Глава АТЦ СНГ: в рядах ИГ могут воевать до 5 тысяч граждан РФ
Генерал-полковник полиции Андрей Новиков рассказал об угрозах стабильности на южных границах Содружества со стороны Исламского государства
Москва. 17 июня. INTERFAX.RU - Накануне 15-летия со дня создания Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ, его руководитель генерал-полковник полиции Андрей Петрович Новиков рассказал корреспонденту "Интерфакса" Михаилу Шевцову об основных итогах деятельности структуры, существующих и прогнозируемых угрозах безопасности, в особенности со стороны международной террористической организации "Исламское государство", а также о том, что к своему Юбилею АТЦ переедет в новое, технически оснащенное здание в центре Москвы.
- Андрей Петрович, решением Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 года был создан Антитеррористический центр государств - участников СНГ. С чего начинали, и что представляет собой АТЦ сегодня?
- АТЦ был создан в условиях, когда государства Содружества подверглись мощной атаке международного терроризма, что стало реальной угрозой стабильности в регионе.
В Киеве на заседании Совета министров внутренних дел руководители правоохранительных органов 1 октября 1999 года выступили с обращением к главам государств и главам правительств государств СНГ, в котором было отмечено, что нарастание терроризма, бандитизма, похищения людей, незаконного оборота оружия и боеприпасов, других тяжких преступлений наносит серьезный ущерб безопасности государств СНГ. "Сегодня эскалация насилия происходит на Кавказе и в Средней Азии, а завтра это может распространиться на другие регионы. В этих условиях необходимо дать достойный отпор международному терроризму, вооруженному сепаратизму и другим проявлениям экстремизма, консолидировать усилия наших стран и, в первую очередь, их правоохранительных структур", - подчеркивалось в документе.
21 июня 2000 года Совет глав государств принял решение о создании АТЦ СНГ как постоянно действующего специализированного отраслевого органа Содружества.
Центр был ориентирован на обеспечение координации взаимодействия компетентных органов в области борьбы с международным терроризмом и экстремизмом. 1 декабря того же года Совет глав государств СНГ определил правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы АТЦ, возложив общее руководство работой Центра на Совет руководителей органов безопасности и спецслужб государств СНГ.
Первым руководителем АТЦ СНГ стал опытный профессионал Борис Александрович Мыльников, который обеспечил "запуск" этого сложного межгосударственного проекта безопасности. В короткие сроки были предприняты усилия по формированию единого правового и организационного пространства борьбы с терроризмом, установлению контактов с уставными органами и органами отраслевого сотрудничества СНГ, международными структурами. Сейчас АТЦ СНГ активно взаимодействует со специализированными структурами ООН, ОБСЕ, ИНТЕРПОЛ, ШОС, ОДКБ, стал одной из авторитетных организаций не только на региональном, но и на международном уровне.
С учетом меняющихся угроз, в последние годы АТЦ усилил внимание проблемам предупреждения актов терроризма на объектах энергетики, при проведении массовых мероприятий, противодействия распространению экстремистских идей в киберпространстве. Особую тревогу вызывает активизация деятельности международных террористических и радикальных экстремистских организаций, особенно в Центрально-Азиатском регионе, разрастание террористического наемничества, приближение к южным рубежам СНГ стремительно разрастающегося "Исламского государства".
Центр активно участвует в формировании гармонизированного модельного законодательства на площадке Межпарламентской ассамблеи (МПА) СНГ по вопросам обороны и безопасности, Объединенной комиссии при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. В течение пятнадцати лет АТЦ инициировал или стал разработчиком целого ряда модельных законов, создающих базу национальных источников законодательства. Самое важное для нас в этой работе - обеспечивать согласованную матрицу стратегий и тактических решений в деле борьбы с терроризмом и экстремизмом, адекватную современным реалиям.
