Сергей Нарышкин: мы готовы к диалогу в разных вариантах

Председатель Госдумы объяснил, почему не все парламентарии поддержали предложение сократить себе зарплаты, и подтвердил готовность продвигать идею парламентского формата "нормандской четверки"

Сергей Нарышкин
Фото: ТАСС, Илья Питалев

Москва. 6 марта. INTERFAX.RU - Председатель Государственной думы Сергей Нарышкин рассказал "Интерфаксу" о своих впечатлениях от первого визита в Индию, который состоялся 27-28 февраля, и объяснил, почему не все парламентарии поддержали его предложение сократить на 10 процентов депутатские зарплаты.

Спикер также подтвердил готовность продвигать идею парламентского формата "нормандской четверки" и заверил, что не давал комитетам Госдумы поручений, которые ставили бы под вопрос приоритет международного права, - идея главы СКР Александра Бастрыкина о необходимости пересмотреть принцип приоритета международного права над национальным законодательством широко обсуждается в последние дни.

- Сергей Евгеньевич, в Думе в четверг прошло заседание "Открытой трибуны", посвященное дальнейшему развитию БРИКС ( Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), а неделю назад Вы вернулись из Индии, где вопросы сотрудничества в рамках этой структуры, и прежде всего, по парламентской линии, были в числе приоритетных. Как Вы оцениваете итоги визита?

- Итоги оцениваю позитивно, удалось обсудить множество актуальных тем и проектов - от экономики до культуры. Важно, что активизировалось парламентское сотрудничество, которое в последнее время было не столь интенсивным. Надеюсь, что уже в этом году состоятся новые контакты с индийскими партнерами - в том числе по линии БРИКС. Мы пригласили их на Парламентский форум в Москву.

Я впервые побывал в Индии. И был рад убедиться, что российско-индийская дружба - это не слова, а реальность. Проявляется это во многом, и связи наших народов - гораздо более глубокие и многогранные, чем могло бы показаться. К примеру, в ходе встречи одна из индийских коллег подчеркнула, что Индия научилась почитать своих писателей именно у России. В Год литературы это прозвучало особенно символично.

- Принимая 24 февраля в Госдуме своего французского коллегу - председателя Сената Жерара Ларше, Вы предложили провести четырехсторонние консультации по линии парламентов "нормандской четверки". Будете ли продвигать эту идею? Насколько она реализуема в связи с нежеланием пока Верховной Рады вести диалог с Госдумой?

- Считаю консультации в рамках парламентской "нормандской четверки" - одним из возможных вариантов развития диалога, содействия разрешению внутриукраинского кризиса. Тем более, что именно минские договоренности стали самым значительным шагом вперед к установлению мира. Разумеется, для активизации парламентской дипломатии нужна взаимная заинтересованность и готовность всех сторон. Спикер Сената Франции г-н Ларше оценил идею позитивно, готов переговорить с немецкими коллегами, и я направлю ему соответствующее письмо.

Думаю, что и украинские партнеры также осознают необходимость возобновления конструктивных контактов с российскими парламентариями. Мы готовы к разным вариантам - будь то предлагаемый "нормандский" парламентский формат, рабочая группа по Украине на площадке ПА ОБСЕ или прямые двусторонние связи.

- В декабре Вы поручили профильным комитетам провести анализ международных договоров. Связано ли это с идеей установления приоритета национального законодательства над международным?

- Во-первых, хочу напомнить, что Россия строго выполняет все свои международные обязательства. Во-вторых, мое декабрьское поручение не могло быть связано с последующими событиями и заявлениями относительно соотношения норм права.

В рамках третьего Отчета о состоянии российского законодательства мы планируем провести анализ исполнения ратифицированных Россией международных договоров, ведь они обрели силу закона и стали частью нашей правовой системы. Речь идет о мониторинге правоприменительной практики в этом важнейшем сегменте - причем, об исполнении сторонами отдельных, конкретных соглашений. А мониторинг правоприменения является не только нашим полномочием, но и обязанностью.

Что касается соотношения юрисдикций - не всегда стоит делать немедленные практические выводы из идущих дискуссий. Особенно, если они затрагивают положения первой главы Конституции - основ конституционного строя.

- Поддержали ли фракции Ваше предложение сократить на 10% зарплату депутатов? Ряд Ваших коллег против. Некоторые увидели в этом пиар и предложили депутатам заниматься решением экономических проблем через принятие законов, а не "действиями па публику". Ожидаемая реакция?

- В Думе четыре фракции, но мнений бывает намного больше, чем четыре. И трудно было бы ожидать единогласной поддержки. Но подавляющее большинство отнеслось с пониманием и меня поддержало. В сегодняшних условиях надо сокращать административные расходы. Поэтому посчитал необходимым внести и такое предложение - причем, призвал коллег принять общее решение, обсудив во фракциях.