Падение мировых рынков в третьем квартале стало максимальным за 4 года

Их совокупная капитализация за этот период сократилась почти на $11 трлн

Фото: ingimage/vostock-photo

Москва. 1 октября. INTERFAX.RU – Подавляющее большинство фондовых рынков мира завершили третий квартал 2015 года в "красной зоне", совокупная капитализация сократилась почти на $11 трлн из-за стечения целого ряда факторов, основными среди которых являются ожидания повышения ставки ФРС США и ослабление экономического роста в Китае.

Падение на рынках акций по миру в целом было максимальным с 2011 года, некоторые биржи, включая китайские, вспомнили об антирекордах 2008 года и 1990-х годов, сообщает агентство Bloomberg.

Для сырья квартал оказался худшим с 2008 года, что неминуемо сказалось на сырьевых валютах. При этом аналитики прочат сырьевым рынкам еще ряд потрясений после того момента, когда американский ЦБ все решится поднять стоимость кредитования.

Доллар США в июле-сентябре подешевел в паре с евро на 0,3%, до $1,1177, но существенно вырос в мировых масштабах: индекс The Wall Street Journal, отслеживающий его динамику к корзине 16 мировых валют, вырос на 2,5%. Индикатор Bloomberg Dollar Spot, учитывающий 10 валют развитых стран, подскочил на 2,8%.

Гособлигации крупных развитых стран подорожали, причем для US Treasuries квартал оказался лучшим в этом году. Однако для инвесторов в корпоративные бонды, особенно имеющих рейтинги спекулятивного уровня, третий квартал был самым убыточным за четыре года.

Рига в лидерах роста, Шанхай – в хвосте

Сводный фондовый индекс MSCI All-Country World снизился на 9,9% в июле-сентябре, квартальный подъем продемонстрировали лишь пять фондовых бирж.

Лидером роста стал латвийский индекс OMX Nasdaq Riga, подскочивший в сентябре на 30% после слабых колебаний в предыдущие два месяца. Больше трети (36%) веса в этом индексе имеет латвийский оператор нефтяного терминала и трубопроводов Ventspils nafta. Стоимость акций компании увеличилась в прошлом месяце почти втрое после того, как трейдер Vitol увеличил долю участия в ней до 93%.

В США падение рынка акций было максимальным с 2011 года: Standard & Poor's 500 в июле-сентябре снизился на 6,9%, Dow Jones Industrial Average - 7,6%.

Западноевропейские рынки акций потеряли в июле-сентябре 8,8% (индекс Stoxx Europe 600), что также было самым значительным падением за 4 года.

В Азии в целом зафиксировано максимальное падение для того же периода - индекс MSCI Asia Pacific опустился на 15%. При этом в Шанхае, Сингапуре и Джакарте обвал был самым значительным с разгара финансового кризиса в 2008 году, в Шэньчжэне - как минимум за два десятилетия.

Худший результат среди более чем 90 индексов, отслеживаемых агентством Bloomberg, показал китайский Shanghai Composite, рухнувший на 29%, на втором месте - гонконгский индекс китайских компаний Hang Seng China Enterprises.

Печальная повесть об emerging markets

Сводный индекс развивающихся стран MSCI Emerging Markets поднялся в среду на 2%, сократив падение в третьем квартале до 19% - максимума с 2011 года.

По итогам сентября индекс ММВБ снизился на 5,2%, РТС - на 5,3%, а в третьем квартале индикаторы потеряли 0,7% и 16% соответственно.

В прошлом квартале трейдеры выводили активы из биржевых фондов (ETF), работающих с акциями emerging markets, самыми быстрыми темпами за год: отток только из фондов, зарегистрированных в США, составил $6,1 млрд. При этом из ETF, инвестирующих одновременно в акции и облигации развивающихся стран, изъяты свыше $12 млрд.

В среднем с начала 2015 года убытки таких ETF составили 16% против 5% за последние три года.

По данным Института международных финансов, в общей сложности инвесторы вывели из развивающихся стран в июле-сентябре $40 млрд - рекорд с четвертого квартала 2008 года. Около $19 млрд приходилось на акции, остальные $21 млрд - на облигации.

