Спасти рядового пассажира
Генпрокуратура РФ бьет тревогу в связи с тем, что пассажиры метро все чаще гибнут под колесами поездов, и требует построить на станциях заграждения
Москва. 10 ноября. INTERFAX.RU – Пассажиры московского метрополитена стали чаще падать под поезд – это факт. В последнее время остановки целой ветки "по техническим причинам" стали – страшно сказать – едва ли не нормой. "Кого-то задавило, видимо", – переговариваются внутри застрявшего в тоннеле вагона двое студентов. Вполголоса, потому что все вокруг молчат, у всех слух напряжен. "Уважаемые пассажиры, просьба сохранять спокойствие", – в энный раз повторяет механический голос самую паникерскую из всех возможных в этой ситуации фраз.
Как правило, происходят такие вещи в утренние часы пик, когда невыспавшиеся жители спальных районов встают рядами на штурм поезда, чтобы ехать на работу, в центр. Уходит первый состав, второй, а ты все еще только на подходе – вагон не резиновый, увозит порциями. В какой-то момент вдруг оказываешься первым, и понимаешь, что слова, произносимые встревоженным диктором по громкой связи, адресованы напрямую тебе: "Отойдите от края платформы, прибывает поезд… Отойдите от края платформы". И поезд действительно прибывает, и бывает так, что кто-то действительно не удерживает равновесие, и оказывается на рельсах. А дальше – "Уважаемые пассажиры, просьба сохранять спокойствие…".
Все это власти до поры не замечали, но потом стало ясно, что не замечать нельзя. Надо что-то делать. И вот, накануне Генеральная прокуратура направила в российские суды заявления с просьбой обязать руководителей метрополитенов принять меры по спасению пассажиров. Метрополитенов в нашей стране восемь: в столице, в Питере, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Волгограде, Екатеринбурге и Новосибирске. Меры просят принять, казалось бы, самые простые: построить на платформах ограждения. Чтобы самоубийцы не прыгали, а все остальные люди, любящие жизнь, не падали из-за трагической случайности. Или, выражаясь официальным языком, "вследствие ухудшения самочувствия, неосторожных или умышленных действий граждан".
Официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева в беседе с "Интерфаксом" объяснила, что к такому выводу они пришли, изучив обстоятельства недавних происшествий в подземке. "В ходе проверок было установлено, что метрополитены, являясь транспортными предприятиями, связанными с повышенной опасностью, не в полной мере выполняют возложенную на них законом обязанность предоставления пассажирам безопасных услуг по перевозке, исключающих причинение вреда жизни и здоровью граждан", – сказала Гриднева.
Выходит, что сегодня отсутствие ограждения на станции можно расценить уже как нарушение прав пассажира. "Метро – зона повышенной опасности", – говорит механический голос из динамиков на эскалаторе. Все предупреждены. Но, по мнению Генпрокуратуры, без "дополнительных мер" опасность становится непозволительно высокой. В 60-е можно было перебиться, сегодня – уже нет.
Сегодня принято оглядываться на международный опыт, а он, по словам Гридневой, "показывает, что случаям травматизма пассажиров при падении на пути может препятствовать установление перегородок, отделяющих край платформы от подвижного состава".
В судебный процесс будут вовлечены пока только пять из восьми российских подземок: московская, питерская, свердловская, нижегородская и самарская. Едва ли начальник самого большого в стране метро Дмитрий Гаев будет рад такому повороту событий. Не далее как в конце октября он говорил, что установка защиты на перронах – проект очень дорогостоящий.
Для сравнения он тогда поведал о подобном опыте французских коллег. "На автоматической 14-й линии парижского метро "Метеор", где составы ездят без машинистов, есть такая защита, – сказал Гаев. – При этом стоимость строительства 1 км линии метро в Париже составляет 120 млн евро, а строительство линии "Метеор" обошлось в 240 млн евро за километр". Он напомнил, что в Питере на некоторых станциях есть дополнительные двери, но из-за них поезд дольше подходит к платформе, поскольку машинист должен точно рассчитать тормозной путь.
В любом случае, на создание какой бы то ни было защиты, по мнению Гаева, уйдут годы. А каждый год только в столичной подземке на рельсах гибнут около 150 человек. В качестве компромиссного варианта можно рассматривать вариант установки ограждений на новых линиях московского (и только) метро - например, на так называемом третьем пересадочном контуре. Впрочем, его открытие - цель весьма и весьма далекая.