- Как сказался на деятельности АТЦ уход Грузии и фактическое прекращение сотрудничества Украиной, несмотря на то, что именно в Киеве 1 октября 1999 года на заседании Совета министров внутренних дел руководителей правоохранительных органов родилась идея создания АТЦ?
- Неучастие Украины и, тем более, Грузии, в АТЦ СНГ не так сильно отражается на деятельности антитеррористической структуры. Мы не почувствовали каких-либо потерь.
Совсем недавно, в 2012 году мы в Украине проводили большие учения "Донбасс - Антитеррор" совместно с ИНТЕРПОЛ, в которых принимали участие практически все государства СНГ. Учения еще раз показали, что безопасность любого государства может быть обеспечена только коллективными усилиями. Дело в том, что геополитическое положение Украины не располагает к локализации взаимодействия, сотрудничество в вопросах безопасности только с западными партнерами также резко снижает порог безопасности любого восточноевропейского государства.
Кроме того, на мой взгляд, отказавшись от сотрудничества, Украина много потеряла и в информационном плане. Геополитическая ситуация в мире стремительно меняется, особенно в регионах Ближнего Востока и Центральной Азии. Потерять надежный канал обмена информацией по этому направлению, по крайней мере, неосмотрительно. Ответственность государства перед своим народом заключается помимо прочего в создании и поддержании такой матрицы взаимодействия с соседними странами, которая обеспечит гибкую и всестороннюю систему реагирования на реальные, а не вымышленные террористические угрозы.
26 мая на 38-м заседании Совета руководителей органов безопасности государств СНГ в Душанбе Вы не исключили вероятности распространения влияния "Исламского государства" на территории стран Содружества, акцентировали внимание на усиливающуюся вербовочную деятельность ИГ. Буквально в этот же день стало известно, что командир ОМОН МВД Таджикистана полковник Гулмурод Халимов уехал воевать в Сирию на стороне ИГ. Есть данные о тысячах граждан из стран СНГ, воюющих в рядах ИГ.
- Какие меры должны предпринять государства СНГ по противодействию угрозе ИГ?
- О резком возрастании рисков со стороны международной террористической организации "Исламское государство" мы предупреждали в октябре 2014 года на Второй международной конференции, проведенной Контртеррористическим центром ООН в Брюсселе. Я тогда сказал, что модернизированные по наемническому типу международные террористические организации в качестве среднесрочной цели преследуют изменение моделей управления в целых субрегионах, дробление государств, создание новых государственных образований. В прошлом году мы подготовили серьезные методические рекомендации по этой проблеме, в том числе большой обзорный документ по ИГ, где расписали технологию террористической деятельности, примерное количество участников, как пополняются ее ряды, какие действия возможны и куда будут направлены.
К сожалению, практически все наши прогнозы сбываются. Угроза экспансии "Исламского государства" вплотную приблизилась к южным рубежам Содружества, отмечены боестолкновения на южной границе Туркмении, в Горном Бадахшане. Наши аналитики считают, что перегруппировка сил международного терроризма к внешним границам СНГ с одновременными устремлениями на разворачивание вооруженных выступлений в государствах, граничащих со странами СНГ, может существенно осложнить оперативную обстановку в странах Содружества. Нас не может не тревожить усиливающаяся вербовочная деятельность "Исламского государства", в том числе на пространстве СНГ, переброска боевиков международных террористических организаций из государств Центрально-Азиатского региона в зону вооруженного конфликта на Ближнем Востоке. Переход Халимова на сторону "Исламского государства" - очень тревожный знак.
В этой ситуации государства СНГ уже предпринимают дополнительные совместные меры по недопущению переноса деятельности ИГ на территории государств СНГ. Эти меры связаны как с укреплением южных границ СНГ, так и с правовым преследованием в рамках действующего законодательства лиц, принимавших участие в боевых действиях террористических организаций за рубежом.
Отдельное направление - контрпропаганда.
