"Швейцария - это неудачное место для сокрытия нелегальных фондов"
Михаэль Леупольд, директор Федерального управления юстиции в федеральном департаменте юстиции и полиции Швейцарии, рассказал о сотрудничестве России и Швейцарии в борьбе с преступностью, отмыванием денег, а также о некоторых громких делах, связанных с нашей страной
Москва. 26 ноября. INTERFAX.RU - Михаэль Леупольд - директор Федерального управления юстиции в федеральном департаменте (министерстве) юстиции и полиции Швейцарии. О сотрудничестве России и Швейцарии в борьбе с преступностью, отмыванием денег, о некоторых громких делах, связанных с Россией, он рассказал корреспонденту агентства "Интерфакс" Артему Прохорову специально для газеты "Время новостей".
Г-н Леупольд, на Ваш взгляд, на каком уровне находится сотрудничество судебных властей России и Швейцарии в рамках борьбы против отмывания денег в Швейцарии? Есть ли у Швейцарии намерение подписать с Россией соглашение о борьбе против отмывания денег?
Швейцария и Россия уже давно сотрудничают в борьбе с преступностью на основе действующих конвенций Совета Европы. К слову, это сотрудничество постоянно наращивается.
Швейцария ежегодно получает от России в среднем 50 запросов о взаимной правовой помощи. Эти запросы часто касаются дел о коррупции и об экономических преступлениях. Несколько раз в компетентные трибуналы Швейцарии поступали иски, касающиеся запросов о взаимной правовой помощи: в большинстве случаев иски (фигурантов дел - "ИФ") были отклонены, и высказывалась поддержка сотрудничеству с Россией.
Федеральный трибунал отказался оказать юридическую взаимопомощь лишь в одном случае: "деле ЮКОСа". Этот случай, тем не менее, представляется скорее исключением, и не запятнал сотрудничество обеих стран. Скорее произошло обратное, так как в последние годы юридическая взаимопомощь играла все более видную роль для швейцарских властей, отвечающих за уголовное преследование. Помощь генеральной прокуратуры России оказалась очень ценной в рамках важных уголовных процессов в Швейцарии.
Двустороннее соглашение о борьбе с отмыванием денег не требуется, так как Швейцария и Россия ратифицировали конвенцию Совета Европы, касающуюся отмывания денег. Эта конвенция позволила улучшить международное сотрудничество в сфере выявления, конфискации доходов, полученных преступным путем, таким образом внеся существенный вклад в повышение эффективности борьбы с организованной преступностью.
В прошлом швейцарские и российские прокуроры сообщали разные данные о суммах, размещенных российскими гражданами в швейцарских банках. По Вашей оценке, сколько денег российских клиентов хранится в швейцарских банках?
Опираясь на данные, переданные Национальным банком Швейцарии, я могу вам сказать, что авуары на общую сумму в 31,6 млрд швейцарских франков были положены в банки Швейцарии или в их зарубежные филиалы к концу 2007 г. лицами и предприятиями, которые соответственно, проживают или базируются в России. В том числе, 13,8 млрд швейцарских франков относятся к банковским активам, 42 млн - к сберегательным счетам и текущим счетам; и 17,5 млрд - к другим обязательствам банков перед клиентами (вклады до востребования и срочные вклады). К концу 2007 г. обязательства (швейцарских банков - "ИФ") перед иностранными клиентами составляли общую сумму в 2,0704 трлн швейцарских франков.
За некоторыми исключениями, происхождение имущественных ценностей, которыми управляют в Швейцарии, является легальным. Бывает, хотя и очень редко, что преступникам удается обойти систему борьбы с отмыванием средств (в частности, систему тщательной проверки банками происхождения средств) и разместить в Швейцарии деньги, имеющие незаконное происхождение.
Наша страна в течение многих лет активно ведет борьбу с неправомерным использования наших финансовых институтов и играет видную роль в международном сотрудничестве и в реституции ценностей криминального происхождения. Некоторые крупные дела, вроде "дела Маркоса" или "дела Абачи" (президента Филиппин Фердинанда Маркоса и бывшего правителя Нигерии Сани Абачи - "ИФ"), , ясно показали злоумышленникам, что им не стоит рассчитывать на швейцарскую банковскую тайну для того, чтобы уйти от правосудия.
