Кен Лоуч: "Это свободный мир"

Эксплуатация человека человеком может быть легальной, а может быть и нелегальной, когда платить необязательно. Быть трудовым мигрантом опасно и тяжело, когда заработать на твоем труде может каждый мерзавец с паспортом гражданина

Фото: arthouse.ru

Москва. 20 ноября. INTERFAX.RU - Классик английского кино, настоящий ветеран (в этом году мастеру исполнилось 72 года) левого движения, Кен Лоуч после упешного обращения в непростое прошлое соседней Ирландии в фильме "Ветер, качающий вереск" (Золотая Пальмовая ветвь в Каннах-2006) снова возвращается на знакомую территорию социальной несправедливости в Англию наших дней. И делает это с уже давно привычным мастерством: без лишнего шума, но с твердой позицией, которая, не смотря на более чем использованную тему, совершенно свежа и объективна. Лоуч пошел довольно нестандартным путем и попытался показать проблему дешевой рабочей силы в лице беженцев и нелегальных переселенцев, уже навязшую на зубах большинства европейских стран, не со стороны угнетенных, а глазами самих угнетателей.

Две подруги, Энджи и Роуз, живут обычной жизнью самого низа английского среднего класса - часто меняют работу и парней, а по вечерам пьют пиво и тихо ненавидят свое жалкое существование. Пока на заднем дворе любимого паба не решают начать собственное дело - рекрутинговое агентство по поиску дешевой рабочей силы. Другими словами, начинают заниматься посредничеством между нелегальными эмигрантами и многочисленными работодателями, с радостью нанимающими бесправных людей на самую грязную и тяжелую работу.

Энджи, как главная движущая сила нового предприятия, не боится идти на все более рискованные сделки, но как и в любом грязном бизнесе, денег становится все больше, а сил остановиться все меньше. Подруги почти вырываются из порочного круга нищеты, но в один прекрасный день исчезают одни из работодателей, а вместе с ними и деньги, которые хотят получить голодные и злые нелегалы. Не правда ли, знакомая ситуация и для нашей страны?

В "Мире", впрочем как всегда у Кена Лоуча, неизвестные, а часто и непрофессиональные, актеры оказываются настоящим открытием. Кристин Уэринг, дебютантка, сыгравшая Энджи, предельно убедительно превращается из статистической матери-одиночки с окраин Лондона в жестокую и беспринципную бизнес-леди, готовую идти по трупам ради финансовой свободы, не обращая внимания даже на самых близких ей людей. А повествовательный монтаж и прекрасная работа оператора Найджела Уиллогби только помогают актерам и не только (отца Энджи, например, сыграл докер в четвертом поколении Колин Колин) достоверно рассказать о том, что причина несправедливости нашего мира до сих пор находится там, где она всегда и была - в несовершенном устройстве нашего общества и государственного строя.

Главные героини, еще вчера бывшие если не в одной, то уж точно в похожей лодке с безработными эмигрантами, при первом удобном случае забывают об этом и не задумываясь принимают философию "загнивающего капитализма" - главное это деньги, пленных не брать. А может быть они всегда жили, опираясь на эту философию? Ведь, когда отец Энджи спрашивает у нее, зачем она занимается всем этим, ведь все равно никто не улыбается, она не задумываясь отвечает: "Почему не улыбается? Зайди в любой супермаркет и ты увидишь улыбки на всех лицах". Мир, как супермаркет, а главная религия - потребление. И даже то единственное, что может спасти человека от духовного падения - любовь и семья - в реальности главной героини оказываются лишь инструментами на пути к власти и деньгам. И происхождение и социальный статус перестают играть какую бы то ни было роль. Бедные тоже смеются.

Обозреватель Артем Ушан

Новости