Вопрос резины
В ночь на четверг в Москве обещают заморозки и первый снег. А это значит, что, по ежегодной традиции, утром на дорогах водители будут праздновать русский народный праздник - "день жестянщика"
Москва. 5 ноября. INTERFAX.RU – В ночь со среды на четверг метеорологи прогнозируют в Москве первый снег. Если их обещания сбудутся, то 6 ноября станет в столице, с ее почти четырьмя миллионами машин, "днем жестянщика". Лишить мастеров кузовных дел внепланового приработка можно вовремя поставив колеса, соответствующие сезону.
С наступлением заморозков московские автовладельцы потянутся в шиномонтажные мастерские для смены летней резины на зимнюю. Еще десять лет назад большинство водителей не были столь сильно озабочены этой проблемой, круглогодично разъезжая на всесезонных покрышках и считая использование разных колес для тепла и холода лишней тратой денег, в последнее время, особенно в крупных городах, водители стали больше заботиться о себе, приобретая резину для каждого из сезонов. Это привело к тому, что осенью в шиномонтажи выстраиваются многочасовые очереди, в которых москвичи вынуждены томиться даже ночью. И если весной со сменой резины можно подождать пока пройдет пик спроса, то осенью правила игры диктует снег, который, как известно, в Москве всегда выпадает неожиданно.
Специалисты считают, что появление длинных очередей на подступах к автомастерским связано с медленным развитием сферы обслуживания автомашин, тогда как в последние годы в России отмечается сумасшедший рост продаж автомобиле. В обычное время воспользоваться шиномонтажом можно без особых проблем – мастерские разбросаны по всей Москве, предлагая услуги в широчайшем ценовом диапазоне.
Выяснить хотя бы приблизительное число подобных предприятий не представляется возможным. В столичном департаменте потребительского рынка и услуг корреспондента "Интерфакса" переадресовали в департамент транспорта и связи, где, в свою очередь, посоветовали обратиться в Национальную ассоциацию предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств. Однако и там затруднились ответить на вопросы, связанные с шиномонтажами, сообщив, что организации этого профиля в ассоциацию не входят.
В столице работает несколько крупных сетевых структур, имеющих точки во всех округах города. Здесь вас обслужат так же как в техцентрах, обслуживающих иномарки. Пока машину "переобувают", владелец спокойно сидит в комнате отдыха, смотрит телевизор, читает журнал и пьет кофе. В подобных местах вашу машину помоют, а снятые покрышки предложат оставить на хранение на складе. Тут же можно и приобрести сами колеса, если это не сделано ранее. Преимущество таких центров – максимальный комфорт для клиентов, однако цены на их услуги кусаются и сильно зависят от автомобиля, а точнее, от размера покрышек. Если замена и балансировка одного колеса на отечественной "Ладе" стоит порядка 150-250 руб., то для владельца седана бизнес-класса или внедорожника эта услуга обойдется уже от 500 руб. и более за "баллон". Такое же различие существует и в ценах на хранение колес. В среднем, за комплект из четырех-пяти колеса с радиусом 13-14 дюймов ("Жигули" и "Лады") с владельца попросят около 2500 руб. за 4-6 месяцев хранения, водители крупных или спортивных моделей, где размер диска иногда достигает 21 дюйма, заплатят в два раза больше. Пользоваться этой услугой или нет – личное дело каждого, хотя сервисмены отмечают ряд ее преимуществ не только в бытовом плане (не надо думать, где хранить снятую резину), но и в техническом – ваши колеса помоют, обработают консервирующим составом и правильно уложат на хранение. Эту же услугу предлагают и некоторые официальные сервисы крупных автопроизводителей, при этом расценки на замену колес и хранение там чуть ниже – поменять резину на 16-дюймовых колесах можно примерно за 2000 руб., а за их хранение возьмут около 2500 рублей. У крупных шиномонтажных компаний есть и другое преимущество – на замену колес можно записаться заранее, чтобы не стоять в очереди.
