Важно
Путин заявил, что после ударов западными дальнобойными ракетами конфликт приобрел элементы глобального характера

Посол Китая в России: ШОС стала эффективным механизмом и конструктивной силой

Ли Хуэй в преддверии саммита в Уфе рассказал о возросшей роли ШОС и БРИКС в мире и о том, как страны-члены совместно борются с международными угрозами

Посол Китая в России Ли Хуэй
Фото: ТАСС, Михаил Почуев

Москва. 3 июля. INTERFAX.RU - Накануне саммитов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), которые пройдут 8 – 10 июля в Уфе, чрезвычайный и полномочный посол  КНР в РФ Ли Хуэй поделился с "Интерфаксом" своим видением роли двух объединений в мире, перспектив их развития, а также состоянием китайско-российских отношений.         

- Господин посол, как вы оцениваете развитие ШОС? Как, по Вашему мнению, государства-члены организации должны укреплять сотрудничество?

- Развитие на протяжении всех 14 лет существования полностью подтвердило, что Шанхайская  организация сотрудничества (ШОС) является надежной платформой для обеспечения общей безопасности государств-членов, а также предоставляет хорошие возможности для взаимовыгодного сотрудничества.

 Все 14 лет развития в полной мере показали, что постоянно укрепляются добрососедство, дружба и политическое взаимодоверие всех членов ШОС, бурно развивается их сотрудничество в сфере безопасности, в экономической, гуманитарной и других областях, устойчиво укрепляется международный авторитет и влияние ШОС, все более заметной становится активная роль ШОС в региональных и глобальных делах. ШОС стала эффективным механизмом и конструктивной силой, содействующей совместному развитию стран-членов Организации, защите мира и стабильности в регионе. Я полностью уверен в перспективах развития ШОС.

В нынешних условиях новой обстановки и новых вызовов  страны-члены Организации твердо придерживаются "шанхайского духа", основанного на взаимном доверии, выгоде, равенстве, консультациях, уважении многообразия культур и стремлении к совместному развитию, продолжают укреплять сплоченность, углублять практическое сотрудничество, работают для  расширения, укрепления и усиления ШОС.

В перспективе необходимо, во-первых, руководствуясь реализацией "Стратегии развития ШОС до 2025 года", определить направления развития организации в среднесрочной и долгосрочной перспективе, укрепить сплоченность и координацию действий стран-членов,  чтобы ШОС могла играть роль в деле поддержания мира, стабильности и общего развития в регионе.

Во-вторых, необходимо, взяв за основу  укрепление политического взаимодоверия, решительно отстаивать  суверенитет, безопасность и интересы развития стран-членов Организации,  активно сверять позиции по важным международным и региональным проблемам, общими усилиями способствовать созданию более справедливого  и рационального международного порядка.

В-третьих, обращая внимание на  укрепление сотрудничества в сфере безопасности, необходимо решительно бороться с расширением проникновения сил терроризма и экстремизма на пространство ШОС, следует ускорить подписание соответствующих документов о сотрудничестве, наращивать возможности Региональной  антитеррористической структуры.

В-четвертых, стремясь к повышению  уровня практического сотрудничества, необходимо превратить потенциал преимуществ и взаимодополняемости стран-членов в весомый экономический результат.

Воспользовавшись шансами, которые дает стыковка Экономического пояса Шелкового пути с территориями стран Евразийского экономического союза, следует  реализовать многосторонние проекты сотрудничества с участием всех сторон.

Китайская сторона уделяет большое внимание деятельности и развитию ШОС, неизменно рассматривает ШОС как одно из приоритетных направлений своей внешней политики. Китай намерен прилагать совместные усилия с другими государствами, чтобы с еще большей решимостью, определив четкие планы и наметив эффективные меры, способствовать тому, чтобы ШОС быстро развивалась по эффективному, практическому и здоровому пути.

- Какую роль, по Вашему мнению, может играть БРИКС в противостоянии  диктату США и Запада в политике, экономике?

