ВРИО губернатора Ростовской области: На Дону создана новая система координат, где власть и бизнес - равноправные партнеры

Василий Голубев рассказал об экономическом развитии региона, планах на будущее и подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году

Врио губернатора Ростовской области Василий Голубев
Фото: Интерфакс

Москва. 6 июля. INTERFAX.RU - Ростовская область в  ближайшие несколько лет намерена стать регионом – донором. В качестве основной задачи предполагается до 2020 года удвоить объем инвестиций в экономику региона. О мерах по социально-экономическому развитию одного из крупнейших регионов  на юге страны рассказал в интервью "Интерфаксу" временно исполняющий обязанности губернатора Ростовской области Василий Голубев

- Василий Юрьевич, какой вариант социально-экономического развития сегодня более предпочтителен для Ростовской области: оптимистичный, пессимистичный или же свой, исходя из наличия ресурсов и возможностей?

- Прежде всего, нужно сказать, что мы – реалисты и, несомненно, учитываем нынешнюю ситуацию, а она несколько иная. Это показало нам и начало года, особенно январь-февраль. Традиционно эти месяцы более сложные и это видно на поступлениях в бюджеты региона. Если посмотреть по итогам работы за пять месяцев, то я бы не говорил о том, что  прогноз пессимистический. Я бы оставался на реальных позициях, учитывал развитие ситуации в банковской сфере, сложности, которые сегодня есть с кредитованием у предприятий малого и среднего бизнеса. Если посмотреть на тот фундамент, который у нас сегодня есть, заложенный в последнее пятилетие, то очевидно, что в нас все эти годы экономика у нас развивалась опережающими темпами по сравнению со среднероссийскими показателями.  Давайте более детально рассмотрим те проекты, которые уже в ближайшей  перспективе могут быть реализованы на территории Ростовской области. Их анализ позволяет  смело говорить, что экономика на месте не стоит. Она укрепляет свои позиции. Прежде всего, с учетом наших крупных инвестиционных проектов, которые реализуются на территории Ростовской области.

Инвестиции, по итогам прошлого года составили около  265  млрд рублей – это с учетом показателей малого и среднего  бизнеса. Динамика  положительная. Инвестиции – это, прежде всего, новые производства. Речь идет не только о тех, которые будут построены и введены на  проектную мощность в течение ближайшего времени, это и инвестиции в действующие предприятия в том числе. 

Я бы назвал их оптимистическими. Мы и в промышленности, и в сельском хозяйстве – две основные отрасли,  которые работают на территории области, - прибавляем: 8,7% - промышленное производство, 1,5% - сельскохозяйственное производство.

У нас пока вполне обнадеживающие прогнозы по урожаю текущего года. На селе говорят, что если погода не подведет, то мы точно будем иметь хороший урожай в этом году, а  значит, и новое развитие хорошее развитие сельских территорий: возможность получить новые финансовые средства, закупить технику, подготовиться к будущим периодам. Я считаю, что ситуация на самом деле, оптимистичная. Но, повторюсь, что нам нужно реально оценивать ситуацию и быть готовым реализовать все те резервы, чтобы динамика была позитивная.

- Вы сказали, что перспективы среднесрочного развития связаны с реализацией  крупных инвестиционных проектов. Какие из них будут завершены в этом году?

- Из перечня "губернаторских" планируется завершение 11 инвестпроектов общей стоимостью 57,8 млрд рублей, что позволит создать более  4,5 тыс. рабочих мест.

В числе таких проектов – девятый энергоблок Новочеркасской ГРЭС (24 млрд рублей). Это новая веха в развитии энергетики, связанная с современной технологией "кипящего слоя". Она позволит использовать порядка 300-500 тыс. тонн горных отвалов в год, стабильно обеспечивать энергией не только Ростовскую область, но и Юг России.

Благодаря компании "Евродон", которая  строит несколько птицеводческих объектов, к концу этого года область выйдет на производство мяса индейки на уровне до 70 тыс. тонн и до 130 тыс. тонн к концу 2016 года, а в перспективе - до 300 тыс. тонн.

Компания "Вотерфолл-Про" планирует в этом году ввести в строй первую линию по производству биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки. Стоимость проекта  – 5,4 млрд. рублей.

Мы будем двигаться дальше в реализации проекта "БТК-групп" по созданию   комплекса производств высокотехнологичных тканей из синтетических волокон в городе Шахты. Первая очередь начала работать в этом году, создано  около 2 тыс. рабочих мест. Вторая очередь предполагает развитие практически самого крупного комплекса легкой промышленности в России. Это современные технологии, станки, новое качество продукции, спрос на которую неограничен. Понятно, что требуется совместное решение некоторых вопросов. С нашей стороны - это создание условий для инженерных коммуникаций, строительство дороги, доставка людей на работу. Но и инвестор активно движется вперед.

