Китай заинтересовался покупкой плавучего космодрома "Морской старт"
Однако сделка невозможна без урегулирования судебной тяжбы с "Боингом"
Москва. 20 июля. INTERFAX.RU - Компания-оператор Sea Launch AG, осуществляющая услуги по запуску космических аппаратов с плавучего космодрома с помощью ракет "Зенит-SL", ведет переговоры с правительством КНР о продаже Китаю плавучего космодрома и командного судна, сообщает специализированный сайт Space News со ссылкой на "официальных лиц в промышленности".
"Для того, чтобы продать "Морской старт" Китаю, авторам этой идеи придется преодолеть "минное поле", связанное с юридическими и политическими последствиями этой сделки в России, США и Китае, и в частности, с режимом по контролю за распространением ракетных технологий", - пишет автор статьи.
Как пояснили "Интерфаксу" в российской ракетно-космической отрасли, "указанная сделка невозможна без урегулирования судебной тяжбы с "Боингом".
До сих пор базовым портом судов компании Sea Launch AG являлся американский Лонг-Бич (Калифорния). Ракеты-носители "Зенит", использовавшиеся в программе "Морской старт", производил днепропетровский "Южмаш" с использованием российских ракетных двигателей. С учетом существующих политических реалий, дальнейшее подобное взаимодействие не представляется возможным.
Ранее сообщалось, что Китай заинтересован в приобретении российских ракетных двигателей разработки и производства НПО "Энергомаш".
К настоящему времени по программе "Морской старт" выполнено 36 пусков ракет-носителей "Зенит", в том числе 33 успешных.
По оценке эксперта, работающего в российской ракетно-космической отрасли, "Морской старт" - это уникальный космодром-робот, не имеющий аналогов в мире". "К тому же он позволяет обеспечить технологическую устойчивость отечественных производств, сохранить технологические заделы, которые в дальнейшем могут быть использованы для создания сверхтяжелых ракет-носителей, в первую очередь - в двигателестроении", - сказал он.
"Те, кто пытаются избавиться от проекта "Морской старт", совершают прямую технологическую диверсию, направленную против предприятий, обеспечивающих немногие оставшиеся конкурентные преимущества российской космонавтики. В первую очередь речь идет о НПО "Энергомаш", где производятся самые эффективные в мире жидкостные ракетные двигатели", - отметил эксперт.
Пуски ракет-носителей "Зенит-3SL" осуществляются международным консорциумом "Морской старт", созданным в 1995 году. После реорганизации в 2010 году 95% акций компании принадлежат Energia Overseas Limited (EOL) - "внучке" РКК "Энергия", 3% - американской Boeing, 2% - норвежской Aker Solutions. Штаб-квартира Sea Launch AG находится в Нионе (Швейцария).
Ракета-носитель "Зенит-3SL" создана на основе двухступенчатой ракеты-носителя "Зенит-2" разработки ГКБ "Южное" (Украина), разгонный блок ДМ-SL, используемый при пусках этой ракеты, разработан и производится в РКК "Энергия".
По имеющимся данным, американская компания Boeing предъявила иск к российским партнерам в суде Калифорнии, что грозит России утратой космодрома морского базирования, который в настоящее время стоит $2 млрд.
"Самое главное, чтобы "Морской старт" не был продан "на иголки", то есть за бесценок на металлолом, как это случилось с авианосцем "Минск", проданным за $16 млн, а затем - после модернизации - введенным в боевой состав ВМС Китая", - отметил российский эксперт.