Сейчас наблюдается серьезное обострение ситуации в Афганистане, особенно после вывода коалиционных сил. Если северная часть Афганистана до последнего времени была заселена представителями центрально-азиатских национальностей, то сейчас туда приходят пуштуны и идет вытеснение коренного населения на территорию государств Центральной Азии. Надо учитывать, что 90% пуштунов задействованы или находятся под влиянием террористической организации "Талибан". Не спокойнее и в Ираке. Американцы не принесли мир в эту страну. Сейчас они уходят, а силовые структуры не готовы дать отпор ИГ.
Для мониторинга ситуации в Афганистане АТЦ в 2014 году сформировал специальную группу, основная часть которой работает в отделении АТЦ в Бишкеке. Спецслужбы стран-партнеров выделили АТЦ офицеров связи.
- Насколько опасен возврат домой воюющих сейчас на стороне ИГ боевиков из стран СНГ в Сирии, Ираке, Йемене?
- Пока сложно прогнозировать возможные сроки возврата боевиков и сказать когда ИГ завершит боевые действия в Сирии и Йемене. Однако, очевидно, что в Афганистане в ходе "обратного транзита" джихадистов интересы "фронтовой" молодежи ИГ неизбежно столкнутся с интересами лидеров афганского и пакистанского Талибана. По мнению экспертов, интенсивность обратной "боевой миграции" джихадистов ИГ из Сирии и Ирака в Афганистан, Пакистан и Центральную Азию будет зависеть от успехов сил международной коалиции, начавшей боевые действия против "Исламского государства". Коалиция могла бы заметно снизить угрозы экспансии ИГ, если были бы решены следующие задачи: разгром основных баз ИГ, лишение джихадистов прибыли от контрабандных продаж иракской и ливийской нефти, прекращение притока новых боевиков хотя бы из стран самой коалиции. Однако, по результатам совокупных и весьма дорогостоящих усилий коалиции, к настоящему времени удалось освободить не более 1% территории, захваченной ИГ. Факты "теневой" передачи оружия и вооружений подразделениям ИГ обошли мировые СМИ. Это уже не политика т.н. "двойных стандартов". Это прямое насаждение хаоса. И едва ли кто-нибудь сегодня решится сказать, что этот хаос является управляемым. Сможет ли сформированная коалиция добиться утраты ИГ статуса успешного военно-политического проекта? С учетом опыта Афганистана, Ирака, Ливии и Сирии, вопрос, полагаю, остается открытым.
Просто бомбежками ИГ не победить. Зеленое знамя "Газавата" - привлекательный лозунг, который практически никто не опровергает. Нам надо усилить оперативную и пропагандистскую работу, чтобы уменьшить резерв пополнения рядов ИГ за счет граждан стран СНГ. Нужна активная, в особенности с оперативной точки зрения, работа спецслужб и правоохранительных органов стран СНГ. Сейчас для всех стран СНГ важна проблема отслеживания выезда боевиков для участия в деятельности ИГ, их возвращения, вербовочная работа эмиссаров ИГ.
В ближайшее время нами будет подготовлен документальный фильм с участием коллег из Киргизии, который основан на показаниях конкретных лиц, которые воевали на стороне ИГ и вернулись домой. Будет показана технология вербовочной работы и отправки этих людей в Сирию для участия в боевых действиях. Полагаю, это отрезвит часть молодежи.
АТЦ готовит большой доклад по ИГ на ежегодное международное совещание спецслужб и органов безопасности иностранных государств - партнеров ФСБ России. Нам есть, что сказать через призму международных отношений, международного антитеррористического консорциума борьбы с этим злом.
Важным аспектом является усиление контрпропаганды через СМИ, интернет, мечети. Духовным лидерам, представителям мусульманской религии надо активизировать свою разъяснительную деятельность, особенно в молодежной среде, которая является сейчас главным источником пополнения рядов ИГ.
