Посол Турции: Анкара ожидает запуск "Турецкого потока" после 2017 года
Умит Ярдым рассказал о текущей ситуации в российско-турецких отношениях и пояснил, с чем связано их кажущееся охлаждение
Москва. 24 мая. INTERFAX.RU - Посол Турецкой республики в России Умит Ярдым в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Дарье Морозовой рассказал о текущей ситуации в российско-турецких отношениях и пояснил, с чем связано их кажущееся охлаждение, пролил свет на положение проектов "Турецкий поток" и АЭС "Аккую", а также ответил на вопрос, готова ли Анкара к военно-техническому сотрудничеству с Россией.
- Господин посол, как Вы оцениваете на сегодняшний день уровень российско-турецких отношений, можно ли говорить о понижении их градуса в свете недавних заявлений со стороны президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, а также МИД Турции, осудившими выступление главы российского государства в Ереване?
Можно ли говорить о перемене тона в отношениях двух стран и скажется ли это на экономическом и энергетическом сотрудничестве?
- Турецко-российские отношения имеют глубокие исторические корни, сегодня развиваются на устойчивой основе. Мы рассматриваем турецко-российские отношения в долгосрочной перспективе, как это диктуют сложившиеся условия в международных отношениях. Турецко-российские отношения являются залогом стабильности не только в регионе, но и в глобальном масштабе. Мы видим, что в последнее время наши отношения укрепились, и убеждены, что их развитие продолжится. Хотел бы отметить, что потенциал взаимодействия между Турцией и Россией велик, но развития только политических и торгово-экономических отношений недостаточно, их необходимо укреплять через культуру, спорт и СМИ.
Турция и Россия – это сложившиеся, крепкие страны, у которых есть большой потенциал развития сотрудничества. Разумеется, есть направления, в которых мы друг друга хорошо понимаем, но по некоторым аспектам мы придерживаемся различных точек зрения. Это происходит и сейчас, и будет происходить и в будущем, но мы совершенно свободно и спокойно обсуждаем вопросы, вызывающие разногласия. Лидеры наших двух стран проводят телефонные переговоры на регулярной основе, направляют друг другу письма по тем или иным вопросам, находятся в постоянном контакте. Наши президенты искренне и честно обсуждают все возникающие вопросы. Диалог между Россией и Турцией постоянно продолжается, в том числе и по линии дипломатических ведомств.
Что касается визита президента России Владимира Путина в Ереван, как чрезвычайный и полномочный посол не могу прокомментировать эту информацию, поскольку подобные вопросы лидеры двух стран решают между собой. Мы убеждены, что стабильные российско-турецкие отношения являются важным аспектом стабильности в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.
К сожалению, есть круги, которые не заинтересованы в развитии наших отношений. К примеру, некоторые армянские круги в России и за ее пределами имеют другую точку зрения, они не способствуют развитию наших двусторонних отношений. Более того могу сказать, что они оказывают отрицательное влияние на этот процесс. Разумеется, мы не говорим о том, что с какой-то стороны ведется открытая подрывная деятельность против турецко-российских взаимоотношений. Однако проводятся различные акции, призванные нанести ущерб нашим отношениям, но мы верим, что это не повлияет на курс и динамику наших отношений. Не совсем правильно, когда третья сторона пытается отбросить тень на наши двусторонние отношения.
Однако мы всегда будем рады, если российская сторона будет способствовать решению спорных вопросов между Арменией и Турцией. Мы с воодушевлением на самых высоких скоростях будем продолжать развивать наши отношения с Россией. И представители России, и представители Турции верят в наше совместное будущее.
- Правильно ли я понимаю, что, несмотря на жесткие заявления размолвки между России и Турции нет? Как известно, недавно было отменено совещание группы совместного общего стратегического планирования между МИД Турции и России в Анталье, запланированное на 16 мая. С чем была связана отмена, когда этот формат встречи будет проведен? Состоится ли в этой связи ежегодный Высший совет по сотрудничеству, с учетом того, что это группа была призвана его подготовить?
