"Стоимость земли в России составляет десятки триллионов долларов"

Президент Института стратегического развития 2050 Александр Сорокин в интервью "Интерфаксу" рассказал о проблемах земельного комплекса страны

Москва. 1 ноября. INTERFAX.RU - На этой неделе в Совете Федераций РФ прошел первый Всероссийский Земельный конгресс. Политики, чиновники и бизнесмены постарались вместе определить круг проблем связанных с развитием земельного комплекса страны и выработать конкретные рекомендации по введению в финансовый оборот главного российского богатства - земельных ресурсов. О чем договорились представители бизнеса и власти, сколько стоит российская земля и какие конкретные шаги нужно предпринимать для ее более эффективного использования, "Интерфаксу" рассказал организатор Земельного конгресса Президент Института стратегического развития 2050 Александр Сорокин.

Александр Иванович, почему первый Всероссийский земельный конгресс решили провести именно сейчас?

Сегодня российская экономика испытывает негативное влияние глобального кризиса. Настало время задуматься о том, где находятся те точки будущего и неизбежного роста, с помощью которого будут преодолены экономические дисбалансы и противоречия, вызвавшие финансовый обвал. Существует несколько очевидных дел, которые следует сделать, чтобы заложить основу для нового качественного роста российской экономики. Одно из этих дел – глубокое осмысление земельных отношений, всего комплекса вопросов, связанных с землепользованием.

Можно оценить, сколько стоит российская земля?

По самым скромным оценкам, стоимость земли в России составляет десятки триллионов долларов. Даже несколько процентов от подобных сумм сделали бы российскую экономику практически невосприимчивой к любым негативным внешним воздействиям. Но поскольку этот актив не введен по-настоящему в рыночный оборот, любые оценки его стоимости являются абстракцией. Для того чтобы абстракция превратилась в осязаемый и эффективный инструмент экономического развития, необходимо осуществить комплекс мер правового, административного и технологического характера.

Если конкретно, какие основные проблемы существуют в развитии земельного комплекса страны?

Сейчас отсутствует инфраструктура земельных отношений, отвечающая потребностям современной экономики и социального развития. Неэффективно, непрозрачно работает система государственного учета земельных ресурсов и управления ими. В зачаточном состоянии находится земельный кадастр - ключевой элемент регулирования земельного рынка. Отсутствует территориальное, градостроительное и экологическое зонирование земель. К примеру, сейчас только в трети из восьмидесяти шести административных центров субъектов Федерации разработаны и приняты градостроительные планы. А ведь именно на региональные центры приходится львиная доля коммерческого жилищного строительства, которое невозможно вести без урегулирования земельных вопросов.

Между тем, города строятся, существуют какие-то планы на будущее?

Правильно, но сейчас сфера земельных отношений стала настоящим "диким полем", где правит не закон, а шальные деньги и бюрократический произвол. Зачастую это происходит с попранием прав и интересов миллионов землепользователей и землевладельцев. Иными словами, современное состояние земельных отношений постоянно порождает несправедливость. В том, как преодолеть эту несправедливость, собственно, и заключается земельный вопрос. Без преувеличения можно сказать, что земельный вопрос стоит перед Россией столько же времени, сколько существует сама страна.

Но в стране постоянно проходят земельные реформы?

Исторически сложилось, что всякий раз стремление к преодолению несправедливости порождало очередную несправедливость. Так было, когда власть железной рукой устанавливала в земельных делах тот порядок, какой она считала единственно правильным, во времена большевистской коллективизации. К сожалению, так было и тогда, когда власть действовала мягко, но непоследовательно, половинчато, как в ходе многочисленных земельных реформ, не исключая и последнюю. Возьмем так называемую "дачную амнистию". Задуманная для защиты прав фактических собственников земельных участков, она вылилась в форменное издевательство над гражданами, которым месяцами приходится обивать пороги чиновничьих кабинетов.

И как с этим бороться?

Корень неудач земельного реформирования лежит в том, что ключевую и решающую роль в нем постоянно играют чиновники, для которых гораздо важнее отчитаться перед вышестоящими инстанциями, чем принести пользу конкретным людям. Общество же постоянно оттеснялось от выработки и осуществления властных решений по земельным делам. Необходимо, чтобы общество и бизнес стали равноправными с государством партнерами в выработке решений по земельному, территориальному обустройству нашей страны.

Как к таким идеям относятся сами чиновники?

Мне кажется, что положительно. К примеру, первый Всероссийский земельный конгресс мы провели в здании Совета Федерации РФ. Его активно поддержал и принял в нем участие председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Также в конгрессе приняли участие депутаты Государственной Думы, главы регионов России и мэры городов. Конгресс получился очень представительским и по многим вопросам мы нашли понимание и общий язык. Залог успешной работы состоит именно в равноправном партнерстве всех участников: власти, гражданского общества, предпринимателей. Установление подобного партнерства само по себе уже является залогом эффективного решения земельного вопроса.