Премьер-министр Кыргызстана: Мы никогда не говорили о том, что если вступим в Союз, то завтра у нас будет рай
Глава правительства республики рассказал "Интерфаксу" совместных проектах с Россией и перспективах страны после вступления в ЕАЭС
Москва. 1 октября. INTERFAX.RU - Почти два месяца назад Кыргызстан стал полноправным участником Евразийского экономического союза. О возможностях и рисках участия республики в Евразийском интеграционном объединение, о совместных кыргызско-российских проектах и перспективах развития Кыргызстана "Интерфаксу" рассказал премьер-министр Темир Сариев.
- Темир Аргембаевич, в середине августа Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического сообщества, можно ли уже говорить о каких-то результатах этого членства, и что еще нужно сделать?
- 12 августа в присутствии двух президентов была открыта граница между Киргизией и странами, входящими в ЕАЭС, в частности с Казахстаном. После этого мы получили свободное передвижение товаров, услуг и в том числе трудовых ресурсов. Но мы никогда не говорили о том, что если мы вступим в Союз, то завтра у нас будет рай. Мы говорили, что получаем возможность конкурировать на равных условиях, что для нас открывается широкий рынок. Если посмотреть статистику, то после 12 августа товарные потоки увеличились в 2-2,5 раза. Это говорит о том, что наши товары стали продвигаться на рынок ЕАЭС. Мы серьезно готовились к этому присоединению, и для этого было сделано немало: мы сумели адаптировать наши основные пропускные пункты к требованиям сначала Таможенного союза, а теперь Единого экономического пространства. Для этого от России мы получили в виде гранта $ 200 млн. Средства были направлены на приведение в соответствие наших пропускных пунктов, укрепление пограничных пунктов, на формирование единой автоматизированной системы учета движения товаров, а также на создание и укрепление материально-технической базы лабораторий. Мы создали самые необходимые условия, чтобы наши товары могли двигаться. У нас были определенные проблемы по фитосанитарии, но в конце сентября эта проблема была снята. Теперь остался вопрос по ветеринарии. Мы должны провести ряд мероприятий, чтобы Единая экономическая комиссия признана нашу систему эквивалентной системе ЕАЭС, и после такого признания внутренние структуры в Кыргызстане будут выдавать соответствующие документы, которые будут признаны странами объединения.
- Кыргызстан вступил в ЕАЭС на фоне общемирового экономического кризиса, экономических сложностей, который переживают и наши основные экономические партнеры Россия и Казахстан. Что делает правительство Кыргызстана, чтобы смягчить влияние рисков экономического кризиса?
- Скрывать не буду: мы вошли в ЕАЭС, и любые процессы, которые происходят в объединении, отражаются и будут на нас отражаться. Мы сразу говорили, что со вступлением для нас открываются большие возможности, в то же время будут трудности, и мы должны их преодолеть. У правительства Кыргызстана есть антикризисная программа, создан оперативный штаб во главе с премьер-министром, и мы предпринимаем оперативные шаги, чтобы реагировать на риски и вызовы. Я думаю, что трудности, переживаемые сегодня Россией и Казахстаном, являются временными. В этих странах тоже идут достаточно глубокие структурные изменения в экономике, особенно после снижения цен на энергоресурсы. Я надеюсь, что в ближайшее время и в России, и в Казахстане начнется стабилизация, а потом пойдет рост, и это тоже на нас будет отражаться.
Многие опасались, что после присоединения к ЕАЭС в Кыргызстане вырастут цены. Но сейчас получаем другую тенденцию: цены на продукты питания и товары, которые мы завозим из Казахстана, России, Белоруссии, не повышаются, тем более после девальвации и тенге и рубля. И сегодня стало намного выгоднее завозить из Казахстана, из РФ очень товары к нам в Кыргызстан. И уже многие кыргызстанские производители начали беспокоиться. Об этом тоже думает правительство и предпринимает ряд мер, защищая производителя, принимая шаги по пресечению контрабанды, особенно подакцизной группы товаров. То есть правительство предпринимает определенные шаги, чтобы минимизировать те риски, которые появляются у Кыргызстана в связи с присоединением к ЕАЭС.