Объем размещения гособлигаций и корпоративных бондов emerging markets в долларах США и евро в III квартале упал на 34% в годовом выражении - до $62,3 миллиарда, после того как неожиданная девальвация юаня в Китае в августе взбудоражила мировые рынки, спровоцировав рост спроса на защитные активы.

"Японизация" евро

В последние недели и месяцы евро "японизировался" и все чаще следовал динамике традиционных валют "тихой гавани", то есть в случае негативных настроений на рынках его курс рос, пишет Bloomberg. В итоге евро завершил в плюсе по отношению к доллару второй квартал подряд.

Азиатские валюты также завершили квартал на самой пессимистичной ноте за время после мирового финансового кризиса 2008 года - индекс Bloomberg JP Morgan Asia Dollar, отслеживающий 10 наиболее активных азиатских валют (кроме Японии) в парах с долларом, упал на 1,4%.

Малазийский ринггит, существенно подорожавший в среду, показал самое значительное квартальное падение с 1997 года - 14%, с начала 2015 года его курс к доллару США рухнул на 26%, до минимума с 1998 года. К столь же низкой отметке вернулась стоимость индонезийской рупии.

Юань на рыночных торгах за пределами материкового Китая подешевел на 2,5% за квартал из-за беспрецедентной августовской девальвации.

Однако наиболее значительное падение среди валют развивающихся стран в июле-сентябре наблюдалось для бразильского реала - 21%, максимум с 2002 года. Колумбийский песо и российский рубль заняли второе и третье места соответственно. Доллар вырос за месяц на 1,53 рубля, а за третий квартал - на 10,4 рубля.

Долларовый индекс ICE, отслеживающий динамику американской нацвалюты в парах с евро, иеной, фунтом стерлингов, швейцарским франком, шведской кроной и канадским долларом, поднялся с начала года на 6%. Однако в четвертом квартале эксперты ожидают сложностей с дальнейшим укреплением американской нацвалюты, в первую очередь из-за неопределенности в сроках повышения ставок в США.

Сырьевой крах

Сырьевой индекс Bloomoberg рухнул на 15% в минувшем квартале из-за опасений сокращения спроса со стороны Китая при сохраняющемся перепроизводстве многих видов сырья.

Нефть в США потеряла в июле-сентябре почти четверть стоимости: фьючерсы на WTI рухнули на 24%, до $45,09 за баррель. Контракты на Brent в Лондоне упали на 23,9%, до $48,37 за баррель. С начала года обе эталонные марки подешевели более чем на 15%.

Производство нефти в США сокращается крайне слабо, при этом общемировые объем предложения продолжают увеличиваться, а на повестке дня остается вопрос о дополнительных поставках из Ирана после снятия международных санкций.

Платина и золото дешевеют уже пять кварталов, столь продолжительного периода падения цен на эти металлы не наблюдалось с 1997 года. В конце сентября котировки контрактов на платину опускались до минимума за почти семь лет - менее $900 за тройскую унцию.

Цена золота уменьшилась на 1,5% в сентябре и на 4,8% за три месяца. С начала года золото потеряло 5,8% стоимости. Соотношение котировок платины и золота достигло минимума за более чем 25 лет.

Поквартальное снижение цен на медь на Лондонской бирже металлов является самым длительным с 2001 года, поскольку инвесторы обеспокоены слабыми данными о производственной активности в Китае и перспективами европейской экономики. В июле-сентябре цена меди рухнула на 10%, с начала года - почти на пятую часть.

Энергетический уголь, один из наиболее проблемных видов сырья в последние годы, подешевел на 11% в III квартале, опустившись в среду до минимума за почти восемь лет - $52,95 за тонну, свидетельствуют данные Platts.

Ослабление малазийского ринггита благоприятно сказалось на котировках пальмового масла на Bursa Malaysia Derivatives - одной из крупнейших площадок, торгующих этим сырьем. В сентябре пальмовое масло подорожало здесь на максимальные за более чем шесть лет 19%, за квартал - на 6,5%.

Новости