Как Volkswagen потерял треть капитализации за два дня

Грандиозный скандал, разразившийся в США, грозит обернуться убытками не только для Volkswagen, но и для всей автомобилестроительной отрасли Германии

Стоянка с автомобилями Volkswagen в Автограде в Вольфсбурге
Фото: epa/vostock-photo

Москва. 22 сентября. INTERFAX.RU – Германский автомобилестроительный концерн Volkswagen, лидер мирового авторынка, оказался в центре глобального скандала, в результате которого компания потеряла треть капитализации за два дня и может понести убытки в размере десятков миллиардов долларов.

Расследование в США и мире

Неприятности Volkswagen начались в пятницу, когда Агентство по охране окружающей среды США раскрыло информацию о том, что концерн использовал программные методы для занижения показателей во время тестирования автомобилей с дизельным двигателем на выбросы вредных веществ.

Уже во вторник агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщило, что министерство юстиции США начало расследование действий компании, по итогам которого Volkswagen могут быть предъявлены уголовные обвинения. Слушания по делу планируется провести в Конгрессе США.

Также о начале проверки автомобилей компании объявило правительство Германии. Министр экономики земли Нижняя Саксония (крупнейший акционер Volkswagen с 20% голосующих акций) Олаф Лис призвал к всеобщей проверке, которая бы затрагивала и других автомобилестроителей.

Кроме того, собственное расследование планирует провести правительство Южной Кореи. По информации BBC, южнокорейские власти проверят до 5 тыс. автомобилей Volkswagen моделей Jetta и Golf, а также Audi A3s 2014 и 2015 годов выпуска, и если в них будут выявлены проблемы, проверка коснется всех машин компании, оснащенных дизельными двигателями.

О намерении проверить автомобили немецкой компании на соответствие экологическим стандартам сообщили также Франция и Италия.

Убытки компании

Поначалу речь велась о сравнительно небольшом числе автомобилей, проданных в США за последние 7 лет - порядка 500 тыс. машин. Затем Volkswagen объявил, что намерен устранить нарушения на всех машинах с дизельными двигателями, проданных в мире - это около 11 млн автомобилей. На эти нужды компания зарезервировала 6,5 млрд евро, которые будут отражены в ее финансовой отчетности.

В США компания фактически нарушила два пункта Закона о чистоте воздуха, и по американским законам может быть оштрафована на сумму до $37,5 тыс. за каждый проданный автомобиль, что в совокупности составляет порядка $18 млрд - это больше, чем годовая прибыль концерна.

Также вероятны многомиллиардные штрафы в связи с ведущимся расследованием Минюста США и многочисленные иски от обманутых покупателей.

Свою озабоченность ситуацией выразила и Европейская комиссия, активно продвигающая меры по снижению вредных выбросов от автомобилей в атмосферу. Впрочем, о начале ее собственного расследования говорить пока слишком рано, отметила пресс-секретарь ЕК Люcия Коде.

Реакция руководства Volkswagen

В минувшие выходные CEO Volkswagen Мартин Винтеркорн принес публичные извинения в связи с данным скандалом. "От себя лично приношу глубочайшие извинения за то, что мы не оправдали доверия наших клиентов и широкой общественности, - заявил он. - Мы не потерпим подобных нарушений наших внутренних принципов и законодательства США, и сделаем все возможное для восстановления доверия". Компания намерена активно сотрудничать со следствием, добавил он.

Между тем подобные извинения могут не спасти Винтеркорна от отставки. Как сообщило немецкое издание Tagesspiegel со ссылкой на источники в наблюдательном совете концерна, он может быть уволен 25 сентября и заменен президентом компании Маттиасом Мюллером.

Влияние на коллег по цеху

Скандал вызвал нешуточную панику в Германии, где одно из семи рабочих мест приходится на отрасли, связанные с автомобилестроением. Акции Daimler и BMW падают в цене во вторник.

"Мы обеспокоены тем, что пострадает не только Volkswagen, но и заслуженная репутация немецких автомобилей в целом", - заявил вице-канцлер ФРГ, председатель Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Зигмар Габриэль.

Французские автопроизводители Peugeot Citroen и Renault также могут косвенно пострадать от неприятностей конкурента. Они не продают автомобили напрямую в США, однако половина выпускаемых ими машин оснащена дизельными моторами.

По мнению аналитиков, манипуляции при тестировании автомобилей на выбросы могут привести к тому, что Еврокомиссия ужесточит требования к дизельным машинам, что затронет большое число компаний.

"Рынок полагает, что данная проблема не ограничится пределами США", - отметил фондовый менеджер Union Investment Инго Спейч.

Падение акций в автомобильном секторе

В понедельник цена бумаг Volkswagen рухнула почти на 20%, со 163 евро за бумагу до 132 евро за акцию. В ходе торгов во вторник падение составляет также порядка 20%, а акции торгуются на отметке 107 евро. Таким образом, за два дня капитализация компании рухнула на треть.

Котировки акций Daimler опускаются на 5,7%, BMW - на 4,8%.

Рыночная стоимость Peugeot упала на 7,3%, Renault - на 5,4%.

Германский фондовый индекс DAX 30 в ходе торгов во вторник потерял 3%, французский CAC 40 - 3,1%. Сводный индекс крупнейших предприятий Западной Европы Stoxx Europe 600 опустился на 2,5% и может завершить торги на минимальном уровне с августа.

Новости