- Не является секретом, что Ростовская область стала практически прифронтовой, исходя из нынешней ситуации на юго-востоке Украины. Какова сегодня ситуация в приграничных районах, насколько население может чувствовать себя в безопасности, а муниципальные образования реализовывать проекты социально-экономического развития?

 - Это, пожалуй, один из самых важных вопросов, который сегодня решают на приграничных с Украиной территориях  правоохранительные органы, структуры региональной и муниципальной  власти.

Если разобраться, то вся Ростовская область является  приграничной. При этом, регион живёт обычной жизнью. У нас выполняются социальные обязательства перед населением, реализуются программы экономического  развития. Сегодня наша задача:  создать для жителей приграничных территорий нормальные социально-бытовые условия, обеспечить инфраструктуру жизнедеятельности поселений.

В Миллеровском районе доступ к  девяти поселкам затруднен, так как  2,6 км региональной автодороги Миллерово - Луганск, построенной ещё в советские годы, проходит по территории сопредельного государства. Решением проблемы станет строительство нового участка дороги протяженностью 5,3 км  по территории Ростовской области. Оно было начато осенью 2014 года. Стоимость  работ – 284,6 млн. рублей. Сейчас строительство ведется полным ходом.  

Несомненно, требуют особого внимания шахтерские территории, которые представлены в приграничной  зоне. На  встречах с жителями я подчеркивал, что решение проблемных вопросов на данных территориях будет под моим контролем.

Нам надо учитывать изменившуюся ситуацию, которая в любой момент может потребовать быстрых и вместе с тем, неординарных решений. Считаю, что социальные обязательства и те программы развития, которые сегодня есть на территории приграничных районов,  могут быть скорректированы.  Муниципалитеты также корректируют свою  работу с учетом изменившейся ситуации.  Принят ряд решений по поддержке малого и среднего бизнеса. Конечно же, с учетом специфики условий,  в которых там работает бизнес. Прежде ведь была кооперация с бизнесменами из Украины. Сегодня условия изменились, поэтому считаем необходимым оказывать поддержку нашим предпринимателям, бизнесменам, работающим в приграничных с Украиной районах Дона.      

 Негативное влияние вооруженного конфликта заведомо влечёт рост контрабанды, в т.ч. оружия, нелегальной миграции, трансграничной преступности, наркобизнеса.

Поэтому в профилактических мероприятиях на приграничных территориях каждые сутки задействовано более 260 сотрудников ОВД. Дополнительно круглосуточно работают мобильные группы, временные посты полиции. Словом, точечно решаем в приграничных территориях наиболее сложные проблемы. Они есть, практически, в каждом поселении.

Так,   по райцентру Чертково, возникают вопросы, требующие особого внимания.

- Как сегодня живет райцентр, где государственная граница проходит по улице населенного пункта?

-Жизнь не остановилась. Она идет своим чередом. Вместе с тем, это пример того, когда ситуация требует точного и выверенного решения, прежде всего по созданию  нормальных условий для пересечения государственной границы. В одном из  писем в МИД РФ я обратился с просьбой  на межгосударственном уровне отработать эти вопросы.

- Каким образом решены проблемы с беженцами, сколько их сегодня остается на территории Ростовской области?

-  Режим ЧС на территории области на  сегодняшний день не снят.  Сегодня в Ростовской области  находятся около 36 тыс. человек, приехавших из юго-восточных районов Украины. Порядка 10 тысяч человек, которые обратились к нам за помощью в трудоустройстве, получили рабочие места. Многие сами обращались в различные коммерческие структуры, в компании, предлагая свой профессиональный опыт. Насколько мне известно, наши бизнесмены оказывают таким специалистам содействие в трудоустройстве.

  Часть людей,  приехавших с Донбасса,  участвует в программе переселения соотечественников из-за рубежа.  По этой программе получили поддержку около 900 человек.

Вместе с тем,  не прекращается ежедневный приём беженцев, их перенаправление в другие регионы, согласно квотам Правительства РФ.

С июня 2014 года отправлено более 50 тыс. человек.  У нас в области действует 4 стационарных пункта временного размещения (ПВР) на 1,5 тыс. человек. В связи с непростой обстановкой на юго-востоке Украины мы были вынуждены развернуть два  палаточных ПВР в Матвеево-Курганском районе и городе Новошахтинске на 500 мест каждый  с возможностью увеличения до двух тысяч мест.  В постоянной готовности к развертыванию - 45 ПВР на 4,8 тыс. мест в муниципальных образованиях области.

