Новый макропрогноз: риторическая стабилизация

Чиновники начали говорить о "зеленых ростках" и каются за прежние излишне мрачные прежние прогнозы

Фото: YAY/ТАСС

Москва. 23 апреля. INTERFAX.RU - Экономические итоги I квартала 2015 года дали правительству возможность существенно сменить риторику в оценке текущей и будущей ситуации в экономике.

Если в конце прошлого - начале этого года на фоне падающих цен на нефть прогноз в $40 на 2015 год со всеми вытекающими последствиями для российской экономики казался уже вполне реальным, то некоторый рост и временная стабилизация нефтяных котировок на уровне "60 плюс" одновременно с "минскими договоренностями" внесли определенный вклад в корректировку не только цифр прогноза, но и терминологии описания кризиса.

Еще каких-то 3-4 месяца назад чиновники поражали своей откровенностью: о кризисе было принято говорить максимально жестко, на корню убивая все иллюзии. Даже скользкую тему социальных последствий в виде всплеска безработицы власти не обходили стороной. Месседж был предельно ясен: будет тяжело, иногда - совсем тяжело, но зато трудные времена можно использовать для реформ.

Но стоило нефти чуть подорожать, рублю выйти из пике, а инфляции замедлиться, как риторика ощутимо сменилась. Чиновники говорят о "зеленых ростках" и раскаиваются за излишне мрачные прежние прогнозы, а слово "кризис" теперь используется в основном в терминах "докризисный" и "посткризисный". Вербальная интервенция - отнюдь не бесполезная вещь не только для валютного рынка, но и для макроэкономики в целом, если только чиновники не заговорят сами себя и не забудут о недавней решимости заниматься структурными реформами.

Кризис 2015 года, безусловно, отличается от кризиса 2009 года более медленным входом в рецессию, так как мировая экономика сейчас не находится в ступоре, спрос на российские экспортные товары не претерпел столь существенного падения, а девальвация рубля поддержала отечественного производителя.

Поэтому выводы о стабилизации и сроках выхода из рецессии по итогам I квартала кажутся несколько преждевременным, так как спад в реальном секторе экономики в ближайшие месяцы, по всей видимости, будет только углубляться.

Элементы стабилизации

Правительство на заседании в четверг рассмотрело и одобрило основные параметры социально-экономического прогноза на 2015-2018 годы. При этом ожидания по 2015 году практически по всем макропоказателям оказались лучше предыдущей февральской версии прогноза.

"Хочу сразу сказать, что здесь мы видим существенные элементы финансовой и макроэкономической стабилизации, которые исходят из того, что стабилизируются конъюнктурные условия по основным товарам нашего экспорта, валютный курс приблизился к коридору своих фундаментальных значений, а инфляция, которая так беспокоила всех в последние 7-8 недель, вернулась практически к динамике прошлого года. Хотя ее уровень по-прежнему очень высокий - 16,8%, но мы видим серьёзные возможности для ее снижения", - начал сразу с позитивной повестки свой доклад на заседании правительства министр экономического развития Алексей Улюкаев.

По его словам, "повысилась уверенность всех участников рынка, растёт депозитная база банков - это означает, что население с доверием относится к финансовой ситуации".

"В результате и динамика в реальном секторе оказывается не такой катастрофической, как виделось это большинству экспертов, да, что греха таить, и нам тоже, в конце прошлого - начале нынешнего года", - озвучил министр экономического развития популярную во власти в последнее время мысль.

Трехквартальная рецессия

Снижение ВВП РФ за I квартал, по оценке Минэкономразвития, в годовом выражении составило 2,2%, что, конечно, кажется совсем немного на фоне творившейся паники в конце прошлого года на валютном рынке и текущих кредитных ставок.

"Улучшенная динамика I квартала относительно наших предположений позволяет нам сейчас немного скорректировать прогноз по 2015 году и с точки зрения ВВП", - обрадовал кабинет министров Улюкаев.

"Мы раньше прогнозировали спад 3% (ВВП - ИФ), сейчас - 2,8%; промышленного производства спад на 1,3% вместо 1,6%; лучше состояние текущего счета платёжного баланса, что составляет большие финансовые ресурсы для компаний; несколько менее негативную динамику по инвестициям - минус 10,6% по сравнению с 13,5%, которая прежде предполагалась, и немножко лучшее значение по инфляции как концу года - 11,9%, так и среднегодовое - 15,7%", - сообщил он о новом прогнозе министерства на 2015 год.

Улюкаев успокоил присутствующих, что "по нашим предположениям, рецессия продлится три квартала, и в конце года начнётся экономическое оживление, которое перерастёт с 2016 года в компенсационный спрос".

"По разным параметрам сценарных расчётов (по одним - в 2017 году, по другим - в 2018 году) мы выйдем на докризисный уровень", - сказал при этом министр о по сути потерянной для страны четырехлетке.

Будут ли реформы

Новый прогноз российской экономики в базовом сценарии, по словам министра, предполагает темпы роста в 2,3%-2,5% в год в 2016-2018 годах.

Конечно, даже достижение этих цифр, по крайней мере, в 2016 году многим аналитикам кажется маловероятным. Но сможет ли правительство не довольствоваться такими темпами роста, а предложить пакет реформ, позволяющими выйти на темпы, превышающие общемировые - главный вопрос на ближайшие месяцы.

Первый звоночек в приоритетности экономического роста в четверг прозвучал, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о сохранении обязательной накопительной пенсионной системы. Но, конечно, сложно назвать реформой сохранение чего-либо.

Улюкаев в своем докладе отметил, что даже возможности выхода экономики на траекторию "хоть и незначительного, умеренного, но экономического роста мы связываем в базовом сценарии с принятием каких-то дополнительных мер экономической политики".

При этом как министр экономического развития он не мог не заявить о том, что, "очень важно рассмотреть вопрос о том, как влияют меры экономической политики".

Улюкаев сообщил, что по поручению президента РФ "подготовлен отдельный вариант, так называемый целевой вариант, целевой прогноз, который сегодня вносится в правительство, и мы в короткие сроки готовы будем его также презентовать и обсудить с общественностью".

Целевой сценарий, согласно поручению, в среднесрочной перспективе должен предполагать снижение инфляции до уровня 4%, ежегодный рост российской экономики темпами, превышающими среднемировые, рост производительности труда не менее 5%.

Осталось набраться терпения и посмотреть, что предложит кабинет министров для осуществления этого сценария.

Новости