Минэкономразвития и ФАС поспорили о реестре жалоб по госзакупкам
ФАС считает избыточной мерой включение в реестр жалоб информации о судебных решениях, полностью или частично отменяющих решения органов контроля, на котором настаивает Минэкономразвития
Москва. 20 июля. INTERFAX.RU - Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба не смогли снять разногласия по проекту правительственного постановления, которое призвано сделать работу органов контроля за госзакупками более прозрачной.
Как сообщил "Интерфаксу" источник в одном из профильных ведомств, Минэкономразвития настаивает на включении в реестр жалоб, проверок и предписаний в сфере закупок информации о судебных решениях, полностью или частично отменяющих решения органов контроля, посредством интеграции с ресурсом kad.arbitr.ru. ФАС, являющаяся одним из таких органов, считает, что это избыточное дублирование с судебной базой данных (информация которой и так открыта), требующее дополнительных трат бюджета.
Включение судебных решений в реестр повысит прозрачность деятельности органов контроля: сейчас объективная информация об их деятельности, в том числе о доле отменяемых через суд решений, отсутствует, констатирует Минэкономразвития. На сайте kad.arbitr.ru, который ФАС считает достаточным источником информации, нет сводного реестра судебных вердиктов об обжаловании решений контрольных органов в сфере закупок, их поиск требует дополнительного времени и привлечения квалифицированных специалистов.
В пресс-службах Минэкономразвития и ФАС "Интерфаксу" сообщили, что разногласия до сих пор не сняты.
Включение в реестр информации о судебных решениях необходимо для выработки единой правоприменительной практики всеми органами контроля, заявили в Минэкономразвития. Сейчас по одним и тем же вопросам контрольные органы различных уровней могут принимать разные, нередко взаимоисключающие решения, а также решения, противоречащие судебной практике, это усложняет жизнь заказчикам.
Кроме того, при публикации в реестре решения контрольного органа без отметки о том, что оно отменено в судебном порядке, заказчики и поставщики могут получить неверную информацию о правильном применении норм законодательства, так как будут ориентироваться на отмененное решение органа контроля, отмечает министерство.
В ФАСе "Интерфаксу" заявили, что вопрос, по мнению ведомства, должен решаться в рамках установления требований к Единой информационной системе в сфере закупок, а не в рамках этого постановления.
"Деловая Россия" поддерживает предложения Минэкономразвития по раскрытию в единой информационной системе информации о судебном обжаловании решений контрольных органов. "Это позволит формировать единую правоприменительную практику, даст возможность анализа качества принимаемых решений конкретными сотрудниками и позволит оценивать эффективность деятельность органов контроля", - заявил "Интерфаксу" президент "Деловой России" Алексей Репик.
База решений необходима, согласен первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин.
"Сейчас сложилась практика трактовки многих положений закона письмами ФАС, Минэкономразвития, или их совместными письмами. Поток этих писем сегодня достаточно велик, и в некоторых случаях - наши эксперты это замечают - письма, которые носят рекомендательный характер, тем не менее, претендуют на то, чтобы излагать то, чего нет в законе. Поэтому, естественно, существует достаточно серьезный риск оспаривания этих писем", - отмечает эксперт.
"Конкретный государственный заказчик, действуя в соответствии с содержанием письма, принимает те или иные решения, а впоследствии либо закупка отменяется, либо какие-то претензии предъявляются к самому госзаказчику. И заказчик оказывается в ситуации, когда отменяемая или не совсем некорректная рекомендация, изложенная в письме, приводит к его определенному ущербу - либо финансовому, либо моральному, либо кадровому. Поэтому весьма актуально создание единой базы, в которой публиковались бы решения, связанные с отменой действий контрольных органов", - сказал "Интерфаксу" А.Шамрин.
"Мы поддерживаем предложение Минэкономразвития о создании удобного с точки зрения сервиса информационного массива, который удобен и подрядчикам, и заказчикам, и общественности", - добавил он.
В России сейчас отсутствует единый общедоступный электронный банк данных по решениям контрольных органов в сфере закупок, констатирует глава Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), гендиректор портала "Фабрикант" Сергей Габестро.
"Объективная и прозрачная правоприменительная практика по рассмотрению жалоб в сфере закупок может быть сформирована только с учетом деятельности судебных органов", - заявил он "Интерфаксу".
Отсутствие в ЕИС отметок об отмене решений контрольных органов по рассмотренным жалобам или поддержании позиции контрольных органов судебными инстанциями - предпосылка для неправильного применения и толкования норм законодательства, считает С.Габестро. НАИЗ поддерживает скорейшее принятие постановления правительства об утверждении порядка ведения реестра (с учетом инициативы по его дополнению информацией о судебных решениях) - это повысит доступность информации для всех участников закупок, сказал он.
Кроме того, НАИЗ считает необходимым введение функционала поиска решений в реестре жалоб по тематике обжалования (по отдельным статьям закона о контрактной системе) для сокращения времени работы с реестром и доступности правовой позиции контрольных органов. Наличие такого реестра упорядочит правоприменительную практику в сфере закупок, исключит принятие противоречивых решений органами контроля разного уровня, рассчитывают в ассоциации.