В Минфине РФ заявили об отсутствии на Украине кризиса платежеспособности

Москва. 23 мая. INTERFAX.RU - Требовать от кредиторов списания части коммерческого долга или вводить мораторий на его выплату невыгодно самой Украине в свете необходимости возврата на внешние рынки через четыре года, более того, страна испытывает скорее кризис ликвидности, а не кризис платежеспособности, полагает замминистра финансов РФ Сергей Сторчак.

"С моей точки зрения, с учетом тех долговых коэффициентов (соотношение долг к ВВП), которые есть у Украины, дебитор находится в состоянии кризиса ликвидности, но неплатежеспособности", - сказал Сторчак в эфире "Эха Москвы" в совместной с "Интерфаксом" передаче "Сканер", комментируя последнее решение украинских властей в отношении внешнего долга страны.

Украина пытается договориться с кредиторами о реструктуризации внешнего коммерческого долга и настаивает на списании его части и снижении стоимости его обслуживания. Однако переговоры не продвинулись, многих кредиторов такие условия не устраивают. После чего Верховная Рада по просьбе правительства приняла закон, дающий правительству право остановить выплаты по внешним долгам. Министр финансов Украины Наталия Яресько заявила, что это получение такого права может быть использовано как рычаг в переговорах с кредиторами.

По мнению Сторчака, "никакой необходимости заявлять о том, что Украина не будет платить своим кредиторам в длительной перспективе, нет". Украина, отметил он, "не является настолько сложным" дебитором, по отношению к внешним кредиторам, как многие государства, которые ее в настоящее время активно кредитуют. Так, Сторчак заметил, что на фоне долговых коэффициентов ряда южноевропейских государств проблемы Украины "это проблемы ликвидности, невозможности сегодня в конкретную дату изыскать необходимое количество ресурсов для того, чтобы платить проценты по своим долговым обязательствам".

Замминистра полагает, что самой Украине было бы более выгодно договариваться с кредиторами не о списании части долга, а об изменении графика платежей.

"Конечно, финансовое положение нашего соседа сложное, никто с этим не спорит. Но при тех коэффициентах долговой устойчивости, которые в настоящий момент имеются у Украины, требовать списания части основного долга, на мой взгляд, странно. По-моему это не соответствует собственным интересам Украины, которая в соответствии с программой, согласованной МВФ, должна вернуться на долговые рынки через четыре года. Для того, чтобы выполнить эту задачу ей необходимо договариваться с внешними кредиторами на условиях, которые не предполагают, на мой взгляд, уменьшения основной суммы долга", - сказал Сторчак.

По его словам, речь может идти об уменьшении выплат по купонам путем их переноса на 2017-2018 годы. Частные кредиторы, заметил он, очень активно используют для покупки долговых обязательств суверенов пенсионные средства пенсионеров, страховые накопления. "На перспективу средства, накопленные институциональными консервативными инвесторами, важны для любого суверенного заемщика. Именно эти средства обеспечивают продажу долгосрочных инструментов. Если сегодня не учитывать их интересы, то вернуться на долговой рынок на горизонте четыре года очень сложно", - полагает Сторчак.

"Сверхжесткая позиция наших соседей, коллег из министерства финансов Украины является неоправданной, я думаю, что более разумно идти по пути уменьшения текущей нагрузки на бюджет, нагрузки, которая не связана со списанием основной суммы долга", - сказал также он.

В качестве примера он привел погашение Россией задолженности бывшего СССР.

"Среди многих категорий задолженности бывшего СССР была категория, которую мы не реструктурировали, это долг, связанный с выпуском СССР финансовых инструментов, обеспеченных финансовыми активами бывшего СССР. На одном из совещаний в правительстве (...) рассматривался вопрос, что делать с этим долгом, который был оформлен ценными бумагами и размещен среди большого числа инвесторов. (...) В жутком финансовом положении, в котором Россия оказалась в начале 90-х на совещании на самом верху было принято решение реструктурировать долг по связанным кредитам, экспортным кредитам, но не трогать наши обязательства, оформленные ценными бумагами или векселями. Россия нашла возможность полностью погасить задолженность по векселям, выпущенным Советским Союзом в 80-е годы", - рассказал он, отметив, что держателями ценных бумаг могут быть сотни и тысячи розничных инвесторов, а их отношение к суверену как к заемщику чаще всего определяет конъюнктуру рынка. "Это украинские власти не очень оценивают", - подчеркнул Сторчак.

При этом замминистра заметил, что Россия как и Украина является членом МВФ и ожидает от этой организации обеспечения интересов и Украины как суверенного заемщика, и России как суверенного кредитора в части задолженности Украины по евробондам на $3 млрд, выкупленным РФ. "Платежи Украины - купон и погашение основной суммы долга - являются частью доходов РФ. В текущей макроэкономического и финансовой ситуации позволить себе не получить эти ресурсы - это значит идти по пути приоритизации расходов - у кого-то нужно забрать, кому-то не доплатить, потому что не получили в нашу кассу", - сказал он.

Замминистра напомнил также еще об одном не урегулированном обязательстве Украины перед РФ. После распада СССР по инициативе МВФ и Парижского клуба кредиторов РФ приняла на себя обязательства по всему долгу бывшего СССР в обмен на то, что страны-члены бывшего СССР передадут в ее пользование финансовые активы бывшего СССР.

"Так называемый, нулевой вариант. Мы давно подписали с Украиной соглашение о нулевом варианте. Такой документ подлежит ратификации. Прошло много лет, мы неоднократно обращались, настаивали, просили, убеждали власти Украины решить проблему ратификации нулевого варианта. До сих пор проблема не решена", - сказал замминистра. По его словам, доля Украины в обязательствах бывшего СССР, по расчетам МВФ, составляла почти 17%, или почти $20 млрд.

Новости