Словом,  ситуация находится в том же состоянии, что и в конце  прошлого года.  Если же она будет меняться в худшую сторону,  мы, как и прежде, готовы протянуть руку помощи жителям Украины.

- Действующие санкции не могут не сказываться на программах регионального развития. С какими рисками столкнулась Ростовская область и как эти риски с учетом санкций удается минимизировать?

-  Новые экономические условия ограничивают возможности бюджета, но сворачивать бюджетные стимулы для инвесторов не намерены. В области создана новая система координат, в которой власть и бизнес – равноправные партнеры.

Совместно с Агентством стратегических инициатив мы первыми в Южном федеральном округе внедрили все 15 разделов инвестстандарта, втрое сократили для бизнеса бюрократическую составляющую в вопросах строительства линейных сооружений инфраструктуры, переложив бремя согласований на ресурсоснабжающие организации.

Мы усовершенствовали нормативно-правовую базу: сегодня субсидируется 50% затрат на создание инфраструктуры, а при реализации  крупных проектов в АПК – 95%, для инвесторов снижены налоги на имущество и прибыль. Мы последовательно увеличили финансовую поддержку инвесторов почти в 3 раза - с 528 млн рублей в 2010  году  до 1,4 млрд рублей в 2014-м; ввели "налоговые каникулы" на два года для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Новая система стимулов позволила получать на 1 рубль господдержки 8 рублей в виде налогов и порядка 40 рублей в виде инвестиций в региональную экономику.

- То есть бизнес ожил?

- Я  бы сказал по-другому: бизнес почувствовал, что он востребован, что у него есть реальная поддержка со стороны власти.

- Безработица в нынешнем году может обостриться исходя из реалий? Или эта проблема не стоит перед регионом?

 - Эта проблема существует. Из 100 обратившихся в Центры занятости сегодня трудоустраивается 78 человек, это выше, чем среднероссийский уровень. Но если говорить о цифрах, то регистрируемая безработица сегодня сохраняется на уровне 2014 года  - 0,9%. Мы в полном объеме имеем финансовые средства, чтобы поддерживать рынок труда, содействовать занятости населения. На эти цели в 2015 году выделено около 1,3 млрд рублей, из которых более 515 млн рублей – средства областного бюджета.

За пять месяцев этого года трудоустроено 47 тыс. человек и на сегодняшний  день в банке вакансий есть 35 тыс. Конечно, люди хотят работать по специальности, но, иногда таких предложений не бывает. Поэтому предлагаем переучиваться, сегодня нужно иметь профессию, которая востребована на рынке. Не исключаем ухудшения на рынке труда, хотя по итогам первого квартала число безработных меньше на 3,7%, чем в первом квартале 2014 года.

- В июне в Ростове-на-Дону прошел Первый форум продовольственной безопасности, где много говорилось об импортозамещении. Какие возможности в этом плане в АПК региона?

-Ростовская область – один из крупнейших сельхозрегионов России, производит все основные группы продовольствия. А нехватку ряда импортируемых товаров призваны ликвидировать 22 крупных импортозамещающих проекта общей стоимостью 107 млрд рублей.

Например, компания "Евродон-Юг" строит крупнейший комплекс по производству мяса индейки мощностью 67 тыс. тонн в год. Ряд зарубежных стран готовы импортировать его продукцию. А я иногда спрашиваю, а видят ли ростовчане индейку – и не всегда получаю положительный ответ. Понимаю, что у бизнеса свои интересы, но все-таки они должны пересекаться с интересами государства, в том числе - по импортозамещению.

Не так давно компания "Донстар" реализовала проект по производству мяса утки. Предприятие практически вышло на проектную мощность.

Надеюсь, что в следующем году "Донбиотех" завершит первую очередь завода по глубокой переработке зерна и производству аминокислот  для добавок в корма. Этой продукции сегодня не хватает не только в Ростовской области, но и во всей России.

В России зимой особенно ощущается дефицит тепличных овощей. Я убежден, что здесь у нас резерв. К примеру, компания "Донская усадьба" строит тепличный комплекс мощностью 14 тыс. тонн овощей в год.

Мы развиваем производство сыров и консервов из рыбных продуктов, развиваем  молочное животноводство. В январе в регионе создан кластер по производству и переработке молока "Донские молочные продукты". У нас пока не сокращается объем инвестиций в сельскохозяйственную отрасль. По итогам года планируем привлечь в АПК 19 млрд рублей – столько же, сколько в прошлом году.