- Насколько ситуация на валютных рынках России и Казахстана повлияла на кыргызский сом? Ряд экспертов высказывает мнение, что курс сома по отношению к доллару искусственно сдерживается только до выборов, а после будет серьезный обвал курса нацвалюты?
- Все эти предположения относительного роста курса не имеют реального анализа и не учитывают ситуацию, которая у нас есть. В Кыргызстане курс сома плавающий и он определяется через спрос и предложения. Национальный банк ведет достаточно грамотную денежно-кредитную политику, оперативно реагируя на ситуацию, регулирует ее через рыночные механизмы.
- Как Вы считаете, не окажет ли влияния наше участие в ЕАЭС на экономические связи с другими странами, в частности с Китаем?
- В вопросах определения ведения внешнеэкономической деятельности, ее мы будем самостоятельно проводить, но соблюдая единые таможенные правила, принятые в ЕАЭС. Китай - основной экономический партнер страны. Казахстан и Россия тоже ориентируются на китайский рынок, и в этом направлении выстраивается наша единая политика. Президенты наших стран на встречах с руководством Китая обсуждают вопросы создания зоны свободной торговли с ЕАЭС. Поэтому отношения Кыргызстана с КНР только будут наращиваться, в том числе в рамках Евразийского экономического союза. Что касается других стран, то наша внешнеэкономическая политика будет выстраиваться в рамках международных норм, учитывая наше членство в ВТО. Россия уже член ВТО, Казахстан присоединится к ней в декабре. Участие в ЕАЭС никак не ограничивает деятельность Кыргызстана на внешнем рынке. Внешнеэкономическая деятельность будет выстраиваться с учетом наших экономических и интересов, и мы будем соблюдать все нормы ВТО, ЕАЭС, они друг другу не противоречат.
- Кыргызстан имеет довольно выгодное географическое положение, чтобы стать транзитной страной. Что делает правительство, чтобы использовать эти выгоды и реализовать транзитный потенциал республики?
- Уже сегодня в Кыргызстане строятся два автомобильных коридора с выходом на Китай и далее на рынки Азии. Но чтобы быть полноценной транзитной страной, мы должны построить железную дорогу. Без железной дороги будет сложно, потому что автомобильные перевозки намного дороже, чем железнодорожные. Этот вопрос обсуждается с Китаем, есть договоренность двух лидеров, и до конца этого года должны быть подготовлены все документы, в том числе ТЭО. Если все будет удачно, то со следующего года, возможно, начнется строительство железной дороги. Мы также делаем решительные шаги в плане авиаперевозок, и в перспективе сделать большой хаб на базе аэропорта Манас. Кроме того, Кыргызстан планирует стать транзитной страной в плане передачи электроэнергии. Мы вошли в программу CASA 1000, что даст возможность передавать электроэнергию в другие страны, в частности в Афганистан и Пакистан. Кроме того, через территорию Кыргызстана будет строиться большой газопровод из Туркмении в Китай. Республика будет участвовать в передаче газа на рынок КНР, и при выходе на проектную мощность оттуда мы получим достаточно хорошие доходы, ежегодно составляющие свыше $ 100 млн только за транзит. Помимо этого, в ходе сентябрьского официального визита президента Алмазбека Атамбаева в Тегеран было принято решение о строительстве железной дороги из Китая через Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан в Иран. Это будет тоже большой проект, который позволит выйти к Персидскому заливу, к большому рынку потребления и предложений.
- Есть ли у правительства Кыргызстана планы по реализации совместных проектов со странами – партнерами по ЕАЭС?