- Отмена совещания группы совместного общего сотрудничества между Россией и Турцией не связана с визитом президента РФ в Ереван или какими - либо размолвками. Как известно, в ближайшее время в Турции состоятся парламентские выборы, на которых будут голосовать все наши граждане, в том числе и проживающее за рубежом. Отмена встречи на уровне глав МИД России и Турции связана именно с предстоящими выборами, кроме того у главы МИД Турции Мевлюта Чавушуглу есть определенные обязанности: он не только занимает должность министра, но и является депутатом от Антальи. Нет никаких сомнений, что заседание группы совместного сотрудничества будет проведено, а также состоятся все другие совместные мероприятия, запланированные на этот год.
Как известно, раз в год лидеры двух стран проводят двустороннюю встречу, оно состоится и в этом году. Однако решения о дате встречи пока нет, скорее всего, она состоится в конце года и с большой долей вероятности пройдет в России, возможно, в Казани. Но до мероприятия с участием глав государств обязательно должны пройти встречи между главами МИД двух стран, министрами энергетики, заседание форума общественности. Все эти три комиссии подготовят материалы для встречи лидеров двух стран.
Мы обязательно примем главу МИД РФ господина Сергея Лаврова в Турции, в этом нет никаких сомнений.
- На каком уровне была уведомлена российская сторона об отмене совещание группы совместного общего стратегического планирования между МИД Турции и России в Анталье? Когда будет направлено предложение с новыми датами именно этой министерской встречи?
- Россия была проинформирована об отмене мероприятия по линии министерства иностранных дел. Турецкая сторона направила ноту с просьбой перенести заседание этой группы. Однако новая дата будет определена после проведения парламентских выборов в Турции - после 7 июня, когда будет сформировано новое правительство.
- Россия и Турция договорились запустить первую нитку "Турецкого потока" уже через полтора года – в конце 2016, "Газпром" готов начать строительство газопровода в первой декаде июня нынешнего года, между тем Анкара пока не дала разрешение на изыскание по проекту и начало строительства. С чем связана отсрочка и торможение проекта со стороны Анкары? Когда будет дано разрешение? Является ли строительство трубопровода "Турецкий поток" для Анкары по-прежнему приоритетным?
- Энергетические проекты "Турецкий поток", а также строительство АЭС "Аккую" – это очень крупные и важные для Турции проекты. Для их реализации необходимо провести большую работу.
Что касается "Турецкого потока", то здесь важно отметить, что в настоящее время между Россией и Турцией нет подписанного обязывающего договора относительно этого проекта. Но желание и намерение реализовать проект "Турецкий поток" есть как со стороны России, так и со стороны Турции. Турция испытывает большую потребность в природном газе и атомной энергии. За последние пять лет потребность в энергоресурсах Турции выросла в пять раз. Если в 2000 году Турция потребляя 15 млрд. кубометров природного газа, то в настоящее время эта цифра составляет порядка 45-50 млрд. кубометров природного газа. Большую часть из необходимых объемов мы приобретаем у России – 55 % поставок идут из России, на втором месте Иран, а затем Азербайджан.
Проект "Турецкий поток" – это альтернатива "Южному потоку". Точка выхода трубопровода на территории России известна, затем труба пойдет по дну Черного моря и выйдет в Турции, однако где именно, пока не определено. Всего у "Турецкого потока" будет четыре нитки. Как характерно для подобных крупных проектов, недостаточно просто пожелания в его реализации: требуется выполнить технико-экономическое обоснование.