- Какие подводные камни в региональном АПК существуют с учетом правительственного эмбарго, которое было введено? Как они устраняются и какие проблемы непреодолимы?

- Ряд предприятий АПК области успешно заместили часть импорта. Например, молокоперерабатывающие предприятия по итогам 2014 года увеличили объемы производства сыра и творога на 38,6%.

Присоединившись к ВТО в 2012 году, Россия лишилась такого рычага воздействия, как заградительные пошлины на импорт. Санкции сняли проблему, однако не все предприятия АПК могут использовать "окно возможностей" из-за изношенных мощностей. Им предоставляем из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат (в этом году на 40 млн рублей) на приобретение оборудования и спецтранспорта для доставки сырья и продуктов, на продвижение продукции, внедрение стандартов качества.

Проблему недостаточной доли донских товаров в крупных сетях решаем с их представителями. Наша задача – создать условия для местных производителей через развитие кооперации и установление более прочных и гарантированных связей с сетевыми магазинами. Для ее решения проводятся закупочные сессии. Для  сельхозпроизводителей также организуем ярмарки, на которых они могут напрямую продавать продукцию.

Несомненной остается проблема – высокая закредитованность сельхозпредприятий. Но справедливости ради надо сказать, что правительство страны эту проблему не только знает, но и старается решать. Например, недавно принято решение об увеличении объема субсидий на покупку российской сельскохозяйственной техники, правда, у нас аналогичная  программа работает более 5 лет.

- Василий Юрьевич, имеются ли проблемы в привлечении средств для покрытия дефицита областного бюджета и как решаются проблемы?

- Проблемы, конечно, имеются, раз дефицит есть. И наш регион в этом смысле не исключение. В этом году запланировано привлечь кредитов на 13,4 млрд рублей на покрытие дефицита. В июне заключены госконтракты на четыре кредитные линии объемом 7,4 млрд рублей (три кредита – по ставке 13,58% годовых, один – по 14,05%).

Имеется договоренность с министром финансов РФ о предоставлении области кредита из федерального бюджета в размере более 2 млрд рублей под 0,1% годовых сроком на 3 года.

Средства направим на реализацию программ развития.

При этом госдолг региона остается на безопасном уровне и является низким. По итогам 4 месяцев этого года он составил около 27 млрд рублей или 28,1% от дохода Ростовской области (по ЮФО - 67%). В расчете на одного жителя госдолг составляет 6,4 тыс. рублей, для сравнения: в среднем по России  - 14,4 тыс. рублей, по ЮФО – 16,8 тыс. рублей.  Просроченная задолженность отсутствует. Мы вовремя возвращаем долги, не выходя за сроки, определенные бюджетным кодексом РФ. Если сравнить с динамикой, то за последние 5 лет мы в 2 раза выросли  по уровню доходов - с 44 млрд рублей в 2009 году до 89 млрд рублей в 2014 году. Динамика неплохая и надо работать, чтоб она была более активной. Но стоит более серьезная задача: с учетом заложенных уже резервов в течение 3-4 лет выйти на бездефицитный бюджет, предполагающий развитие. У нас есть для этого все.

- Как решается вопрос с выплатой компенсаций СКЖД за пригородные пассажирские перевозки.

- Во-первых, при всем напряжении в отношениях с компанией, которое некоторое время назад возникло, оно было урегулировано. Все 55 маршрутов, которые в разное время приостанавливались, сегодня работают. Мы ежемесячно компенсируем выпадающие доходы СКЖД по фактическому объему перевезенных пассажиров. В текущем году компенсации составят примерно 273 млн рублей, что 8,4% больше, чем в прошлом году. Примерно 70% расходов компании составляют расходы на услуги инфраструктуры, ремонт эксплуатацию подвижного состава. Известно,  что не так давно по поручению Президента изменена ставка за пользование инфраструктурой с 0,25 до 0,01 %, установлена нулевая ставка НДС по производству услуг при перевозке пассажиров. Это учтено Региональной службой по тарифам при утверждении тарифов. Мы постоянно взаимодействуем с РЖД.

- Скажите, пожалуйста, чем закончились переговоры с автопроизводителями Китая  в ноябре прошлого года по поводу покупки Таганрогского автомобильного завода.