Швейцария - это неудачное место для сокрытия или размещения фондов, имеющих незаконное происхождение!
Следят ли швейцарские власти за ситуацией вокруг покупки недвижимости на своей территории? Располагаете ли Вы информацией о возможных инвестициях криминального происхождения, сделанных российскими гражданами в Швейцарии?
Покупка недвижимости иностранцами ограничена законом и требует заблаговременного получения разрешения от компетентных властей кантонов. В прошлом году 1811 человек, проживающих за границей, купили недвижимость для отдыха, получив предварительно необходимые разрешения от кантонов. В число этих людей входят всего лишь 39 выходцев из России, то есть, около 2 процентов. Это крайне мало.
Иностранцы, располагающие разрешением на жительство в Швейцарии и проживающие на ее территории, могут покупать недвижимость без получения предварительного разрешения. Поэтому нет никаких данных, касающихся этой категории.
На Западе часто говорят о "российской мафии". Что думают в Швейцарии по поводу подобных стереотипов? На Ваш взгляд, действительно ли существует "русская мафия"?
Термин "мафия" используют как общий термин, когда речь заходит о преступных группировках как в стране, где они появились ("Коза ностра" на Сицилии, "Каморра" в Кампании, "Ндрангета" в Калабрии, "Сакра Корона Унита" в Апулии), так и в других государствах (к примеру, Триады в Китае, "Бориокудан" в Японии).
Поэтому мы предпочитаем говорить о российских преступных группировках. По нашей информации, несколько таких крупных российских группировок, видимо, все еще действуют в России, в Восточной и Западной Европе, Канаде, США, Израиле, ОАЭ. Некоторые из них объединяют несколько более мелких группировок или банд.
Их деятельность - это наркоторговля, торговля оружием, людьми, рэкет, мошенничество, хищение государственных средств и отмывание денег. В России некоторые компании, имеющие легальный статус, возможно, контролируются этими преступными группировками.
Вернули ли швейцарские власти крупный залог, выплаченный за освобождение бывшего управделами президента РФ Павла Бородина?
Только судебные власти Женевы, занимающиеся уголовным преследованием, уполномочены отвечать на этот вопрос.
Есть ли у швейцарских властей претензии к российским олигархам, в особенности к Борису Березовскому, в рамках дела "Аэрофлота"?
Федеральный уголовный трибунал Швейцарии 27 октября 2008 года вынес постановление о конфискации нескольких миллионов франков на счетах в Швейцарии, один из бенефициаров которых был или является Березовский. Решение Федерального уголовного трибунала пока еще не вступило в законную силу.
Кроме того, в отношении "дела "Аэрофлота", Швейцария уже передала в 2000 году документы российским властям в рамках правовой взаимопомощи. Решением от 15 июля 2008 года Федеральный уголовный трибунал постановил, что средства, замороженные в рамках процедуры правовой взаимопомощи, останутся заблокированными в связи с возможным запросом о реституции, с которым могла бы обратиться Россия.
Получали ли Вы запросы по поводу банковских счетов известных российских граждан - предпринимателей, политиков, в рамках сотрудничества по различным уголовным делам?
В прошлом Швейцария предоставляла России материалы в рамках расследования различных дел, и Швейцария вернула российской стороне денежные средства криминального происхождения, которые были заблокированы на основании решений о конфискации, принятым компетентными судами. Но в этих случаях не шла речь об особенно известных людях, да и суммы не были астрономическими.
Тем не менее, экстрадировав в 2005 году бывшего главу Минатома Евгения Адамова, Швейцария доказала, что готова предоставить юридическую взаимопомощь вне зависимости от статуса человека, о котором идет речь. Еще один особенно показательный пример - экстрадиция в этом году бизнесмена Юрия Привалова, обвиняемого в серьезных преступлениях против имущества. В этом деле Швейцария показала себя ценным помощником, передав банковские документы российским властям. Ей не пришлось блокировать денежные средства, поскольку суммы, о которых шла речь, лишь проходили транзитом по ее территории, и их в Швейцарии не размещали.