Кроме того, в этом проекте много нерешенных вопросов: непонятен конечный потребитель этого газа, кто его будет покупать. Также необходимо провести оценку влияния "Турецкого потока" на окружающую среду. Это один из основополагающих моментов. Необходимо получить разрешение для прокладки трубы по дну Черного моря. Наконец, необходимо заключение межправительственного соглашения, где будут учтены все юридические аспекты этого проекта. Для реализации проекта "Турецкий поток", как Вы видите, необходимо предпринять ряд значительных шагов. Пока все эти шаги не выполнены, пока нет соглашения, речь о начале каких-либо работ по строительству трубопровода не может идти.
Мы прекрасно понимаем значимость проекта "Турецкий поток", в том числе и тот факт, что в случае его реализации тот газ, который идет сейчас через территорию Украины, пойдет по новому трубопроводу. Даже с точки зрения этого момента реализация проекта нам очень важна: в прошлом году поставки по Западному маршруту (через Украину – ИФ) были задержаны на 12 дней, что нанесло очень серьезный ущерб турецкой экономике. Если проект "Турецкий поток" будет реализован, Турция будет получать по нему порядка 15 млрд. кубометров газа, что для нашей страны очень важно.
Однако пока мы не достигли стадии начала проекта.
- Верно ли я понимаю, что Турция скептически смотрит на возможность запуска нитки трубопровода "Турецкий поток" к концу 2016 года, и с чем связано, что до сих пор нет межправительственного соглашения, не проведены необходимые изыскания для начала строительства? В чем причина торможения этого процесса?
-В том, что проект еще не подготовлен к началу строительства, нет ничьей вины. Как я говорил, в "Турецком потоке" будет четыре нитки газового трубопровода, газ в Турцию будет идти по одной из них. По остальным трем ниткам будут проходить 45 млрд кубометров газа и они будут предоставляться именно европейским странам. Разумеется, если не найти конечных потребителей поставляемого газа, то не получится влить и реализовать этот планируемый объем. Здесь нужно иметь в виду, что этот проект затрагивает не только Россию, но и европейские страны. Наверное, сегодня будет неправильно назвать в качестве дат запуска газопровода конкретно 2016 или 2017 годы. По моему мнению, если мы сумеем реализовать этот проект, то это будет большая победа и для Турции, и для России. Контакты между нашими странами по этому вопросу продолжаются.
- Ожидаются ли в ближайшее время визиты министра энергетики Танера Йылдыза, а также руководителя турецкой компании Botas в Москву, когда это может произойти?
- Визит министра энергетики Турции Танера Йылдыза в Москву не стоит на повестке дня в ближайшее время. Более того, пока нет необходимости в таком визите. Однако контакты между экспертами продолжаются. Министр энергетики Танер Йылдыз – это тот министр, который очень часто бывает в России, конечно, в случае необходимости, он всегда может приехать и в Москву. Сотрудничество между Россией и Турцией не ограничивается только темой "Турецкого потока", есть еще АЭС "Аккую", "Голубой поток" и много других аспектов в сфере энергетики.
- Вы уже упоминали совместный российско-турецкий проект в сфере энергетики - строительство АЭС "Аккую". Есть ли у Анкары уверенность, что этот проект будет реализован в срок? Как турецкая сторона оценивает ход реализации этого проекта?
- Проект АЭС "Аккую", также как и "Турецкий поток" является очень значимым для Анкары. Стоимость этого проекта оценивается свыше 20 млрд долларов. Если бы в настоящее время нам удалось завершить проект "Аккую", то он покрыл бы одну четвертую потребностей турецкой экономики в энергетике. В нынешних условиях атомная энергетика играет важную роль - около 10% энергетических потребностей страны покрывается за счет АЭС. В развитых странах, как, например, во Франции, процент использования атомной энергетики составляет порядка 20%.
Турция намерена продолжать работу по строительству АЭС и будет расширять использование атомной энергии. Сегодня на повестке дня стоят два проекта – это строительство АЭС "Аккую", которую мы реализовываем с российской стороной и АЭС "Синоп", которую мы реализовываем с японской стороной. В ближайшие десять – пятнадцать лет мы планируем увеличить количество АЭС до шести или семи единиц по стране. Планируется, что к 2023 году, когда будет праздноваться столетний юбилей республиканской Турции, атомная энергетика будет покрывать до 10 % потребностей в энергии.
