А зори здесь под "Любэ"
На экраны выходит фильм, сдвинувший в прокате "Мстителей: Эру Альтрона"
Москва. 30 апреля. INTERFAX.RU - У человека, читавшего повесть Бориса Васильева и смотревшего фильм Станислава Ростоцкого, сам факт появления новых "Зорь...", скорее всего, вызовет недоумение.
Предугадывая такую реакцию, создатели фильма подчеркивали, что это не ремейк картины Ростоцкого, а именно что новая киноверсия повести Васильева, которая должна привлечь внимание молодой аудитории.
Как будто чтобы оправдать факт съемок экранизации, продюсер ленты Григорий Подземельный рассказывал, что на женские роли пробовались более сотни молодых актрис, и мало кто из них не видел фильм Ростоцкого, а произведение Васильева читали единицы.
Картину поддержало государство, и не только финансово: в январе министр культуры дал понять, что российским "фильмам-событиям", к которым он отнес "А зори здесь тихие...", министерство готово помочь "отбивать кассу", используя административный ресурс. Намек был считан быстро — голливудский блокбастер "Мстители: Эра Альтрона", который должен был выйти в один день с "Зорями...", кинопрокатчики выпустили на российские экраны на неделю раньше запланированного.
На главные женские роли в фильме пригласили, в основном, звезд телевидения: Галей Четвертак стала Кристина Асмус, которая прославилась благодаря сериалу "Интерны", а Риту Осянину сыграла Анатасия Микульчина - исполнительница титульной роли в "Соньке Золотой Ручке". Софья Лебедева (Лиза Бричкина), судя по фильмографии, только начинает карьеру и до "Зорь..." снялась лишь в паре малоизвестных сериалов и короткометражке.
Исполнительницу роли Жени Комельковой раньше тоже можно было увидеть по телевизору, а еще вернее — услышать по радио. Одну из самых знаменитых и любимых многими героинь "Зорь..." сыграла певица Женя Малахова, которая в середине 2000-х годов выпустила пару клипов, а потом стала солисткой группы Reflex и женой режиссера и продюсера Рената Давлетьярова. Собственно, "А зори здесь тихие..." снял именно он.
Из пяти зенитчиц наиболее солидный послужной список у Агнии Кузнецовой, которая снималась и у Алексея Балабанова, и у Валерии Гай Германики, и у Бориса Хлебникова. Как вы уже, наверняка, успели догадаться, ей досталась Соня Гурвич, но развернуться в этой роли было трудно, если не сказать невозможно.
Старшину Васкова сыграл Петр Федоров, трамплином в большое кино для которого в свое время стал сериал MTV "Клуб", где он сыграл тусовщика Данилу.
Фильм снят довольно близко к тексту Васильева, но все же в нем есть несколько довольно примечательных нововведений, которые проявляются, например, в судьбах героинь. Так, отец Лизы Бричкиной — раскулаченный "враг советской власти", сосланный в Сибирь, а Галя, как мы узнаем, стала сиротой после того, как ее мать была репрессирована.
В то же время во флешбэке о довоенной жизни Комельковой ее отец с гордостью рассказывает, как сам Сталин вручал ему награду и руку жал.
Эти новые подробности о героинях — пожалуй, самое интересное, за что можно зацепиться, при совершенно понятном отсутствии какой-либо интриги в сюжете (сделаем исключение для неофитов "Зорь..."), захватывающих актерских ролей или действительно достойной анализа работы оператора. Но и эти подробности с явным или неявным присутствием личности Сталина тоже не дают особенно богатой пищи для размышлений.
Вряд ли создатели фильма хотели сказать этим что-то еще, кроме того, что семейная история взаимоотношений с властью не влияла на готовность отдать жизнь за родину.
Если на минутку представить, что зритель и вправду не знаком с первоисточником и с его советской экранизацией, то разговор о картине 2015 года получился бы несколько более содержательным, но все равно не глубокомысленным.
В фильме Ростоцкого особенности визуального ряда - резкая граница между картинной, приукрашенной задним числом довоенной жизнью и суровыми черно-белыми военными буднями — производили сильное и страшное впечатление.
В экранизации Давлетьярова страшное впечатление, но в плохом смысле, производит песня группы "Любэ" на финальных титрах. Как-то боязно даже, что именно этой песней фильм в основном и запомнится.
Анна Лалетина