Президент Абхазии: в отношениях с Россией нет черных полос
Рауль Хаджимба накануне Нового года в интервью "Интерфаксу" подвел итоги уходящего года развития его республики
Москва. 25 декабря. INTERFAX.RU - Президент Абхазии Рауль Хаджимба накануне Нового года в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Вячеславу Терехову подвел итоги уходящего года развития его республики.
- Прошедший год был достаточно сложным во всех отношениях для многих стран мира. Как жила Абхазия в уходящем 2015 году?
- Для Абхазии тоже год был непростым. Это связано и с теми кризисными процессами, которые протекают в окружающем нас мире, и с внутренними проблемами, связанными со слабостью нашей собственной экономической базы. Однако, несмотря на это нам удалось достичь определенных положительных результатов. Прежде всего, поступления в бюджет превзошли запланированные на сумму почти 600 млн рублей. Это стало возможным благодаря улучшению качества налогового администрирования. Кроме того, Абхазия провела достаточно успешный туристический сезон. Достаточно сказать, что за прошедший год в обе стороны российско-абхазскую границу пересекло свыше 7 млн человек и более 1 млн единиц автотранспорта. В летний период границу пересекало в среднем 50 тысяч человек в день. В основном это прибывающие и уезжающие туристы. Хочу отметить заметно улучшившееся качество работы российских контрольно-пропускных пунктов, за что мы признательны руководству России. И рассматриваем это как поддержку развитию туризма в нашей стране.
Определенных результатов мы добились в области наведения порядка в банковской сфере, быстрыми темпами идет внедрение платежных карт, что существенно повышает прозрачность финансовых потоков.
Мы налаживаем достаточно плодотворные контакты с российскими регионами. Уже достигнуты предварительные договоренности о сотрудничестве в сельском хозяйстве, промышленности и туризме. Мы рассчитываем, что это привлечет в республику дополнительные инвестиции. Мы надеемся, что в ближайшей перспективе мы сможем активнее участвовать в программе импортозамещения, осуществляемой Россией в свете санкций.
В целом, я с оптимизмом смотрю в будущее. И главное, на что нацелена наша команда – это максимально полное задействование наших собственных возможностей и вовлечение как можно большего количества наших граждан в экономическую активность.
- Даже в отношениях с очень близкими соседями по государственной линии не бывает только белых полос. Есть ли что-то, что волнует Вас как президента Абхазии в абхазско-российских отношениях?
- Во взаимоотношениях с Россией у нас нет черных полос. Как вы понимаете, они не могут быть, потому, что отношения между нашими народами и странами находятся совсем на другом уровне и основаны на взаимном доверии и уважении. Конечно, бывают сложности, которые связаны с техническими проблемами взаимодействия. Например, в этом году республика по этой причине недополучила значительные средства по инвестпрограмме. Однако в настоящее время, я надеюсь, что все проблемы сняты и в следующем году средства в Абхазию поступят в полном объеме.
- Если не получены инвестиции, то и социалка "провисла"?
- В рамках текущего финансирования бюджетной сферы средства поступили в полном объеме. Нам еще предстоит реализовать ряд соглашений и планов, подписанных с российской стороной, которые касаются повышения пенсий и зарплат, развития систем здравоохранения и образования. Недавно российской стороной было ратифицировано соглашение по пенсиям. Выплаты с учетом перерасчета за 2015 год начнутся в начале следующего года. То же касается и зарплат бюджетникам. Хочу отметить, что республика за счет собственных средств уже повысила зарплаты в большинстве районов. Уверен, что при российской поддержке положение нашего населения претерпит заметные улучшения в ближайшие годы.
23 декабря состоялось очередное заседание межправкомиссии Абхазии и России, на котором был согласован ближайший план нашего социально-экономического сотрудничества. Хочу подчеркнуть, что мы достигли полного взаимопонимания.
- Ваш ближайший сосед, помимо России, это Грузия. В Грузии давно произошли изменения. Коснулись ли они изменений в позициях Грузии по отношении к Абхазии?
- К сожалению, пока этих изменений нет. Это связано с тем, что у грузинского руководства нет политической воли для признания состоявшегося факта независимости Республики Абхазия. Да, наши представители встречаются, встречаются в Женеве, но результатов реальных не видно.
- Ну тогда уезжайте из Женевы, зачем нужна эта площадка?
- Это многосторонний переговорный формат, который позволяет доносить нашу позицию до международного сообщества. Поэтому его сохранение на данном этапе является целесообразных, хотя быстрых прорывов по ключевым вопросам, таким как подписание Договора о неприменении силы, мы, естественно, не ждем.
- Не кажется ли вам, что для этого нужно восстановить грузинскую часть населения в Абхазии? Наверное, тогда и руководство в Тбилиси будет по-другому смотреть на двусторонние отношения.