В некоторых странах СНГ приняты законы, запрещающие обучение в теологических заведениях других государств. Примерно 1200-1500 человек из стран СНГ ежегодно проходят обучение в этих заведениях на Ближнем Востоке, многие возвращаются оттуда убежденными исламистами, часть из них воюет в рядах ИГ. В странах СНГ достаточно своих религиозных учебных заведений, мусульманских университетов, где изучают ислам, который никогда не отличался враждебностью и насилием.
- Сколько граждан из стран СНГ могут принимать участие в деятельности ИГ?
- В настоящее время, по данным спецслужб, в ИГ воюют около 2 тысяч граждан, имеющих паспорта Российской Федерации, по некоторым экспертным оценкам, их число приближается к 5 тысячам. Часть сведений по нашим гражданам подтверждена документально, какая-то часть - в стадии проверки. Этой работой сейчас заняты спецслужбы и правоохранительные органы всех стран СНГ. Надо использовать агентурную работу, средства технического контроля.
В Специализированном банке данных АТЦ СНГ на май 2015 года есть подтвержденная информация о лицах, принимающих или принимавших непосредственное участие в боевых действиях на территориях государств, не входящих в СНГ, в частности, в Сирии и Ираке, в составе террористических, экстремистских организаций и незаконных вооруженных формирований. В этих списках 567 человек, без учета России. Из них, по имеющейся информации, 61 человек погиб во время боевых действий.
- Насколько реально завладение ИГ компонентами ядерного оружия?
- Мы об этом предупреждали давно. Лет пять назад я, как руководитель АТЦ, предупредил, что проблема не в том, что террористы смогут захватить ядерное оружие, а в том, что получив доступ к ядерным материалам, террористы могут сделать "грязную ядерную бомбу". Эффект от ее использования не так страшен по своим разрушительным последствиям, но паника будет всемирной.
- Можно ли говорить, что на пространстве СНГ удалось сформировать антитеррористическую систему безопасности?
- Система работает. Она достаточно гибкая, постоянно трансформируется с учетом меняющихся угроз безопасности как в целом на пространстве СНГ, так и в отдельных странах. Еще два года назад мы ничего не слышали об ИГ, а сегодня это одна из главных угроз безопасности в мире.
Мы осуществляем непрерывный мониторинг и анализ оперативной обстановки, складывающейся под влиянием деятельности террористических организаций, проводим специализированные аналитические исследования, обобщаем и распространяем опыт в сфере организации антитеррористической деятельности, наработанный компетентными органами государств СНГ и антитеррористическими органами государств, не входящих в СНГ.
Центром ежемесячно выпускаются информационно-аналитические и тематические справки, содержащие экспертные оценки состояния оперативной обстановки не только на территории государств СНГ, но и в различных "горячих точках" планеты. Дважды в год издается Информационный бюллетень АТЦ СНГ, ежегодно выпускается "Обзор о фактах терроризма и иных проявлениях экстремизма в государствах-участниках СНГ, их причинах и источниках финансирования".
В организационном плане общая система антитеррористической безопасности Содружества складывается из профильных советов ведомств силового блока, в том числе органов безопасности, спецслужб, министерств внутренних дел и обороны, пограничных ведомств государств - Совет руководителей органов безопасности государств-участников СНГ, советы министров внутренних дел, обороны, командующих пограничными войсками и других.
Особое место в этой системе занимает специализированный орган отраслевого сотрудничества, созданный специально для координации усилий наших государств в борьбе с терроризмом - Антитеррористический центр СНГ.
- Кроме сбора информации и аналитики, важна практическая слаженность силовых структур для эффективного противодействия террористическим угрозам. Что делается в этом плане?
- АТЦ СНГ ежегодно проводит масштабные антитеррористические учения, в сценарий которых закладываются те угрозы, которые возможны для каждого из государств-членов СНГ.
За 15 лет деятельности Центра проведено 12 совместных антитеррористических учений, в основу которых закладывался принцип максимального приближения сценариев к реальным условиям.