АЭС "Аккую" в этой связи будет иметь важное значение. В апреле был заложен фундамент части морских сооружений АЭС. Более того, проект настолько крупный, что около 300 студентов в настоящее время проходят обучение в России, чтобы работать на этой АЭС в будущем. Один лишь документ о влиянии строительства АЭС на окружающую среду составил 5 тыс. страниц. И это лишь часть работы, которая ведется. Убежден, что проект АЭС "Аккую" будет в ближайшее время реализован, и мы вместе с Россией его запустим. К этому нет никаких препятствий, и, если будут созданы определенные условия, уверен, что Турция и Россия запустят вместе не одну электростанцию.
- В какой стадии находится проработка строительства газопровода ТАНАП, можно ли говорить о том, что газ, поставляемый по этому потоку, может стать альтернативой для Европы? Является ли этот проект для Анкары приоритетным, составляет ли он конкуренцию "Турецкому потоку"?
- Насколько я понимаю, речь идет о проекте газопровода ТАНАП, по которому будет идти азербайджанский газ. И этот проект не является конкурентом "Турецкому потоку". Основное отличие этих двух проектов заключается в том, что по "Турецкому потоку" будет перенаправлен газ, идущий в настоящее время через Украину. Турция в любом случае является покупателем российского газа. Поэтому между "Турецким потоком" и ТАНАП нет конкуренции. Однако проект ТАНАП уже реализуется, что касается "Турецкого потока", то здесь мы находимся на стадии идеи, пока его реализация не начата.
Первый газ по газопроводу ТАНАП начнет поступать в Турцию через два года, его объем составит 6 млрд. кубометров. Эти объемы будут использоваться на турецком рынке, поскольку Анкара нуждается в нем. Однако важность этого проекта заключается еще и в том, что Турция является партнером в этом проекте. Для прокладки этого трубопровода необходимо было провести национализацию турецких земель, порядка 80 % этих работ завершено. После того, как первый газ по ТАНАП пойдет в 2016 году, впоследствии в 2019 году объем газа будет увеличен, и он начнет поставляться далее в Европу.
Полагаем, что объем поставляемого туда газа составит 10 млрд кубометров в 2019 году. Разумеется, что пока мы говорим о начальной стадии, ожидается, что впоследствии эти цифры составят 30-40 млрд кубометров.
Еще раз хотелось бы отметить, что ТАНАП и "Турецкий поток" не являются альтернативой друг другу, не являются конкурентными проектами. Турция готова приобретать газ по обоим трубопроводам, так как нуждается в этом.
- Недавно в Турции в Анталье состоялась встреча глав МИД НАТО, на котором Турция заявила о своем решении участвовать в группировке быстрого реагирования "острые копья". С чем связано принятие этого решения, против кого направлено участие Анкары в данной группировке, откуда Турция видит для себя угрозу?
- Турция является членом НАТО. Как известно, во многих частях света, в том числе и в Афганистане, альянс проводит миротворческие операции. Функционирование НАТО связано не только с тем, что необходимо отвечать на какие-то внешние угрозы. Главный итог заседания министров иностранных дел НАТО в том, что в будущем году состоится саммит лидеров стран НАТО в Варшаве, то есть на встрече в Анталье была проведена подготовительная работа к этому саммиту.
Турция, как и Россия, тоже видит для себя некоторые угрозы, но это никоим образом не связано только с НАТО, в Турции тоже есть свои аспекты, связанные с безопасностью. В частности, перед нами стоит проблема международного терроризма.
- Сказывается ли обострение отношений между Россией и НАТО на сотрудничестве Турции в военно-технической сфере? Планирует ли Турции пригласить российскую сторону к участию в тендере на закупку зенитно-ракетных систем большей дальности действия, которые ранее Анкара собиралась приобрести у КНР?