- По поручению президентов Кыргызстана и Казахстана подписано соглашение о строительстве к 2017 году автодороги Алматы - Чолпон-Ата общей протяженность 280 км, что даст большой толчок развитию туристической отрасли на озере Иссык-Куль. Крупные проекты реализуются с Российской Федерацией. Что касается Белоруссии, то недавно на встрече с премьер-министром этой страны мы обсуждали возможности нашего сотрудничества и договорились о создании совместных предприятий на базе кыргызстанских заводов по производству лифтов, в чем у нас большая потребность, сборке бытовой техники, сельхозтехники. Проекты есть, есть специальный инструмент, это Кыргызско-российский фонд развития, который будет финансировать такие интеграционные проекты. Первые проекты уже финансируются, ожидается, что к следующему году фонд начнет работать в полную силу и обеспечивать бизнесменов длинными "дешевыми" деньгами.
- Как идет реализация совместных кыргызско-российских проектов в сфере энергетики?
- Со строительством Верхненарынского каскада ГЭС была небольшая задержка, это было связано с несколькими факторами, в том числе с нашей стороны не были подготовлены необходимые документы по отводу земельных участков, необходимые, для завершения формирования уставного капитала. На последнем заседании правительства мы приняли необходимые решения (об отводе 565 гектаров земли), и сейчас ожидаем, что будет сформирован уставный капитал и начнется уже строительная часть. Единственное, что мы имеем ввиду, реализация сдача первого агрегата немного задержится (планировалось в 2016 году - ИФ). По строительству ГЭС Камбар-Ата – 1 сейчас заканчивается разработка ТЭО, мы определились по высоте платины, по мощности станции и ряду других вопросов. Я думаю, что этот проект тоже будет продвигаться, может не настолько быстро, как бы мы хотели, но в любом случае это стоит на контроле у президента и правительства.
Еще один крупный проект реализует в Кыргызстане "Газпром". В течение трех-пяти лет территория республики почти на 70 % будет газифицирована, и наши граждане получат доступ к природному газу. Я думаю, что все сроки "Газпром" выдержит.
- Повлияла ли на отношения Кыргызстана и США денонсация межправительственного кыргызско-американского соглашения от 1993 года относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия? Не сказалось ли это на реализации проектов помощи?
- Уровень отношений между нашими странами не снизился. Я должен сказать, что все проекты, которые идут со стороны США, являются грантовыми. И если мы денонсировали договор 1993 года, то у нас есть национальное законодательство, на основе которого все гранты освобождаются от налогов. Здесь проблем никаких нет, они будут работать согласно нашему законодательству. Вопрос, касающийся придания дипломатического статуса всем сотрудниками, которые работали, то в этом направлении мы будет руководствоваться нашим законодательством. Все аккредитованные международные организации будут иметь определенный статус. По другим положениям - МИД сейчас прорабатывает ряд вопросов с нашими партнерами, и они предложат правительству.
- 4 октября в Кыргызстане состоятся парламентские выборы, как Вы оцениваете подготовку к ним, есть ли риски их проведения, учитывая, что выборы пройдут с применением автоматизированных технологий?
- Подготовка к выборам со стороны правительства идет полным ходом. У нас создан оперативный штаб, мы ежедневно отслеживаем ситуацию, списки избирателей сформированы, техническая часть полностью обеспечена. ЦИК тоже наготове. Центризбирком получил все необходимое оборудование, в том числе считывающие урны, бюллетени отпечатаны. И я могу сказать, что мы полностью готовы к проведению выборов. Конечно, возможно в день голосования будут какие-то непредвиденные моменты, потому что это техника, машины, но мы подготовились, создали оперативные штабы, подготовили техперсонал на случай сбоя компьютеров, чтобы оперативно их восстановить. Запасная техника у нас есть, техническая часть, безопасность, транспорт электроснабжение, связь - все эти вопросы подготовлены и решены.
Да, может быть, не всем хотелось бы или не все хотели бы, чтобы было у нас все открыто, прозрачно и красиво. Такие риски есть, внутри есть определенные силы, но правоохранительные органы с ним работают. Мы полностью подготовились: созданы оперативные группы, штабы со стороны правоохранительных органов, мы отработали все действия между службами, и любые попытки дестабилизировать ситуацию будут жестко пресекаться. Мы будем предпринимать все необходимые меры, чтобы обеспечить правопорядок, законность и стабильность.