- С наступлением 21 века рост группы стран с развивающимися рынками изменил существовавшую в течение 200 лет ситуацию, когда  развитие мировой экономики в основном определялась субъектами с развитой экономикой. В 2001 году страны БРИК существовали, преимущественно, лишь как экономическая или инвестиционная составляющая мировой экономики. В течение десяти лет развития особенно после первого саммита БРИК в Екатеринбурге, группа БРИКС превратилась в   структуру многоуровневого, широкого и полномасштабного сотрудничества. Группа добилась множества важных результатов в сфере практического сотрудничества. Содержание этого сотрудничества стран БРИКС  было встречено с вниманием и положительно оценено международным сообществом.

В настоящее время на долю стран БРИКС приходится 42% населения  мира, их территория занимает 26% суши, а доля в мировой экономике  составляет 27%. За десять лет вклад стран-членов БРИКС в рост глобальной экономики превысил 50%. Страны БРИКС стали главным локомотивом восстановления и устойчивого развития глобальной экономики. Наряду с ростом   экономической мощи страны БРИКС также стали стратегической платформой для развития диалога и сотрудничества важнейших развивающихся экономик мира и их активного участия в глобальном управлении.

БРИКС - это важная сила по поддержанию мира во всем мире и стимулирования совместного развития. Пять стран БРИКС являются крупными державами на своих континентах, значимыми членами ООН, G20, других международных  организаций и многосторонних механизмов, а также играют ключевую роль во  многих региональных организациях.

По вопросам мирового финансово-экономического кризиса, глобального потепления, а также некоторым актуальным региональным проблемам пять стран поддерживают тесную координацию и сотрудничество, которые направлены на защиту общих интересов развивающихся стран, расширение представительства и права  голоса новых экономик и развивающихся стран в международных делах. Это сотрудничество не направлено против третьих стран, либо каких-то определенных государств, о которых Вы упомянули.

Когда весь мир отмечает 70-летие со дня создания ООН и 70-ю годовщину победы во Второй мировой войне, государства БРИКС должны прилагать усилия в направлении формирования многополярности мира,  укрепления авторитета и роли ООН. Они должны   содействовать развитию международного порядка в направлении большей справедливости и рациональности, защищать общие интересы новых развивающихся экономик и развивающихся стран.

-  Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев недавно заявил о необходимости наращивать взаимодействие стран БРИКС в сфере военно-технического сотрудничества. Как Китай относится к этому предложению?

-  С момента создания БРИКС страны, входящие в это объединение, неизменно относятся с уважением к важным интересам и озабоченностям друг друга, проявляют взаимопонимание и оказывают взаимную поддержку в вопросах, касающихся суверенитета и ключевых интересов. Это является позитивным сигналом для обеспечения мира и безопасности, содействия демократизации и развития правовой основы  международных отношений.          Представители стран БРИКС на своем первом заседании пришли к важному консенсусу: Во-первых, необходимо создавать сообщество  интересов стран БРИКС, ускорить создание Нового банка развития БРИКС и Пула валютных резервов, чтобы эти структуры заработали скорее и начали приносить плоды.

Во-вторых,  после 2015 года необходимо совместно выступать по вопросам повестки развития, переговорам об изменении климата,  проблемам борьбы с терроризмом, сетевой безопасности, реформы   Международного валютного фонда, а также по ключевым вопросам глобального управления и другим актуальным проблемами, отстаивая общие интересы развивающихся экономик и развивающихся стран.

В-третьих, следует общими усилиями способствовать достижению позитивных результатов на 7-й встрече руководителей стран БРИКС и содействовать историческому процессу  неуклонного развития сотрудничества между странами объединения.

Есть пример Шанхайской организации сотрудничества, которая своим развитием показывает образец сотрудничества для региональной организации.  Военно-техническое сотрудничество является одной из важных сфер  взаимодействия в ШОС, страны-члены ШОС посредством многочисленных  совместных военных учений способствуют взаимным обменам и заимствованию опыта друг друга, они внесли заметный вклад в региональную  стабильность,  безопасность и мир. Я уверен, что сотрудничество между странами БРИКС также будет многоуровневым, широким и полномасштабным.

- Руководство российского "Рособоронэкспорта" сообщило, что Китай стал первым покупателем новейшей системы ПВО С-400. Заинтересован ли Китай в продолжении такого сотрудничества, и в каких формах?  