С 2010 года стали постоянными командно-штабные тренировки, в ходе которых проходит подготовка оперативных работников, отрабатывается слаженность и алгоритм действий в условиях конкретных угроз. В этих тренировках за последние годы принимали участие более 200 человек из состава спецслужб стран СНГ.
Большое внимание уделяется профессиональной подготовке сотрудников антитеррористических подразделений. С 2002 года при содействии АТЦ инструкторы Центра специального назначения ФСБ России проводят обучение специалистов по борьбе с терроризмом специальных антитеррористических подразделений государств СНГ. Обучение проводится два раза в год на учебных базах стран Содружества.
Тематика учебных курсов обусловлена спецификой задач, выполняемых спецподразделениями - тактико-специальная, снайперская, специальная инженерная подготовка, воздушно-десантная, водолазная, альпинистская подготовка, рукопашный бой и другие. Всего прошли обучение около 500 сотрудников.
С 2011 года на базе Межведомственного учебно-методического центра подготовки специалистов по обезвреживанию взрывных устройств ФСБ России подготовку проходят специалисты-взрывотехники. За пять лет сертификаты получили 106 специалистов.
С 2014 года на базе ФСБ России действуют курсы по экспертной специальности ситуационного анализа фото- и видеоизображений. В качестве перспективных направлений подготовки специалистов АТЦ СНГ рассматривает учебные программы по антитеррористической защите ядерных объектов, по информационной безопасности, по вопросам противодействия финансированию терроризма и экстремизма.
За 15 лет более 700 сотрудников антитеррористических и специальных подразделений органов безопасности и специальных служб государств Содружества прошли адресное обучение по программам подготовки и повышения квалификации, разработанных и реализуемых при участии АТЦ СНГ.
Переподготовка сотрудников спецслужб и правоохранительных органов стран СНГ проводится на базе спецфакультета Академии ФСБ России, Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Института национальной безопасности КГБ Белоруссии, Академии КНБ Казахстана, Института ГКНБ Киргизии.
- Довольно сложным для АТЦ на начальном этапе был вопрос о создании специализированного банка данных о лицах и организациях, причастных к террористической и экстремистской деятельности. Что удалось сделать?
- Государства СНГ сформировали довольно большой массив информации по наемничеству в специализированном банке данных. Если в прошлом году в межгосударственном розыске за совершение террористических преступлений находилось 2.5 тысяч человек, то в этом - более 3 тысяч человек. Если более точно, то по состоянию на начало II квартала на учете было 3378 человек. Совместно с партнерами мы регулярно проводим спецоперации "Трал - антитеррор".
В общей сложности Центром, начиная с 2010 года, собраны сведения о вероятных местах укрытия более 800 разыскиваемых. По информации АТЦ, направляемой партнерам в рамках содействия в осуществлении межгосударственного розыска террористов и экстремистов, а также в результате проведения комплекса розыскных и иных мероприятий под эгидой АТЦ, в государствах СНГ задержано более 50 человек, объявленных в межгосударственный розыск по обвинению в совершении преступлений террористической и экстремистской направленности.
Информационный обмен осуществляется посредством межгосударственной, межведомственной информационной системы коллективного пользования - Специализированного банка данных (СБД) АТЦ СНГ, созданного для сбора, накопления, хранения, обработки и выдачи информации, отнесенной национальными законодательствами государств СНГ к компетенции подразделений по борьбе с терроризмом. СБД состоит из трех самостоятельных сегментов: центрального звена, тематических информационных массивов и открытого сегмента в глобальной сети Интернет. В нем накапливаются сведения в отношении конкретных объектов, событий и процессов, которые могут представлять угрозу безопасности странам Содружества.
Доступ к СБД обеспечивается компетентными органами государств СНГ в режиме реального времени.
Основным источником пополнения СБД являются сведения, поступающие в Центр из компетентных органов государств Содружества, органов СНГ, региональных и международных организаций.
Этот банк данных создан и активно используется благодаря новым информационным технологиям, позволяющим получать необходимую информацию в режиме реального времени о террористах, наемниках, и организациях, признанных террористическими.
