Засекречивание потерь в мирное время признали соответствующим законодательству

Верховный суд не поддержал заявление активистов, которые считают, что закон нарушает их права на поиск и распространение информации

Фото: ТАСС, Донат Сорокин

Москва. 13 августа. INTERFAX.RU - Верховный суд признал полностью соответствующим российскому законодательству указ президента о засекречивании потерь в ходе спецопераций в мирное время, передает корреспондент "Интерфакса".

Высшая судебная инстанция по итогам рассмотрения в четверг отклонила иск группы граждан о признании частично недействующим указа президента России от 28 мая 2015 года, вносящего изменения в перечень сведений, отнесенных к гостайне.

Среди заявителей - адвокаты, журналисты, а также ранее обвиняемая в государственной измене жительница города Вязьма Смоленской области Светлана Давыдова, дело которой впоследствии было закрыто за отсутствием состава преступления, ранее осужденный за шпионаж военный журналист Григорий Пасько и депутат Заксобрания Псковской области Лев Шлосберг.

На заседании стало известно, что большая часть заявителей оспаривают не только недавно внесенные изменения в перечень сведений о гостайне, утвержденный указом президента в 1995 году, но весь его 10-й пункт, т.е. "сведения, раскрывающие потери личного состава Минобороны России в военное время, в мирное время в период проведения спецопераций".

По мнению заявителей, пункт 10 перечня нарушает их права на свободный поиск, получение и распространение информации, гарантированное всем гражданам РФ Конституцией РФ и федеральными законами, в том числе "О гостайне", а также содержит в себе двусмысленные и неконкретные формулировки, которые угрожают уголовной ответственность заявителям, а также нарушают права заявителей-журналистов.

Авторы заявления считают, что ФЗ "О гостайне" не наделяет президента полномочиями по расширению перечня сведений, составляющих гостайну.

В свою очередь представитель президента утверждает, что как раз этот федеральный закон и наделяет главу государства полномочиями утверждать перечень секретных сведений по представлению председателя правительства. На заседании участникам были представлены копии обращения председателя правительства РФ от 12 мая 2015 года на имя президента России.

Оспариваемый пункт не содержит в себе расплывчатых формулировок, так как "понятие спецоперации прямо предусмотрено в законах "О противодействии терроризму", "О внешней разведке" и других, считает представитель ответчика. По ее словам, в соответствии с законодательством в период проведения спецопераций "сведения о личном составе в области военной, разведывательной и контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства составляют гостайну.

"Следовательно, в том числе, о физическом (состояние здоровья, наличие увечий, наступление смерти), нравственном, психологическом состояниях личного состава, его фактическом местонахождении",- сказала она.

Представитель президента отметила, что представляемая ею сторона считает заявление необоснованным и голословным, поскольку авторы не привели примеров, как указ нарушил их права.

28 мая на официальном интернет-портале правовой информации был размещен указ президента РФ, вносящий изменения в перечень сведений, отнесенных к гостайне. Согласно указу, в частности, к государственной тайне отнесены "сведения, раскрывающие потери Минобороны России, личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций".

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заверил, что подписание указа никак не связано с событиями на востоке Украины.

Новости