- Развитие отношений дружественного сотрудничества  между вооруженными силами Китая и России является практическим шагом, обогащающим содержание китайско-российских отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства. Китайская сторона надеется развивать всестороннее сотрудничество с российской стороной, в том числе и  в военно-технической области, постоянно углублять практическое взаимодействие двух государств и дружественные обмены  между их  народами.

Я хочу подчеркнуть, что Китай и Россия неоднократно указывали, что  они не собираются создавать военный союз в какой-либо форме, а военное сотрудничество двух стран осуществляется в соответствии с базовыми нормами международного права, не направлено против третьей стороны и не  затрагивает интересы третьих стран.

Китай и Россия - соседи, а также  стратегические партнеры. Защита регионального мира и стабильности является совместной целью сторон, чем шире будет подобное сотрудничество и обмены, чем весомее будет наш опыт и выше профессиональный уровень, тем лучше будет обеспечена безопасность.      Китайско-российские межармейские связи представляют собой как важную опору  межгосударственных отношений, так и важное свидетельство   уровня стратегического сотрудничества двух стран. Углубление отношений между вооруженными сил Китая и России имеет позитивное значение для укрепления  политического взаимодоверия двух стран, повышения уровня стратегического  взаимодействия двух армий, совместной защиты регионального мира и стабильности.

Военно-техническое сотрудничество является важной стороной  отношений между китайской и российской армии и воплощением их стратегического взаимодействия. В настоящее время военно-техническое сотрудничество между Китаем и Россией сохраняет тенденцию здорового развития.

Китай и Россия обладают совершенными системами оборонной промышленности и мощным потенциалом для разработки и производства вооружений и военной техники. Военно-техническое сотрудничество двух стран имеет широкие перспективы и огромное пространство для развития.

Стороны, опираясь на уже достигнутые в военно-техническом сотрудничестве результаты, готовы прилагать усилия для его дальнейшего расширения в целях достижения взаимной выгоды и общего выигрыша. Кроме обеспечения  собственной безопасности, стороны будут активно способствовать миру и стабильности в регионе и во всем мире.

- Видит ли Китай угрозу в террористической группировке "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ)? Нужна ли коалиция для борьбы с этой террористической группировкой, и могут ли станы ШОС и БРИКС совместно сыграть свою роль в противостоянии ИГИЛ и предотвращении его проникновения в азиатский регион?

- Китай неизменно выступает против терроризма в любой форме. Мы полны решимости укреплять сотрудничество со странами-членами ШОС и БРИКС, а также с мировым сообществом, готовы совместными усилиями наносить удар по терроризму, обеспечивать безопасность и стабильность в регионе и в мире.

В связи с глобализацией и ускоренным развитием научно-технической прогресса такая нетрадиционная проблема безопасности как терроризм становится все более очевидной.

Терроризм уже стал международным явлением; его опасность уже не ограничивается транснациональной преступностью и контрабандой наркотиков, что самым серьезным образом влияет на мир и стабильность на планете.

В последние годы Китай тоже в разной степени испытывает влияние от деятельности международного терроризма.

Так, террористические силы «Восточного Туркестана», представленные «Исламским движением Восточного Туркестана», не только постоянно вынашивают планы нанесения террористических ударов по целям на территории КНР, но и вступили в сговор с международным  терроризмом и   направляют членов своих организаций в зоны военных действий, что причинило  серьезный вред безопасности и стабильности, как в региональном, так и в глобальном масштабах.

Безопасность и стабильность - первоочередные условия для взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития любых регионов и любых организаций. Сотрудничество в правоохранительной сфере и сфере безопасности, взаимодействие в борьбе с терроризмом, всегда являлись и остаются одним из главных аспектов работы ШОС.

В течение многих лет активно реализовываются Конвенция ШОС против терроризма, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом сепаратизмом и экстремизмом, а также план сотрудничества. Организация добились очевидных успехов в борьбе с "тремя силами зла" (терроризм, экстремизм, сепаратизм – ИФ), в поддержании безопасности и стабильности как в странах-членах ШОС, так и регионе в целом. Это  положительно встречено международным сообществом.

Вместе с тем, защита мира и безопасности на планете, движение по пути демократизации и установления верховенства права в международных отношениях являются важными обязанностями и миссией стран БРИКС. Страны БРИКС активно продвигают построение международных отношений нового типа, где ключевую роль играет взаимовыгодное сотрудничество. Они придерживаются концепции безопасности, основанной   на принципах всеобщности, комплексности, сотрудничества и устойчивости, укрепляют солидарность и координацию в международных и региональных делах, сообща реагируют на различные вызовы.

