МИД ответил на интервью посла Польши в России агентству "Интерфакс"

Москва. 2 декабря. INTERFAX.RU - В "Интерфакс" поступил эксклюзивный комментарий департамента информации и печати МИД России в связи с высказываниями посла Польши в России Катажины Пелчинска-Наленч, которые приводятся в опубликованном ранее в среду интервью агентству. По просьбе министерства, приводим этот комментарий полностью:

1 декабря Посол Республики Польша в Российской Федерации К.Пелчинска-Наленч заявила в интервью агентству "Интерфакс", что Польша не нарушает никаких международных обязательств и проводит свою политику абсолютно в соответствии со всеми двусторонними соглашениями. ... Мы считаем, что Соглашение, существующее между Польшей и Россией, относится к кладбищам и местам захоронения. Так называемые символические памятники, где никто не захоронен, находятся в ведении местных властей и в соответствии с определенными процедурами можно их демонтировать".

МИД России в этой связи призывает польского посла внимательнее изучить текст основополагающих двусторонних документов, регулирующих сотрудничество России и Польши в военно-мемориальной сфере.

Аргумент польской стороны о том, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 г. якобы не применяется к "символическим" памятникам, которые не являются элементами захоронений или военных кладбищ, совершенно некорректен. Статья 1 данного Соглашения четко оговаривает, что его действие распространяется как на места памяти, так и на захоронения (российские на территории Польши и польские – на территории России) военнослужащих и гражданских лиц, погибших, убитых и замученных в результате войн и репрессий. О том, что мемориальный объект должен быть при этом исключительно элементом захоронений или военных кладбищ, в Соглашении 1994 г. нет ни слова. Это означает, что оно имеет прямое отношение, например, к таким монументам российских воинов, как памятник генералу И.Д.Черняховскому, демонтированный в польском городе Пененжно.

В Варшаве, к сожалению, или забыли или предпочитают не замечать положения действующего Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г. В соответствии с пунктом 3 статьи 13 этого документа Стороны обязались взаимодействовать с целью выявления, сохранения в целостности, введения в культурный оборот находящихся на их территории ценностей, памятников и объектов, связанных с историческим и культурным наследием народов другой Стороны, обеспечения надлежащей правовой, материальной и иной их защиты, а также способствовать доступу к ним. Статья 17 Договора прямо говорит, что кладбища, захоронения, памятники и иные мемориальные места, являющиеся объектом уважения и памяти граждан одной из Сторон, как военные, так и гражданские, находящиеся в настоящее время или создаваемые по взаимной договоренности в будущем на территории другой Стороны, будут сохраняться, содержаться, находиться под защитой закона в соответствии с международными нормами и стандартами, а также национальными и религиозными обычаями.

Помимо этого, исходя из статьи 9 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 25 августа 1993 г., Стороны взяли на себя обязательство прилагать усилия к сохранению культурно-исторических памятников и других объектов материальной и духовной культуры одной Стороны на территории другой Стороны, а предметом особого внимания должно быть при этом сохранение памятников и памятных мест, связанных с историей двух народов, и обеспечение к ним свободного доступа.

С учетом вышесказанного ссылка польского посла на национальное законодательство и "подведомственность" некоторых памятников органам местного самоуправления также не корректна. В соответствии со статьей 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., подписанной Россией и Польшей, участник международного договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

Таким образом, любые попытки оправдать череду актов вандализма в отношении российских военных кладбищ и мемориалов в Польше и попустительство властей беспочвенны и циничны.

Новости