Фреон и неготовность

Согласно официальным сообщениям, причиной гибели 20 человек на российской подлодке стал газ фреон, который появился в результате срабатывания системы пожаротушения. Специалисты же отмечают, что гражданские лица, находившиеся на борту, могли быть не готовы к внештатной ситуации

Фото: Reuters

Москва. 10 ноября. INTERFAX.RU - В ходе расследования обстоятельств инцидента на российской атомной подводной лодке в Японском море, повлекшего гибель людей, стало известно, что они, по всей видимости, задохнулись газом фреон, а сама субмарина была технически исправна.

Как сообщил "Интерфаксу" в воскресенье представитель СКП РФ Владимир Маркин, "первые результаты судебно-медицинских экспертиз, проведенных по факту происшествия в Японском море", показали, что причиной гибели 20 человек стал фреон, который появился в результате срабатывания системы пожаротушения. Он также отметил, что в расследовании уголовного дела, возбужденного Военно-следственным управлением СКП РФ по ТОФ, назначены судебно-медицинские, судебно-технические и организационные экспертизы. "По результатам этих экспертиз, проведение которых займет достаточно длительное время, можно будет делать окончательные выводы о причинах происшествия на атомной субмарине", - сказал Маркин.

Он привел уточненные данные о погибших и пострадавших в результате аварии: погибли трое военнослужащих и 17 гражданских лиц, в том числе и члены сдаточной команды завода-изготовителя. Еще 21 человек госпитализирован.

Как сообщил помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало, медики осмотрели пострадавших и выяснили, что угрозы их жизни нет. "Пострадавшие (21 человек) в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения на атомной подводной лодке в период заводских ходовых испытаний, осмотрены ведущими специалистами медицинской службы Тихоокеанского флота", - сказал Дыгало журналистам в воскресенье.

По его словам, "в результате осмотра установлено, что 20 человек имеют отравление легкой степени, один человек - отравление средней степени". "Угрозы для их жизни нет. Прогноз благоприятный", - добавил Дыгало.

Как отметил помощник главкома ВМФ, после прибытия подлодки во временный пункт базирования подтвердилась информация о том, что радиационный фон на ней в норме, а главная энергетическая установка (реакторный отсек) работает в штатном режиме.

Между тем главнокомандующий ВМФ РФ Владимир Высоцкий заявил, что инцидент не привел к повреждению бортовых систем и технических устройств субмарины. "Осмотр отсеков атомной подводной лодки, который специалисты провели у причала (по ее прибытии - ИФ), позволяет сделать вывод о ее полной технической исправности", - приводит слова Высоцкого Служба информации и общественных связей Военно-морского флота. Как заявил главком, "бортовые системы и технические устройства не пострадали от несанкционированного срабатывания системы пожаротушения в ходе испытаний". Он подчеркнул, что Военно-морской флот будет принимать участие в расследовании причин этого происшествия и сделает все возможное для оказания помощи семьям погибших".

В свою очередь эксперты-подводники призывают не спешить с окончательными выводами о причинах трагедии.

В частности, председатель петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга запаса Игорь Курдин считает, что гражданские специалисты на подлодке могли оказаться не готовы к нештатной ситуации. "Лодка находилась на ходовых испытаниях, ключевое слово здесь - "испытания". Любой военный знает, что на испытаниях всегда случаются несанкционированные ситуации, и несанкционированный выброс фреона является одной из них", - заявил Курдин "Интерфаксу" в воскресенье.

Он отметил, что "система ЛОХ" (лодочная объемная химическая защита) находится на вооружении более 30 лет, она была разработана после пожара на атомной подводной лодке К-19, когда погибло более 20 подводников.

"Здесь в качестве тушения пожаров была предусмотрена подача газа фреон-112", - уточнил Курдин. Он отметил, что "некоторое время назад эта система была модифицирована". "То есть была внедрена автоматическая система подачи фреона, которая реагировала на задымленность в отсеке или повышение температуры сверх установленной отметки", - пояснил эксперт.

Однако, по его словам, уже были случаи автоматического включения системы. Поэтому "некоторые командиры, выходя в море, отключают автоматику, переходя только на ручную систему", сказал Курдин.

Он также отметил, что при включении ЛОХ в отсеке включается свето-звуко-сигнализация, после чего личный состав обязан надеть средства индивидуальной защиты.

"Если это профессионалы-подводники, они знают, как это сделать быстро и безопасно для себя. В случае с "Нерпой" (по некоторым данным, инцидент произошел на подлодке класса "Нерпа" - ИФ) речь идет не о подводниках, а о гражданских лицах. Не случайно большинство жертв именно среди них", - сказал Курдин.

В свою очередь, председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов считает преждевременными выводы о том, что на подлодке не соблюдались меры безопасности. Окончательные выводы о причинах инцидента на российской атомной подлодке можно будет сделать только после завершения расследования, сказал Попов в эфире радиостанции "Эхо Москвы". По его словам, никакие условия не дают "абсолютной гарантии" того, что не случится аварийная ситуация.

Позднее стало известно, что предварительной версией трагедии, произошедшей 8 ноября в Японском море на атомной подводной лодке, - несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. "Такие выводы сделаны на оперативном совещании по расследованию причин трагедии на АПЛ в Большом Камне", - сообщила агентству "Интерфакс -Дальний Восток" пресс-секретарь главного федерального инспектора в Приморье Ксения Гусенцова.

Семьи погибших в результате инцидента в Японском море получат материальную помощь из резервного фонда Приморского края. "Губернатор Приморья Сергей Дарькин подписал распоряжение о выделении семьям погибших по 100 тыс. рублей, независимо от того, погиб житель края или нет", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в воскресенье исполняющая обязанности руководителя пресс-службы администрация региона Мария Чернова. Как отметила Чернова, по предварительным данным, в результате инцидента погибли пять жителей Приморья, трое из которых - жители Большого Камня, работники завода по утилизации и ремонту атомных подводных лодок Минобороны РФ "Звезда".

Новости