Чрезвычайно важно для совместной деятельности то, что мы существенно продвинуться в гармонизации антитеррористического и антиэкстремистского законодательств стран СНГ. Юридическая группа АТЦ СНГ принимает участие в подготовке практически всех профильных модельных законов СНГ. Она задействована и на площадке Межпарламентской ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге.
- Не дублируют ли друг друга АТЦ СНГ и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС?
- Мы ни с кем ничего не делим. АТЦ СНГ уже в течение 15 лет решает задачи в рамках своих компетенций, которые определены решениями глав государств СНГ.
С РАТС ШОС подписано соглашение о сотрудничестве, налажен ежемесячный обмен оперативной информацией, аналитическими документами, списками разыскиваемых лиц. Для нас полезна информация РАТС ШОС, в том числе в связи с тем, что туда входит Китай. Несколько лет назад мы провели совместную конференцию в Ташкенте. Мы приглашаем друг друга на учения. Планируем проведение и совместных мероприятий.
Я считаю, что безопасности на пространстве СНГ и ШОС не может быть много. Каждой эффективной структуре в противодействии террористическим и экстремистским угрозам работы достаточно.
- Как АТЦ взаимодействует с другими международными и региональными организациями в сфере борьбы с терроризмом?
- Мы не можем работать в вакууме. АТЦ на постоянной основе поддерживает рабочие контакты с Контртеррористическим комитетом (КТК) ООН, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Антитеррористическим подразделением ОБСЕ, Комитетом экспертов по борьбе с терроризмом Совета Европы (CODEXTER), Международной организацией уголовной полиции ИНТЕРПОЛ, ОДКБ, РАТС ШОС, Глобальной инициативой по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ), Центральноазиатским региональным информационно-координационным центром (ЦАРИКЦ).
Сотрудники АТЦ СНГ выступают в качестве экспертов при подготовке важных контртеррористических резолюций СБ ООН.
АТЦ стал активным участником, проводимых под эгидой ИНТЕРПОЛ, ОБСЕ, КТК ООН, ГИБАЯТ, CODEXTER международных конференций, семинаров, симпозиумов и рабочих встреч, в ходе которых происходит обмен мнениями и опытом, прорабатываются эффективные механизмы взаимодействия и противодействия терроризму и экстремизму.
С 2012 года эксперты Центра задействованы в миссиях Исполнительного директората КТК ООН по поддержке выполнения государствами СНГ резолюций СБ 1373, 1624 и 1267. В информационных массивах Специализированного банка данных АТЦ СНГ концентрируется информация, поступающая из Совета Безопасности ООН, о лицах, причастных к деятельности международной террористической организации "Аль-Каида" и движения "Талибан" (резолюции СБ ООН 1267 и 1988). В 2013 году санкционные списки СБ ООН были переведены нами на русский язык и направлены в компетентные органы государств СНГ.
АТЦ имеет статус постоянного наблюдателя на ежегодных сессиях Комитета экспертов Совета Европы по борьбе с терроризмом (CODEXTER) и генассамблеях ИНТЕРПОЛа.
- Как будете отмечать 15-летие АТЦ?
- Пройдет 8-е совещание руководителей антитеррористических центров стран СНГ, тех, кто непосредственно отвечает за антитеррористический трек.
16 июня в Москву приедут партнеры из стран СНГ. 17 июня будет открыто здание новой штаб-квартиры АТЦ СНГ в Хрущевском переулке в центре Москвы. В этот же день пройдут торжественные мероприятия на базе Культурного центра ФСБ России.
- Что пожелаете своим коллегам и партнерам?
- Хотел бы искренне поблагодарить всех коллег и партнеров за внимание к работе Центра, большой вклад в его развитие, готовность к реализации совместных проектов по обеспечению контртеррористической защищенности СНГ. Центру желаю дальнейшей жизни и большей практической отдачи от работы.