Кстати, с некоторых пор серьезные шиномонтажи предлагают такую услугу, как накачка шин не обычным воздухом, а азотом. Технология сама по себе не новая, так уже давно делают в автоспорте. Азот создает более комфортный температурный режим внутри покрышки, увеличивая ее ресурс. К тому же процесс естественного падения давления в колесах с азотом протекает гораздо медленнее. Стоит такая услуга от 60 до 100 руб. за одно колесо.
Бюджетной альтернативой являются многочисленные маленькие мастерские, разбросанные по городу. Цены здесь гораздо ниже (порядка 120-400 руб. в зависимости от размера), но и предлагаемые условия хуже. Записаться заранее невозможно, стоять придется на улице, так как работы производятся под открытым небом. В некоторых местах корреспонденту "Интерфакса" предложили дополнительно сэкономить - самостоятельно сняв и поставив колеса. Еще один минус подобных сервисов - это фактическое отсутствие гарантии. Даже там, где кассовые аппараты присутствуют, чек выдадут только после настойчивых просьб. При этом качество самих работ иногда вызывает сомнения, так как оборудование в таких мастерских чаще всего старое, списанное, куплено по бросовым ценам у крупных компаний.
Выгода от посещения дешевого шиномонтажа может обернуться более крупными тратами в будущем. Неправильная балансировка колеса вызывает вибрации и повышенные нагрузки на подвески автомобиля, ускоряя их износ. Колесо, конечно, на полном ходу вряд ли отвалится, но при очередном посещении автосервиса перечень деталей шасси, которые необходимо заменить, может неприятно удивить.
Оптимальным вариантом представляются шиномонтажи средней ценовой категории. Как правило, они предоставляют почти тот же набор услуг, что и крупные сетевые компании, но более доступны по цене, не требуя "доплаты за бренд". Смонтировать резину там обойдется в 1000-1500 руб. в зависимости от размера.
Ключевой вопрос, связанный с переобувкой "железного коня", - когда это лучше делать. Крупнейшие мировые производители шин установили для себя температурный порог, когда необходимо ставить зимнюю резину: плюс семь градусов. Ниже этой температуры летняя резина теряет большинство своих свойств (падает управляемость, растет тормозной путь).
"Зимний" состав, из которого варят покрышки, более мягкий по сравнению с "летним". Сделано это для того, чтобы на морозе протектор не дубел. Поэтому зимние колеса летом использовать нецелесообразно: на жаре мягкая резина начинает интенсивно разрушаться, снижая ресурс самой покрышки. К тому же рисунок протектора, хорошо "работающий" на снегу, льду и снежно-ледяной каше, не подходит для сухого горячего асфальта. В итоге у автомобиля на зимней, тем более шипованной, резине сильно увеличивается тормозной путь, ухудшается управляемость и возрастает расход топлива.
Как известно, существует два типа зимней резины: шипованная и нешипованная – фрикционная – как еще ее называют сами шинники. Считается, что колеса с ошиповкой более уместны при езде по загородным трассам, тогда как в городах вполне достаточно фрикционных покрышек. Такое утверждение скорее верно для центральной и южной Европы, где снега мало или почти нет. Для той же Москвы предпочтительнее шипованная резина – обильные снегопады, периодически выпадающие в столице, и гололедица могут сыграть злую шутку с автомобилем без шипов.
Также сомнительна целесообразность использования всесезонной резины, якобы пригодной для использования как летом, так и зимой. Многочисленные сравнительные тесты давно доказали, что такие покрышки летом уступают чисто летней резине, а зимой – зимней.
Так что менять колеса нужно не после первого снега, а исходя из показаний термометра. Так можно избежать очередей, внепланового посещения жестянщиков и сэкономить деньги - в пик спроса цены на колеса и услуги шиномонтажа неизбежно поднимутся. Лучше переплатить за продукцию известных европейских производителей, чем за стояние в очередях. Естественно, зимой стоит позабыть об амбициях гонщика, четко соблюдать скоростной режим и дистанцию между автомобилями – хорошая зимняя резина, на панацея, а помощник на скользкой дороге.
Обозреватель Илья Морозов