до 60% накоплений с 1 июля 2015 года, до 40% - с 1 января 2016 года. Это должно стимулировать пенсионные фонды вкладывать накопления в компании реального сектора, а не заниматься "двойным посредничеством", объяснили такое решение представители Банка России.
Минэкономразвития приложило усилия, чтобы наладить мост между эмитентами и пенсионными фондами. Заместитель министра Николай Подгузов летом проводил у себя встречи с представителями крупнейших российских компаний и пенсионных фондов и управляющих компаний. Целью этих встреч, по словам ее участников, было свести тех, кому деньги нужны с теми, у кого они есть. Подгузов объяснял компаниям, что прежде, чем обращаться в правительство за поддержкой из Фонда национального благосостояния, они должны попытаться привлечь средства пенсионных фондов.
"Пенсионных денег около двух триллионов, это, конечно, не капля в море, но и не море. Тем не менее, при прочих равных условиях эффективность вложений частных фондов выше, чем государственного финансирования", - говорил "Интерфаксу" один из участников встречи.
Подобные встречи проводились с представителями "Роснефти", "СИБУРа", РЖД и других компаний.
Как комментировали тогда участники таких встреч - НПФ, они не против инвестиций в инфраструктуру, но при условии, если проекты будут надежными, то есть гарантироваться государством, а также иметь доходность на уровне "инфляция плюс". Однако пока таких проектов не так много.
Всего на конец третьего квартала 2015 года в НПФ находилось около 1,7 трлн рублей пенсионных накоплений. По данным ЦБ РФ, за третий квартал фонды сократили вложения в банковские депозиты на 29% - до 480,7 млрд рублей, их доля в общем объеме накоплений составила 28,7% (по итогам второго квартала она составляла около 40%). При этом вложения в корпоративные облигации за третий квартал увеличились на 12,2% - до 656,6 млрд рублей, что общем объеме пенсионных накоплений составляет 39,2% (во втором квартале эта доля была равна 34,4%).
Также пенсионные фонды увеличили инвестиции в акции - на 21% за июль-сентябрь. В настоящее время вложения в акции составляют 217,7 млрд рублей, или 13% общего портфеля НПФ (во втором квартале доля равнялась 10,6%).
Инвестиции частных пенсионных фондов в государственные ценные бумаги РФ составляют 6,1% в структуре пенсионных накоплений - 102,2 млрд рублей.
Уход Мотылева
После прихода средств из ПФР изменился лидер по объему накопительной части пенсии под управлением. Если в начале 2015 года на первом месте по объему пенсионных накоплений был НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" - 149,3 млрд рублей, то по итогам 9 месяцев 2015 года на первом месте оказался НПФ Сбербанка с 240,3 млрд рублей, который раньше был на 3-м месте (было 74,2 млрд рублей). "ЛУКОЙЛ-Гарант" опустился на второе место, по итогам января-сентября у него было 212,2 млрд рублей. На третьем месте сейчас находится НПФ "Будущее" (бывший НПФ "Благосостояние ОПС") - 154,9 млрд рублей, который раньше был на втором месте со 115,1 млрд рублей.
Кроме того, в начале августа произошло первое большое потрясение на рынке частных пенсионных фондов - ЦБ аннулировал лицензии семи негосударственных пенсионных фондов, аффилированных с бывшим банкиром Анатолием Мотылевым - НПФ "Солнце. Жизнь. Пенсия", НПФ "Солнечное время", НПФ "Сберегательный", НПФ "Адекта-Пенсия", НПФ "Сберегательный фонд Солнечный берег", НПФ "Защита будущего" и НПФ "Уралоборонзаводский". На все фонды приходилось более 50 млрд рублей пенсионных накоплений. Причиной аннулирования лицензий послужило то, что фонды нарушали требования регулятора. В частности, около 40% пенсионных накоплений было вложено в неликвидные бумаги - ипотечные сертификаты участия с завышенной оценкой.
В октябре Банк России перечислил в ПФР 38,6 млрд рублей пенсионных накоплений (номинал) застрахованных в этих фондах лиц.
После этого случая регулятор ввел ограничения на инвестирование частными фондами в ипотечные сертификаты участия - на уровне не более 10% активов.
Недолгое счастье
Уже в июле в правительстве возобновилась дискуссия о "заморозке" формирования пенсионных накоплений за 2016 год. А в октябре было принято окончательное решение о продлении моратория.
Премьер-министр Дмитрий Медведев заверил, что решение о "заморозке" временное, а основы существующей пенсионной системы меняться не будут.
"Нам сейчас нужны деньги для развития. Это приблизительно 345 млрд рублей, которые мы сможем использовать для решения неотложных задач, в том числе, может быть, и антикризисных. Это временная ситуация", - сказал Медведев. Эти средства планируется направить в резерв правительства РФ. Позже появилась информация, что эти средства могут пойти на доиндексацию пенсий нынешним пенсионерам, но решение пока не принято.
О том, что Россия не планирует отказываться от обязательной накопительной системы, говорил и президент Владимир Путин.
Однако фонды не верят, что в условиях низких цен на нефть и тяжелой ситуации с исполнением бюджета мораторий на перечисление накоплений в фонды будет снят в ближайшие годы. Например, крупнейший фонд - НПФ Сбербанка в свои планы на ближайшие два года этого не закладывает.
