"Принципы международного права невозможно противопоставлять друг другу, они взаимосвязаны"
Заведующий сектором отдела по общественно-политическим вопросам Администрации Президента Азербайджана Фуад Ахундов о позиции Баку в карабахском урегулировании и значении Московской декларации
Москва. 26 ноября. INTERFAX.RU - Заведующий сектором отдела по общественно-политическим вопросам Администрации Президента Азербайджана Фуад Ахундов ответил на вопросы "Интерфакса"
В последнее время в связи с подписанием Московской декларации президентами России, Азербайджана и Армении по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в российских и зарубежных СМИ появилось много комментариев, нередко противоречащих друг другу. Как сегодня - спустя почти месяц после ее подписания - азербайджанская сторона оценивает данный документ?
Наша оценка не изменилась - Декларация не решила, да и не могла решить всех вопросов, но она, безусловно, открыла новую страницу в переговорном процессе, создала важные предпосылки для продвижения вперед в деле урегулирования данного конфликта. И дело не только в том, что этот документ стал первым документом, подписанным главами трех государств с 1994 года - момента установления перемирия. Важнейшее значение декларации в том, что она подтвердила приверженность сторон основополагающим принципам и нормам международного права.
О каких все-таки принципах идет речь - ведь каждая сторона трактует эту часть Декларации по-своему и в свою пользу?
Если Вы обратили внимание, в Декларации речь идет о политическом урегулировании конфликта "на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов". К таким "решениям и документам" относится весь тот перечень официальных документов, который был "наработан" в рамках процесса урегулирования - это и четыре резолюции Совета Безопасности ООН, и принятая 14 марта этого года на 62-ой сессии Генассамблеи ООН резолюция "О положении на оккупированных территориях Азербайджана", и ряд других документов. Во всех этих документах ясно и недвусмысленно зафиксирована поддержка принципа территориальной целостности и нерушимости границ нашей страны. Другого толкования здесь не может быть, для него просто нет места и оснований.
Кстати, вызывает сожаление, что глава МИД России Сергей Лавров, комментируя содержание Декларации в интервью радиостанции "Эхо Москвы" (15 ноября), не обратил внимания на этот основополагающий пункт, который, что немаловажно, является первым из пяти пунктов Декларации.
Но ведь право народов на самоопределение тоже является принципом международного права, как с ним быть?
Во-первых, мы не отрицаем, да и не можем отрицать этот принцип международного права. Ведь именно благодаря ему азербайджанский народ вот уже 17 лет пользуется плодами независимости. Как, впрочем, и армянский народ, который уже реализовал свое право на самоопределение, то есть создал свое независимое государство и свободно определяет свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.
Во-вторых, во всех международно-правовых документах, прежде всего в Уставе ООН и Декларации о принципах международного права, которая была принята 24 октября 1970 г. с целью прогрессивного развития и кодификации принципов международного права и содержит подробное описание принципа равноправия и самоопределения народов, ясно и недвусмысленно подчеркивается, что данный принцип не может истолковываться "как санкционирующий, или поощряющий любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств".
Иными словами, мы не убегаем от данного принципа и не противопоставляем его другим. Основные принципы международного права являются взаимосвязанными и каждый из них должен рассматриваться в свете других принципов.
Какие еще важные моменты этой декларации Вы могли бы отметить?
Очень важным является тезис о том, что урегулирование конфликта "создаст благоприятные условия для экономического развития и всестороннего сотрудничества в регионе". Впервые за многие годы "лошадь была поставлена впереди телеги", а не наоборот. Раньше высказывалось мнение о том, что возобновление Азербайджаном торгового и экономического сотрудничества с Арменией могло бы способствовать процессу мирного урегулирования. В Декларации возобладала позиция Баку - урегулирование конфликта является первичным, и лишь после этого возможно установление экономических, торговых и транспортных связей между Азербайджаном и Арменией.
Кроме того, согласившись с тем, что "достижение мирного урегулирования должно сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями всех его аспектов и этапов", стороны признали поэтапный характер процесса урегулирования конфликта. Это также является важным достижением - безальтернативность поэтапного характера процесса урегулирования всегда была очевидной, но всякий раз оспаривалась армянской стороной. Сначала вывод армянских вооруженных сил из оккупированных территорий, затем возвращение азербайджанских беженцев в места своего проживания, в том числе города и села Нагорного Карабаха, восстановление коммуникаций, возрождение нормальной экономической жизни и межнациональной гармонии, и лишь затем решение вопроса о статусе региона.
И еще один момент, на котором хотелось бы остановиться. В Декларации подчеркнута приверженность существующему посредническому механизму - Минской группе ОБСЕ и ее сопредседателям и необходимость активизации их дальнейших шагов в переговорном процессе.
Как Вы оцениваете международную реакцию на Московскую декларацию?
В целом, эта реакция крайне позитивная. Дело в том, грузино-российский конфликт существенно поднял риски для политики ведущих стран мира в данном регионе, а также для осуществляемых через его территорию энергетических и транспортных проектов. Поэтому успех предпринятой Москвой инициативы отвечал интересам не только сторон конфликта и посредников, но и самого широкого круга европейских и региональных стран.
Сегодня мы наблюдаем существенный рост интереса США, стран Европы, Азии и даже Латинской Америки и Ближнего Востока к сотрудничеству со странами южно-кавказского региона. А оно возможно лишь в условиях региональной предсказуемости, стабильности и безопасности. Подписанный в Москве документ как раз и стал важнейшим фактором обеспечения такой предсказуемости, и это высоко оценивается в мировых столицах.