Правозащитники встретили в штыки идею вернуть в РФ смертную казнь для террористов
Москва. 20 ноября. INTERFAX.RU - Руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает недопустимым возвращение в России смертной казни.
О необходимости применять смертную казнь за террористические преступления заявил в пятницу лидер думской фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов.
Алексеева посчитала это предложение неразумным. "Отмена смертной казни была обязательством России при вступлении в Совет Европы. Мы смертную казнь не отменили, но ввели на нее мораторий. Если мы сейчас введем смертную казнь, нас тут же вышибут из Совета Европы." - сказала Алексеева "Интерфаксу".
"Идея о том, что, если мы введем смертную казнь, будет меньше преступлений - ерунда. Это доказывает мировой опыт", - сообщила она.
Кроме того, заявила глава МХГ, необходимо учитывать состояние российской судебной и правоохранительной систем, а также советский опыт.
"При нашем суде вводить смертную казнь я бы поостереглась. Наш самый гуманный в мире суд ошибается до конца. Вспомните страшного маньяка-убийцу Чикатило. Сколько людей по ошибке погубили, прежде чем его поймали", - напомнила Алексеева.
В РФ смертная казнь законодательно не отменена. С 1996 года, с момента вступления страны в Совет Европы, в России действует мораторий на применение такой меры наказания преступников, ее альтернативой является пожизненное заключение. Мораторий истекал 1 января 2010, но в ноябре 2009 года Конституционный суд РФ продлил его - до того момента, когда Госдума ратифицирует протокол об отмене смертной казни.
Сторонники казни
Тем не менее, вопрос отмены в России моратория на эту меру наказания периодически поднимается представителями различных политических сил.
Так, 8 октября глава Чечни Рамзан Кадыров заявил в интервью телеканалу "Россия 24" о том, что он считает необходимым ввести в России смертную казнь для террористов. "Надо ввести обязательно смертную казнь. Чем быстрее они (террористы - ИФ) уйдут из этой жизни, тем быстрее у нас будет порядок", - сказал Кадыров.
А 17 ноября он написал на своей странице "ВКонтакте": "Я предлагаю террористов при задержании подвешивать к беспилотникам, атакующим позиции Иблисского государства (так Кадыров называет запрещенную в России группировку "Исламское государство" - ИФ) и сбрасывать на головы сообщников. Никакие судебные заседания не нужны".
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров 18 ноября предложил "дать право нашим спецслужбам находить и уничтожать террористов, которые своими действиями посягнули на жизнь и безопасность наших граждан, имущество и инфраструктуру нашей страны, где бы они ни находились".
"На всех террористов должно распространяться правило - "в плен не брать", т.е. никто не подлежит задержанию, только ликвидация", - написал на своей странице в фейсбуке Евкуров, комментируя инициативу парламентариев об отмене моратория на смертную казнь для террористов. Он считает, что мораторий отменять не придется, если наделить спецслужбы полномочиями самостоятельно исполнять приговоры по всему миру.
Позиция Минюста
Между тем, 20 октября в пресс-службе Минюста заявили, что возвращение в российское уголовное законодательство высшей меры наказания в виде смертной казни, в том числе по отношению к террористам, невозможно - постановление Конституционного суда РФ по этому вопросу окончательное.
"Решения Конституционного суда РФ окончательны и не подлежат обжалованию", - сказали в пресс-службе.
В ведомстве отметили, что "снятие временного запрета на смертную казнь только по отношению к определенной группе осужденных за совершение преступлений террористической направленности противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом и судом".
"В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ с 16 апреля 1997 года в РФ наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться", - сказали в Минюсте.
Там напомнили, что согласно этой позиции, "в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя РФ, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода".
"Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Для рассмотрения возможности назначения наказания в виде смертной казни за совершение преступлений террористической направленности данный вид наказания должен быть прямо предусмотрен в санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ", - сказали в пресс-службе.
В то же время, отметили в ведомстве, санкции статей "Террористический акт" (статья 205 УК РФ), "Содействие террористической деятельности" (статья 205.1 УК РФ), "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма" (ст. 205.2 УК РФ), "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем" (статья 208 УК РФ) не содержат такого вида наказания как смертная казнь.
Как ранее сообщалось, замдиректора департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Александр Курмаз отмечал, что для российского парламента остается актуальным вопрос о ратификации протокола о законодательной отмене смертной казни.
"Остается нерешенным вопрос - я вам просто напоминаю без постановки задачи - ратификации протокола № 6 о законодательном закреплении отмены смертной казни в мирное время. Естественно, что эта норма закреплена в российской Конституции, но законодательно еще не оформлена ", - заявил Курмаз 12 ноября на заседании "Открытой трибуны" в Госдуме.