Встреча в формате "2+2" в Москве задаст направление развитию отношений между РФ и США, считает российский эксперт

Москва. 16 марта. ИНТЕРФАКС - Встреча глав внешнеполитических и оборонных ведомств РФ и США в Москве 17-18 марта в формате "2+2" станет индикатором состояния и развития российско-американских отношений, считает директор института США и Канады РАН Сергей Рогов.

"Есть определенные основания полагать, что эта встреча является последней возможностью выработать компромисс между Россией и Соединенными Штатами до саммита РФ-НАТО, который должен состояться в апреле в Бухаресте и в котором планируется участие президента России", - сообщил он "Интерфаксу" в пятницу.

"Если компромиссное решение по ПРО, а также по расширению НАТО не будет найдено, то тогда можно ожидать дальнейшего ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном, Москвой и Западом", - добавил он.

Говоря о возможности добиться подвижек в проблематике ДОВСЕ на предстоящей встрече глав внешнеполитических и оборонных ведомств РФ и США в Москве, С.Рогов подчеркнул, что не считает возможным отход Вашингтона от ранее озвученных позиций.

"Пока США, как и другие страны-члены НАТО, отказываются ратифицировать адаптированный ДОВСЕ, который был подписан еще в 1999 году, под предлогом необходимости вывода российских войск из Молдавии и Грузии. Из Грузии в прошлом году российские войска были полностью выведены, а на территории Приднестровья остаются где-то порядка полутора тысяч военнослужащих, которые охраняют имеющиеся там огромные склады советских вооружений. Я не вижу каких-то признаков того, что Соединенные Штаты будут пересматривать свою позицию и откажутся от предварительных условий по ратификации ДОВСЕ", - сказал эксперт.

Директор института США и Канады отметил, однако, что позиция Белого дома по договору СНВ-1 может измениться.

"По договору СНВ-1 в администрации Буша сейчас может произойти изменение позиции. Договор этот, как известно, истекает в конце 2009 года, и до недавнего времени позиция США заключалась в том, что "умерла -так умерла", никакого продолжения действия этого договора, в частности, режима юридически обязательных проверки и мониторинга стратегических сил, не требуется. Это ставило под вопрос, точнее, делало бессмысленным выполнение договора от 2002 года о сокращении стратегических наступательных потенциалов, договора СНП, который предусматривает сокращение российского и американского стратегического ядерного потенциала. Как этот договор выполнить, если нет никакого режима проверки?", - считает С.Рогов.

По словам С. Рогова, он не исключает того, что "американская сторона признает необходимость подписания какого-то документа", который будет накладывать юридические обязательства в сфере продления положений договора СНВ-1.

"Встреча "2+2" продемонстрирует, изменились ли позиции США по этим вопросам, готовы ли они пойти на подписание новых соглашений, или нет", -заключил российский эксперт.

Что касается ситуации вокруг ПРО США в Европе, то, по мнению С.Рогова, появившиеся сообщения о намерениях Вашингтона разместить элементы противоракетной обороны в Турции пока еще "не дают основания делать далеко идущие выводы".

"Но в общем можно констатировать, что появляются некоторые новые моменты в американской позиции по поводу размещения третьего позиционного района ПРО в Европе", - отметил он.

"Предлогом для этого размещения Вашингтон объявляет угрозу, которая исходит от Ирана, то есть наличие у Ирана ракет, для защиты от которых Соединенным Штатам требуется разворачивать противоракетную оборону. Как известно, первоначально в качестве района развертывания ПРО Пентагон выбрал Польшу и Чехию.

При этом утверждалось, что размещенные там системы противоракетной обороны способны осуществлять перехват межконтинентальных баллистических ракет, запущенных из Ирана против территории Соединенных Штатов. Но дело в том, что у Ирана нет, и в ближайшие годы не будет ракет такой дальности", - сказал С.Рогов.

"В результате, возник острый политический конфликт между Россией и США, потому что у России межконтинентальные баллистические ракеты имеются, и Россия решение о развертывании ПРО в Восточной Европе однозначно истолковывает как недружественный акт со стороны США. Но у Ирана имеются ракеты средней и малой дальности, способные поражать цели на расстоянии полторы-две тысячи километров. И вот против этих ракет американская противоракетная оборона, если она будет размещена в Польше, фактически бессильна, поскольку расположены американские средства перехвата будут слишком далеко от той территории, которая может оказаться под ударом иранских ракет", - подчеркнул эксперт.

По его мнению, поэтому появившиеся сообщения о том, что Соединенные Штаты в качестве района развертывания радиолокационной станции могут избрать Турцию, "показывают, что возможны определенные подвижки в американской ситуации".

"То есть речь может идти, в том числе, и о защите от существующих иранских ракет средней и малой дальности, а не от надуманной угрозы со стороны несуществующих межконтинентальных баллистических ракет Ирана", - подчеркнул директор института США и Канады.

"Пока еще рано говорить о том, что произошел действительно такой серьезный поворот в американской позиции, и, очевидно, соответствующее разъяснение будут даны американской стороной во время переговоров в формате "2+2", - добавил С.Рогов.

Новости