Вице-премьер Голодец заявила, что в следующем году также может быть принято решение о продлении моратория на перечисление пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды, о такой угрозе также предупреждает ЦБ в своей стратегии развития финансового рынка. По мнению экспертов ЦБ, продление моратория негативно скажется на доверии населения к накопительному элементу пенсионной системы и, как следствие, будет способствовать снижению прироста долгосрочных инвестиций.
По оценке председателя комитета ПАРТАД по внутреннему контролю и управлению рисками Александра Баранова, в результате решений о моратории на формирование пенсионных накоплений в 2014-2016 годах в экономику не попало 1,450 трлн рублей, которые пошли и пойдут в солидарно-распределительную компоненту в виде выплат пенсий нынешним пенсионерам. Однако, несмотря на все принятые решения, самым важным он считает принципиальное решение сохранить обязательную накопительную часть пенсии.
2016 год: надежды на новую систему
Сразу после объявления решения о заморозке пенсионных накоплений на 2016 год первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов заявил, что Банк России готовит новую схему пенсионного обеспечения, которая станет альтернативой существующей модели и будет в меньшей степени зависеть от бюджета. Разработка ведется совместно с Минфином, консультантом выступает Всемирный банк.
Позже замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что новая модель должна будет, с одной стороны, сделать накопления независимыми от бюджетных решений, а с другой - обеспечить сохранность и доходность средств граждан. Она может быть представлена в первом квартале 2016 года.
"Нужно определить источник финансирования накоплений. Есть несколько вариантов, но ни один из них не может считаться удовлетворительным. Очевидно, что у нас нет бюджетного ресурса для того, чтобы финансировать через бюджет, очевидно, что мы не можем возлагать дополнительную нагрузку на предприятия за счет увеличения налогообложения фонда оплаты труда. Это оставляет нам не очень много вариантов", - сказал Моисеев, отметив, что накопления, скорее всего, будут формировать сами граждане.
Кроме того, в следующем году в НПФ получат из ПФР около 270 млрд рублей пенсионных накоплений - остатки средств пенсионных фондов, которые не были допущены на момент переходной компании в этом году к системе гарантирования и в момент перечисления средств из ПФР или государственной управляющей компании (эту функцию выполняет ВЭБ), а также средства переходной кампании.
Фонды уже начали готовить эмитентов к приходу этих денег. Как заявила генеральный директор НПФ Сбербанка Галина Морозова, ее фонд и другие пенсионные фонды сами выходят на эмитентов, говорят, что в мае придут деньги, и сейчас нужно думать о новых выпусках облигаций, поскольку этот процесс не быстрый.
"В этом лимите, который мы размещали в этом году (порядка 150 млрд рублей - прим. ИФ), есть всего 20-30 эмитентов. Из них разместилось порядка 10 с теми доходностями, которые устраивали фонд. Есть еще ресурс. У тех, кто разместился в этом году, не означает, что у них закончились инвестиционные программы, проекты у них длинные", - сказала Морозова.
Также участники рынка в следующем году ждут, что решение о сохранении обязательной накопительной части не будет пересмотрено, хотя есть среди них и пессимисты.
"Пессимисты уверяют, что в последние годы государство постоянно демонстрирует такую поведенческую особенность: если гипотетически что-то можно отнять у накопительной пенсионной системы, то всегда находятся люди, радеющие за это. Оптимисты же считают, что выбор уже был сделан, и государство вряд ли пойдет на пересмотр своего решения", - сказал Александр Баранов. Он также отметил, что на рынке сильны негативные ожидания в отношении того, что социальный блок правительства снова может инициировать предложение о продлении моратория на перечисление годовых взносов в накопительную систему и в 2017-2018 годах.
Сам эксперт сохраняет надежду, что государство сохранит обязательный накопительный компонент, но скептичен в отношении того, что в первом квартале 2016 года продлит россиянам право выбора своей пенсионной модели.
Председатель совета НПФ "Европейский" Евгений Якушев тоже весьма оптимистичен. "Мы рассчитываем, что 2016 год будет последним годом "изъятия" пенсионных накоплений, а гражданам вернут право выбора варианта пенсионного обеспечения - накопительная и страховая пенсия или только страховая (оно истекает в конце 2015 года - прим -ИФ)", - говорит глава НПФ "Европейский" Евгений Якушев.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в интервью "Интерфаксу" также выразила надежду на сохранение накопительного элемента пенсионной системы. "Мне бы очень не хотелось хоронить накопительный элемент нашей пенсионной системы. Для этого есть несколько причин. Первая - накопительный элемент позволяет лучшим образом обеспечить права наших пенсионеров, именно накопительный элемент позволяет не снизить и так называемый коэффициент замещения, несмотря на демографические тенденции. Второе - это очень важный ресурс длинных денег для экономики", - сказала она.
Однако пока ситуация в экономике и прогнозы ее развития не позволяют надеяться, что в 2017-2018 годах ситуация с бюджетом будет существенно лучше, чем сейчас, поэтому нельзя исключать, что оазис, которым стали пенсионные деньги в этом году, постепенно станет миражом.