ШОС и страны БРИКС будут и впредь укреплять сотрудничество в рамках соответствующих договоров и соглашений этих организаций, основываясь на целях и принципах Устава ООН и других общепризнанных нормах международных отношений

ШОС и страны БРИКС будут и впредь объединять  усилия  в антитеррористической сфере, проявлять "нулевую терпимость" в борьбе с силами терроризма, вести борьбу с ними в режиме  высокой интенсивности. Они также будут активно развивать сотрудничество в таких областях, как борьба с транснациональной организованной преступностью, киберпреступностью, наркотрафиком, совершенствовать меры по противостоянию угрозам и вызовам своей безопасности.

- Разделяет ли Китай озабоченность России наращиванием военного присутствия НАТО на востоке Европы и развертыванием американской системы ПРО в Азиатско-Тихоокеанском регионе, наращиванием американского военного присутствия вблизи морских границ КНР? Намерен ли Пекин взаимодействовать с Москвой в сфере безопасности в этих условиях?  

- Сегодня основными глобальными ценностями являются мир и развитие, однако по-прежнему продолжают существовать гегемонизм и политика с  позиции силы,  сохраняются серьезные вызовы в сферах традиционной и нетрадиционной безопасности.

Китай и Россия, как постоянные члены Совета безопасности ООН, поддерживая тесные контакты и эффективно координируя свои действия, как в двустороннем, так и многостороннем форматах, вносят активный вклад в дело зашиты мира, стабильности и безопасности в регионе и во всем мире.

Смена эпох и меняющийся мир требуют обновления мышления.  Идеология "холодной войны" и игра с нулевым результатом приводят к ограничению возможностей и усилению хаоса, ведут человечество к непредсказуемому будущему, лишают мировое сообщество возможности противостоять общим вызовам, стоящим перед международным сообществом. Только выстраивание   международных отношений нового типа и главенство принципа "плыть в одной лодке" смогут обеспечить всем нам общую безопасность, развитие и процветание.

Китай и Россия являются сторонниками и созидателями международных отношений нового типа, основанных на взаимной выгоде и совместном выигрыше. Китайско-российские отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства в полной мере учитывают интересы и озабоченности друг друга, приносят практическую выгоду двум странам и народам, а также способствуют миру и стабильности во всем мире.

В этом году  Китай и Россия с помощью проведения серии мероприятий в честь 70-й годовщины Победы в мировой  войне с фашизмом обращаются  с призывом ко всем людям доброй воли стремиться к миру и твердо защищать его,  избегать повторения исторической трагедии.

Кроме того, Китай и Россия призывают все страны извлечь уроки из прошлого и вновь подтвердить обязательства в отношении целей и принципов Устава ООН,  искать эффективные способы защиты международного мира и безопасности в новой обстановке, совместно отстаивать плоды победы во Второй мировой войны,  открыть для человечества путь к еще более прекрасному будущему.

Мы живем в эпоху перемен. Полицентричный мир и экономическая глобализация получают новое развитие. Мир становится сообществом общей судьбы, где все страны находятся в растущей зависимости друг от друга.       Увеличивается мощь стран с растущей экономикой и развивающихся стран.  Складываются отдельные центры развития, а эпоха гегемонии отдельных стран или группировок стран окончательно ушла в прошлое. У человечества сегодня есть беспрецедентные условия и возможности для  укрепления мира и развития.

В мире  всегда находятся отдельные личности, которые смотрят на все с предубеждением и предпочитают осуждать Китай, Россию, отношения между ними.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что Китай идет и будет идти по пути мирного развития. Процветание Китая создает новые шансы для всеобщего развития, а не создает какие-либо вызовы.

В свою очередь,  могучая и процветающая Россия способствует укреплению мира и развития в  Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире в целом.

Мы уверены, что, независимо от перемен на международной арене, Китай и Россия будут оказывать друг другу помощь и поддержку. Китай также надеется на тесное сотрудничество с другими странами-партнерами, на совместную защиту  мира  и  содействие развитию для того, чтобы придать позитивный импульс международным отношениям.