- Переговоры еще продолжаются уже тремя автопроизводителями Китая - "Chery International", "JАС", "Hawtai Motor Corp". В рамках конкурсного производства в декабре 2014 года имущество оценено примерно в 5,7 млрд рублей. После достижения договоренности с инвесторами и банками-кредиторами планируется проведение открытых торгов и продажа имущества завода стратегическому инвестору. При наличии стратегического инвестора завод, на мой взгляд, имеет возможность развития.

- Какое внимание уделяется предпринимательству и малому бизнесу?

- Должен заметить, что у нас люди весьма активны и наш бизнес может многим подать пример: 55 тыс. малых и средних предприятий,  138 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают 17% валового регионального продукта. Это заметный вклад в развитие региона.

Мы сохранили все формы поддержки, сдержали свои обещания  не увеличивать налоговую нагрузку. Мы стараемся создавать условия для более быстрого построения бизнеса, его развития.  При этом мне, например, очень важно реально видеть, как созданные преференции в позитивном плане влияют на самочувствие бизнеса. Мы постоянно мониторим ситуацию, создаем новые структуры, которые содействуют становлению бизнеса, консультируют молодых начинающих предпринимателей. Это постоянный живой организм, мы его хорошо чувствуем, когда встречаемся на губернаторских экспертных площадках.

Но во многом малый и средний бизнес создается все-таки в муниципалитетах. И от того, как на местах власти понимают, что такое малый бизнес, какая его роль в развитии малых городов, поселений, зависит все. В первую очередь, обучаем муниципальных чиновников.

- Недавно на совместном заседании комитетов Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и по экономической политике Вы предложили начать в 2016-м году строительство дорожного обхода города Аксая?

- Если мы хотим обеспечить транспортную доступность на юге страны, в том числе и в Республику Крым, то эта дорога принципиальна важна. Сейчас движение по федеральной трассе М-4 «Дон» на участке 1038-й-1075-й км, который фактически стал частью улично-дорожной сети Ростова-на-Дону и Аксая, проходит через плотную городскую застройку. Строительство магистрали в обход города-спутника донской столицы снимет загруженность участка федеральной трассы. Проектно-сметная документация подготовлена и находится на госэкспертизе.

- Подготовка Ростова-на-Дону к чемпионату мира по футболу-2018 идет в рамках графика?

- Из того, что   заложено в дорожной карте нашего региона, пока все вопросы область и муниципалитет решают качественно и в установленные сроки.  К нам нет претензий по отводу земли, по предоставлению инженерных коммуникаций. Что касается строительства аэропорта, то все проекты инженерного обеспечения дорожной инфраструктуры подготовлены в полном объеме, включая проведенные экспертизы.

Нет сомнений в том, что мы все выполним.  Город Ростов - ключевое звено в рамках подготовки к чемпионату.  К 2018-му году она вступит в решающую стадию. Нельзя будет допускать даже малейших срывов и сбоев.   После проведения футбольных матчей ЧМ-2018, его спортивные  объекты, гостиницы, инфраструктура будут еще долгое время служить жителям Дона. Соответственно,  все сделаем на высоком уровне.

- В Ростове-на-Дону не так давно произошла смена муниципальной власти. Насколько она оказалась эффективной  для столицы ЮФО, чтобы это почувствовали горожане и гости города?

- Сделаны первые шаги, которые показали, что у администрации Ростова-на-Дону есть возможность  сделать динамику развития городского хозяйства  более яркой, эффектной. Безусловно, город - сложный организм. И  любое новое решение, которое касается горожан, должно быть точно выверено. Нельзя предпринимать те или иные шаги, касающиеся горожан, не согласовав эти шаги с ними. Сегодня  чувствуются некоторые рычаги, которые город пытается использовать. Это, например,  сервис "Активный ростовчанин", когда люди могут высказать свою точку зрения, предложить вариант   решения определенной проблемы.

Я знаю о намерениях руководства города продолжать постоянный диалог с бизнесом,  с городской общественностью.  Такие намерения должны быть очевидными и войти в практику каждодневной жизни. Подавляющее число горожан даст только дельные советы. Им в этом городе жить и они ничего плохого не пожелают.

 Например, в Ростове нельзя изменить дорожную ситуацию, если не строить, с одной стороны, новые дороги, с другой стороны не формировать новую удобную для людей систему дорожного движения. Для этого потребуется приглашать снова к сотрудничеству водителей и пешеходов. Все эти аспекты должны учитываться.  Безусловно, нельзя изменить ситуацию сразу. Важно другое,  чтобы люди видели динамику. Если городская власть сегодня это почувствует, результаты будут очевидными и значимыми.  Если  же не почувствует, то будем помогать.