- Убежден, что руководство Грузии не интересует судьба грузин, проживающих в Абхазии. Оно, по-прежнему, живет иллюзиями о мифической территориальной целостности. В настоящее время в Абхазии проживает несколько десятков тысяч грузин, которые вернулись сюда благодаря доброй воле руководства Абхазии, их проблемами мы будем заниматься самостоятельно. Перед нами стоят задачи по дальнейшей интеграции этого населения в наше общество, по социально-экономической реабилитации Галского района, обеспечению в нем условий безопасности. Мы не препятствует контактам грузинского населения, проживающего по обе стороны государственной границы Абхазии с Грузией, но они должны носить упорядоченный, соответствующий нашему законодательству характер. При помощи российских пограничников мы будем усиливать охрану абхазо-грузинской границы, ликвидировать возможности для перемещения преступников и контрабанды. Законопослушные граждане от этого только выиграют.
- Нет государства, в котором не было бы внутриполитических противоречий. Вы недавно предложили создать совет политических партий и организаций, но в него не вошли оппозиционные партии. Можно ли думать, что эти силы представляют прогрузинское направление.
- Я сожалею, что в состав этого совета пока не согласился войти блок оппозиционных сил. Мы надеемся, что ими будет принято решение о начале конструктивного диалога и сотрудничества с властью. Но хочу со всей ответственностью подчеркнуть, что наши разногласия связаны с решением внутриабхазских проблем. В нашей стране проходят непростые процессы, не все политические партии и силы согласны со мной и с правительством, но прогрузинских в Абхазии нет, так же, как нет прозападных сил. Есть проабхазские политические силы, это нужно четко понимать. Вот почему я выступал и выступаю за внутриполитический диалог. Мы должны внутри своей страны, внутри своего политического радиуса, найти то, что нас объединяет и волнует. В конце концов, я считаю нормальным, что у действующей власти есть политические оппоненты. Я принимаю это как естественный процесс.
- Проблема терроризма беспокоит Абхазию?
- Слава богу, в Абхазии в этом отношении тихо. Но, конечно, мы не застрахованы ни от чего, и наши вооруженные силы, и наши специальные службы должны быть начеку. Предупреждая ваш вопрос, хочу сказать, что спецслужбы Абхазии в очень тесном контакте работают с российскими соответствующими структурами.
- У вас на границе в другой стране, в России, проходила сочинская Олимпиада. Вы просто закрыли границу, и все?
- Конечно, нет. Один из очень успешных опытов взаимодействия спецслужб двух государств, России и Абхазии, это как раз обеспечение безопасности в период сочинской Олимпиады.
- Раньше можно было совершенно спокойно из Москвы в Сухум добираться самолетом или приезжать из Сочи по железной дороге. Война этому помешала.
- Война, конечно, помешала, это естественно. Но должен вам сказать, что железная дорога из Сочи в Сухум работает достаточно активно. В летнее время дальние поезда приезжают в Сухум из Москвы, а электрички из Сочи вообще ходят регулярно. Что касается аэропорта. Должен сказать, что он в достаточно хорошем состоянии и способен принимать все виды авиатранспорта. По своим погодным условиям – это один из лучших аэропортов на постсоветском пространстве. Возобновление полномасштабной работы аэропорта натыкается на политические проблемы, связанные с тем, что он не зарегистрирован ИКАО. Однако существуют возможности по возобновлению авиасообщения с Россией. Мы сейчас ведем работу с различными заинтересованными сторонами, которая, я надеюсь, даст положительные результаты.
- А можно задать один неэтичный вопрос?
- Вы как-то уже в разговоре говорили о том, что нет неэтичных вопросов, есть неэтичные ответы. Слушаю.
- Недавно в Абхазии решили запретить аборты. Вам не кажется, что это, вежливо говоря, попытка повернуть время вспять?
- Аборты, это, несомненно, зло. И эту проблему нужно решать на государственном уровне, естественно, с учетом мнения экспертов в медицинской сфере. Парламент высказал свою позицию, приняв соответствующий законопроект во втором чтении. Мною также даны поручения по всестороннему изучению этой проблемы. Исходя из всего этого и будет приниматься окончательное решение.
- Извините, господин президент, вопрос абсолютно банальный. Что бы вы хотели пожелать на Новый год народам России и Абхазии?
- Почему банальный? По-моему, естественный вопрос. Абхазия и Россия близки и нужны друг другу, несмотря на существенную разницу размеров и возможностей. Наши народы тесно связаны и понимают друг друга без переводчика. От имени всех наших соотечественников я хочу пожелать России успешно преодолеть существующие трудности и выйти из них еще более сильной и уважаемой в мире страной. У России есть все компоненты для того, чтобы ее народ был счастлив. Пусть 2016 год станет годом новых свершений для России.