Алюминий - борьба за выживание

Растущий экспорт из Китая и проводимая реформа LME по отгрузке металла уронили цены на алюминий, это заставило производителей вновь задуматься о сокращении мощностей

Фото: Reuters

Москва. 7 апреля. INTERFAX.RU – Мировую алюминиевую отрасль вновь лихорадит. Динамика спотовых цен на LME и премий больше похожа на кардиограмму пациента, который изо всех сил борется за жизнь. И если пациент в мировой отрасли - это алюминиевые производители, то в роли болезни могут выступить сразу несколько факторов, такие как растущий экспорт из Китая и проводимая реформа LME по отгрузке металла.

Алюминиевые компании, казалось бы, еще пару лет назад нашли лекарство для стабилизации цен на мировой рынке - закрытие неэффективных мощностей, но на практике эта мера оказалась успешной лишь на время. Два крупнейших производителя алюминия - Alcoa и "РусАлу" - вновь отреагировали на низкие цены на металл, объявив о планах по возможному закрытию части мощностей. Однако насколько эти меры спровоцируют рост цен, и какие производители последуют примеру Alcoa и "РусАлу" - неизвестно. Ведь доступность металла на рынке для промышленных потребителей уже не проблема, а экспорт из КНР ставит под вопрос конкурентоспособность мировых алюминиевых компаний.

О премиях

На протяжении прошлого года премии на физическую поставку алюминия приковывали к себе внимание, вызывая восторг у неравнодушных - компаний, аналитиков, финансовых игроков. Так, в начале 2014 года эта составляющая all-in price в среднем выросла с $280 до $490, а на пике доходила почти до $600. При этом спотовая цена LME в среднем по году была на уровне $1968 за тонну.

Однако по итогам I квартала этого года ситуация изменилась не в лучшую сторону. С начала года премии в Европе рухнули на 38%, до $256, в Японии - на 19%, до $315, а в США - на 21%, до $419. Впрочем, спотовые цены не отличаются лучшим поведением и торгуются у отметки ниже $1800.

По мнению ряда экспертов, снижение премий в основных регионах мира обусловлено совокупностью факторов. Николай Сосновский из UBS убежден, что одной из причин их падения является ожидание роста ставок в США, в результате чего прибыль от финансовых сделок с алюминием упадет, а законтрактованный металл будет быстрее попадать на рынок.

По словам Кирилла Чуйко из БКС, винить в падении премий стоит постепенно высвобождающийся металл со складов LME. В настоящий момент на складах биржи находится более 3,8 млн тонн алюминия, в то время как пиковые значения доходили до 5,5 млн тонн. Ранее высокая премия была обусловлена недоступностью физического металла, время ожидания отгрузки доходило до двух лет, то сейчас ситуация корректируется - очереди на отгрузку сокращаются, металл более-менее доступен и, соответственно, премии больше не находятся на исторически высоких показателях, рассуждает эксперт.

Сосновский придерживается аналогичного мнения, что из-за проводимой реформы LME со временем проблема доступности металла на рынке будет ослабевать. "Если раньше можно было приобрести контракт на алюминий и получить металл на одном из трех крупнейших складов LME, то сейчас это разделят географически, а на складах с длинным периодом ожидания физического металла будет применяться коэффициент по отгрузке в зависимости от размера очереди", - рассуждает аналитик.

И, наконец, третью причину снижения премий следует искать в Китае. Согласно данным таможни, КНР стремительно наращивает экспорт алюминия. Так, в ноябре прошлого года Китай отправил на экспорт почти 6 тыс. тонн, в декабре чуть более 120 тыс. тонн, а в январе 2015 года уже 433 тыс. тонн (+37% к январю 2014 года). По данным The Wall Street Journal, в январе-феврале 2015 года КНР экспортировал 1,2 млн тонн алюминия (+67%).

"По итогам 2014 года на долю китайского экспорта приходилось около 20% от глобального потребления алюминия (без Китая). При этом в декабре прошлого года рост объемов экспорта достиг 60% год к году, а в начале 2015 года - 70%. Привлекательность экспорта для китайских производителей заключается как раз в премиях на глобальном рынке, которых нет в Китае", - рассказал Сосновский.

По его мнению, наращивание экспортных поставок из Китая (помимо отсутствия локальных премий) заключается еще и в том, что мощности внутри страны растут, а потребление алюминия замедляется. В результате свободного металла достаточно много на внутреннем рынке КНР - и производители пытаются его пристроить на внешний, отмечает эксперт.

Однако Чуйко из БКС придерживается иного мнения о масштабах бедствия, которое наносит китайский экспорт. "Обвинять Китай в падающих премиях не следует, поскольку премии на алюминий в Японии, например, остаются на высоком уровне. Что же касается европейских, то на них влияют высвободившиеся запасы металла с LME. В конкурентной борьбе все средства хороши, и если есть за что покритиковать Китай, то мировые производители не упускают случая", - говорит он.

Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что премии могут опуститься до исторических уровней в $100-125 за тонну в течение следующих пару лет, но спотовая цена будет расти на фоне спроса и дефицита на рынке вне Китая.

"Согласно прогнозам UBS, в текущем году цена на LME ожидается на уровне $1810, в 2016 г. - $1940, в 2017 г. - $2095, в 2018 г. - $2205. Однако нужно понимать, что со временем пропорции в all-in price поменяются, но общая цена значительно не вырастет", - сказал Сосновский.

