В контексте "Золотой маски"

На главном театральном фестивале России показали спектакль знаменитого немецкого экспериментатора Хайнера Геббельса "Когда гора сменила свой наряд"

Сцена из спектакля Хайнера Гёббельса "Когда гора сменила свой наряд"
Фото: официальный сайт фестиваля "Золотая маска"/Wonge Bergmann

Москва. 27 марта. INTERFAX.RU - "Золотая маска" - это крупнейший российский театральный фестиваль, сходив на спектакли которого можно составить представление о том, что за последний год произошло в отечественном театре ("Интерфакс" уже писал о московских участниках основной программе и об открывших фестиваль операх).

Но кроме российских спектаклей, на "Золотую маску" ежегодно в качестве подарка всем любителям театра привозят работы культовых зарубежных режиссеров. В этом году в рамках программы "Контекст" показали спектакль Хайнера Геббельса "Когда гора сменила свой наряд".

Геббельс в Россию приезжает уже не в первый раз: он показывал спектакли и на другом, международном Чеховском фестивале, а два года назад привозил на "Золотую маску" постановку "Вещь Штифтера". В этом спектакле на сцене совсем не было актеров (только в начале ненадолго появлялись два человека, но они, скорее, были рабочими сцены): на подмостках вместо артистов стояли пианино, бассейны, капала вода, хлопали крышки люков. Эта постановка- ее метко назвали "спектакль-инсталляция" – закономерно вызвала большую дискуссию о границах театрального. Потому нет ничего удивительного в том, что Геббельса называют новатором – в 2001 году он получил престижную премию "Новая театральная реальность", которую дают экспериментаторам.

Привезенный в этом году на "Золотую маску" спектакль "Когда гора сменила свой наряд" показывает Геббельса с другой стороны - не только как режиссера, но и композитора, который пишет музыку для своих постановок. "Гора" и вовсе очень близка к музыкальному театру: Главным и единственным актером в постановке является хор - вокальный ансамбль "Carmina slovenica" из Словении, на сцене находятся несколько десятков девочек и молодых девушек.

Но это не концерт: довольно небольшие фрагменты песенных композиций (самых разных: от фольклорных песен и коммунистических гимнов до современной популярной музыки) перемежаются сценами, где вокалистки играют отрывки из различных произведений авторства от Жан-Жака Руссо и Алена Роб-Грийе до Марины Абрамович.

По словам организаторов, "Гора" - это спектакль о взрослении, переходном периоде - отсюда и такое название, взятое из фольклорной песни со словами "Когда гора Канин меняет свой наряд". Подобно ей и девочки меняются и превращаются в девушек – кстати, они и в буквальном смысле несколько раз меняют наряд на сцене. Но участие хора, указывающего на неизбежность и общеотносительность происходящего, создает и другое ощущение. В этой множественности - и голосов в ансамбле, и девочек почти одного возраста на сцене - появляется что-то экзистенциальное.

В спектакле есть такой диалог с одной из девочек:

- Ты будешь жить вечно?

- Да, я буду жить вечно, - отвечает она.

- Но как же, что бывает со старыми людьми?

– Они умирают.

- Значит ты станешь матерью, потом старой, а потом умрешь?

- Да, значит так.

"Гора" - это спектакль о прекрасной молодости, но с кратким замечанием в скобках о неизбежности конца. В первой сцене девушки с закрытыми глазами слепо и очень осторожно пересекают сцену и в конце, наткнувшись на гору стульев, кричат. Прогноз грустный, конец известен, но перед ним сменятся очень много ярких картинок.

Новости