- Турция является членом НАТО и страной, которая стремится вступить в Евросоюз. Но это не те элементы, которые каким-либо образом негативно влияют на наши отношения с Россией. Мы придаем большее значение взаимодействию с Россией. Тот уровень наших взаимоотношений, сотрудничества, который сложился между нашими странами, даже не характерен для нашего взаимодействия с некоторыми европейскими партнерами.
В частности, проект "Аккую", мы реализуем с Россией, а не с какой-то стороной, а именно с Россией. За исключением некоторых европейских стран, ни с одной страной, у нас нет такой системы взаимоотношений, которая выстроена именно с Россией. Поэтому мы не видим какой-то угрозы друг в друге, и мы нацелены на стремительное развитие отношений. В том, что касается тендера на ракетно-зенитные комплексы, то здесь для турецкой стороны важна стоимость, то есть дешевизна, а также технологии, которые принесет участник проекта. Насколько мне известно, в данный момент победитель тендера еще не определен. По моей информации, прием заявок на участие в тендере продолжается.
- Россия все еще может принять в нем участие в этом тендере? Есть ли интерес со стороны Анкары к закупкам российского вооружения?
- Я не знаю, принимает ли Россия участие в этом тендере, будет ли она принимать, но процедура приема заявок все еще продолжается. На данной стадии пока неизвестно, кто будет создавать ракетно-зенитный комплекс для Турции.
Конечно, в каждом секторе и по каждому направлению мы готовы сотрудничать с Россией. И насколько я знаю, в прошлом есть примеры такого сотрудничества. Но на сегодняшний день в сфере военно-технического сотрудничества у России и Турции нет налаженных крепких отношений, как в сфере энергетики. Возможно, этому есть технические или политические причины. Самое главное: стабильно развивать отношения, ведь со стабильными отношениями будут развиваться и другие аспекты сотрудничества.
- Удается ли Турции занять нишу, освободившуюся на российском рынке в результате введения западных санкций и контрсанкций со стороны РФ? В целом как Вы оцениваете нынешний уровень товарооборота и инвестиционного сотрудничества между нашими странами? Есть ли возможности для роста?
- Россия настолько большая страна, поэтому одномоментно заполнить нишу на ее рынке непросто. У Турции существует цель стабильно развиваться совместно с Россией в долгосрочной перспективе. Несмотря на введенные Россией контрсанкции и введенные ЕС санкции торговля продолжается. Торговые отношения России и Европы, несмотря на небольшое снижение, продолжают развиваться. В частности, доля какой-нибудь маленькой европейской страны в настоящее время занимает в три – четыре раза, чем это было до введения санкций и ответных мер с российской стороны, что будет больше, чем доля Турции. Если сравнивать цифры, то по сравнению с прошлым годом значительного увеличения товарооборота между Россией и Турцией не наблюдается. Продолжается покупка газа Турцией, это составляет основу наших двусторонних отношений.
Объем торговли турецкого экспорта в Россию за прошлый год составил 5 млрд долларов. Думаю, что и в этом году мы выйдем примерно на те же показатели. Пока свежие данные по товарообороту не обнародованы, но если посмотреть на первые три месяца текущего года, то есть небольшое снижение. Думаю, что к концу года мы как минимум выйдем на показатели прошлого года.
- В настоящее время идет активная проработка соглашения по ядерной программы с Ираном. Как известно, президент России подписал указ, которым снял запрет на поставку систем С-300 в Иран. Как в Анкаре восприняли это решение, вызвало ли оно озабоченность?
- Этот вопрос касается исключительно взаимоотношений России и Ирана. Размещение некоторых зенитно-ракетных комплексов в Турции было болезненно воспринято Ираном. В вопросе поставок С-300 важно, чтобы это не создавало угрозу для соседних стран, на Ближнем Востоке и без этого достаточно проблем.