В аналитическом обзоре Deutsche Bank говорится, что, несмотря на профицит алюминия в Китае, замедляющийся рост спроса на металл и резко возросшие объемы экспорта из страны, на мировом рынке алюминия сохранится баланс спроса и предложения или в худшем случае будет зафиксирован небольшой переизбыток металла на рынке. Несмотря на это, спотовые цены на LME будут постепенно демонстрировать рост, однако премии снизятся на фоне изменения складских правил и активного экспорта из Китая. В результате, all-in price в течение ближайших лет вырастет лишь на 1-3%. Так, в 2015 году этот показатель будет на уровне $2341 против $2322 годом ранее, в 2016 г. - $2406, в 2017 г. - $2450, в 2018 г. - $2579, в 2019 г. - $2707, а к 2020 г. дойдут до отметки $2886.

Нечестный Китай?

Однако Китай не просто наращивает экспорт, но и делает это со свойственным ему шиком, преподнося неприятные сюрпризы для алюминиевой отрасли.

Китайское правительство облагает 15%-ной пошлиной первичный алюминий и некоторые виды продуктов (сплавы, скрап и прутково-катанная продукция), тем самым стимулируя производителей ориентироваться на внутренний рынок. Однако из-за переизбытка металла в стране и отсутствия локальных премий китайские производители отправляют за рубеж под видом продукции высокого передела (не облагается 15% пошлиной, предполагает возврат НДС) фактически первичный алюминий в виде конструкций для дверей или автомобильных дисков. После доставки на экспортные рынки (Вьетнам, Малайзия и пр.) "алюминиевые полуфабрикаты" переплавляются в слитки и реализуются на рынках третьих стран.

Столь хитрые схемы вызывают опасения со стороны мировых производителей алюминия. Ранее председатель Rusal Australia ("дочка" "РусАла") и директор Совета Австралии по алюминию Джон Ханнаган заявлял, что КНР наращивает экспорт на азиатском рынке, при этом цены на продукцию гораздо ниже конкурентов, что ставит под угрозу конкурентоспособность другого крупного поставщика алюминия в регионе - Австралии.

В недавнем интервью президент "РусАла" Олег Дерипаска охарактеризовал текущее ситуацию в мировой алюминиевой отрасли как "очень жесткую", в том числе на фоне недобросовестного экспорта из Китая.

Чуйко придерживается иного мнения, поскольку all-in price остается на приемлемых уровнях - $2100-2200 за тонну. И если спотовый металл на LME торгуется чуть ниже $1800, то премии на физическую поставку высоки, в то время как раньше они были вообще близки к нулевым показателям. "Естественно, производителям хочется, чтобы и цена была выше, и премия, но положение дел в алюминиевой отрасли не выходит за рамки сверхъестественного", - подчеркивает аналитик.

Сосновский, напротив, согласен с главой "РусАла", что на мировом рынке алюминия дела обстоят не лучший образом, но у самой компании ситуация обратная из-за девальвации рубля. "У компании основные компоненты себестоимости привязаны к официальным российским цифрам инфляции (электричество, зарплаты, транспортировка), которые не такие высокие, как, например, расходы на импортные компоненты. Рост на них составит около 10-15%, но даже с таким внутренним ростом рублевых цен в перерасчете на доллары "РусАл" выигрывает в себестоимости", - рассказал аналитик.

Стоит отметить, что по итогам прошлого года себестоимость на тонну в алюминиевом сегменте "РусАла" составила $1729 против $1907 годом ранее, а в IV квартале вовсе достигла рекордно низкой за последние годы отметки - $1671 вместо $1864 в октябре-декабре 2013 года.

Ревизия мощностей

Однако если бы рубль не спасовал перед долларом и евро в прошлом году, то, возможно, "РусАл" задумался бы о закрытии или приостановке каких-либо мощностей, что поддержало бы цены на алюминий, не исключает Сосновский.

Тем не менее, будучи в рядах бенефициаров слабого рубля, "РусАл" наряду с Alcoa уже начал изучать возможность дополнительного сокращения производства, в то время как Китай наращивает производство (за январь-февраль +24% к первым 2-м месяцам 2013 года, до 4,6 млн тонн). И если в отношении "РусАла" не ясно, насколько еще может снизиться производство компании и какие именно заводы могут попасть под очередную программу сокращения, то Alcoa в начале марта изъяснилась четче. В частности, американский алюминиевый гигант в течение года изучит возможность закрытия или продажи до 500 тыс. тонн мощностей по выпуску алюминия (14% от всего производства компании) и до 2,8 млн тонн - по глинозему (16%).

Сергей Донской из Societe Generale полагает, что вряд ли "РусАл" проведет какие-то масштабные сокращения, возможно, будет закрыт Новокузнецкий алюминиевый завод. "Перенос запуска первой очереди Богучанского алюминиевого завода стал уже вполне привычным упражнением для компании, исключать его нельзя. Тем не менее, мы этого пока не ждем", - резюмировал эксперт.

Чуйко считает, что "РусАл" уже сократил все, что только мог - и если вопрос встанет о дополнительном урезании мощностей, то, скорее всего, это коснется Новокузнецкого завода, который и так работает не на полную мощь. "Но в настоящий момент компании грех жаловаться - в текущей ситуации "РусАл" зарабатывает очень хорошо", - заключил аналитик.

По мнению Сосновского, наиболее убыточные мощности по всему миру уже закрыты и выявить из оставшихся очередную порцию неэффективных будет непросто. "Например, "РусАл" закрыл заводы в европейской части РФ, но при текущем курсе рубля эти заводы уже не были бы убыточными. Конечно, они не были бы такими прибыльными, как сибирские, но небольшую прибыль бы генерировали", - рассуждает эксперт.

Однако, подчеркивает он, не только в России ослабла национальная валюта, но также в Австралии, Канаде и других странах, что улучшило себестоимость местных производителей алюминия. "Наверное, только в США, где валюта была чрезвычайно сильной в последнее время, себестоимость не упала. Ввиду этого возможность быстрого и значительного сокращения мощностей не такая уж и очевидная", - констатировал Сосновский.

Новости