Молчание внутренней богини
О чем речь в романе "50 оттенков серого" и что из него не вошло в фильм
Москва. 13 февраля. INTERFAX.RU - В российский прокат вышел фильм, снятый по эротическому роману 2011 года "50 оттенков серого", который написала британка Э.Л. Джеймс. Этот тот самый случай, когда фильм лучше, чем книга, но все равно не столь хорош, чтобы тратить на него время и деньги.
Первоисточник
Книга "50 оттенков серого" начиналась как фанфик на вампирскую сагу "Сумерки". Бывшая сотрудница телестудии Эрика Леонард (настоящее имя Э.Л. Джеймс) зачитывалась романами "сумеречной саги" Стефани Майер, а потом решила сама что-нибудь написать. Вскоре от образов целомудренного вампира Эдварда и его унылой подружки Беллы она решила отказаться в пользу раскрепощенного бизнесмена Кристиана Грея и не очень уверенной в себе студентки Анастейши Стил.
Женщина выложила написанное в интернет, и история неожиданно для нее самой стала востребованной – настолько, что Э.Л.Джеймс написала два продолжения романа - "На 50 оттенков темнее" и "50 оттенков свободы". Книги серии были переведены на 52 языка и проданы тиражом более 100 млн копий по всему миру (по скорости продаж романы обгоняли книги из серии о Гарри Поттере и те же "Сумерки").
Леонард призналась позже, что книга была порождением "кризиса среднего возраста". "Все мои фантазии там", - говорила она в интервью.
Фантазии Леонард, судя по всему, воплощались в сексе с элементами БДСМ, потому что именно таким сексуальным практикам отдает предпочтение главный герой книги, Кристиан Грей. В "50 оттенках серого" большое количество сексуальных сцен, в том числе с использованием наручников, веревки, плетки и так далее.
Как бы то ни было, успешность "50 оттенков серого" трудно объяснить рационально. Книга написана чудовищным языком и полна всевозможных штампов из бульварных романов. Фабула банальна. Богатый мужчина с идеальным телом и туманным прошлым, который то притягивает, то отталкивает героиню. Скромная и неопытная героиня, которая по уши влюбляется в мужчину, хочет изменить его и, конечно, меняет.
Журналисты называли книгу "порно для домохозяек" и в открытую потешались над стилем письма Э.Л. Джеймс. Она говорила, что ей все равно: она, мол, не рассматривает свой роман как претендующее на статус классики произведение литературы – это просто "увлекательная" и "страстная" история любви.
Экранизация
Как это часто бывает с литературными феноменами, роман решили экранизировать. У фильма "50 оттенков серого" была впечатляющая пиар-кампания, к которой, среди прочих, была привлечена популярнейшая певица Бейонсе. В саундтрек к картине к тому же вошли две ее песни, среди которых новая версия давнего хита Crazy in Love. Уровень ожидания фильма был высоким: трейлер картины побил рекорды по просмотрам в YouTube и породил множество пародий (одна из лучших - с участием Стива Бушеми), а хозяйственные магазины начали готовиться к повышенному спросу на скотч, веревку и кабельные стяжки.
Сюжетно фильм по большей части следует за книгой. Если вы вдруг не знаете, завязка такова: за неделю до университетского выпускного филологическая дева Анастейша Стил по просьбе заболевшей подруги-журналистки отправляется брать интервью у молодого миллионера Кристиана Грея. Вскоре у них завязываются отношения, но Грей не хочет "романтики" – ему нужна связь, основанная на доминировании и подчинении. Он пытается склонить неопытную Анастейшу к подписанию контракта, по которому он становится ее "доминантом", а она - его "сабмиссивом" (sic!), но может в случае чего остановить его при помощи "стоп-слов". Отсутствие подписанного контракта, в котором устанавливаются условия их отношений и "пределы допустимого", не мешает Кристиану Грею периодически связывать свою возлюбленную и шлепать ее по попе.
Известно, что Э.Л. Джеймс держала съемочный процесс под контролем, иногда даже чрезмерным. Режиссер картины, экс-участница движения "Молодые британские художники" Сэм Тейлор-Джонсон (до этого снявшая всего один полнометражный фильм - очень симпатичный байопик Джона Леннона), призналась, что Джеймс иногда выводила ее из равновесия. Источники, знакомые с ходом съемок, поясняли: автор книги просто не могла понять, что не все из написанного может и должно быть перенесено на экран.
Фильм лишен внутренних монологов героини — да-да, "внутренняя богиня" Анастейши молчит. Зрителей избавили от большей части слащавой переписки между главными героями. Ожидаемо, что многие моменты, вызывавшие искреннее недоумение, сценаристка Келли Марсел опустила или изменила (так, например, при прочтении книги трудно было поверить, что за все время учебы в институте у героини так и не появилось ноутбука).
Персонаж Анастейши стал менее плоским, у нее по сравнению с книжным прототипом даже появилась некоторая индивидуальность. Редкие смешные моменты и интересные находки фильма связаны именно с Анастейшей (спасибо актрисе Дакоте Джонсон): будь то пьяный звонок Кристиану из очереди в туалет или ее выражение лица на фотографии с Греем, напечатанной в газете. А что касается миллионера-доминанта в исполнении Джейми Дорнана, то его можно похвалить разве что за красивые глаза (и то это не его заслуга).
Диалоги уровня "Зачем ты это делаешь?" - "Потому что я такой!" заставят кого угодно испытать неловкость за создателей фильма. Несмотря на то, что во время пиар-кампании зрителей готовили к чему-то необыкновенному (слоган "Любопытно?"), происходящее на экране настолько скучно, что два часа, которые идет лента, превращаются в мучение. Заявленной чувственности в фильме как будто вовсе нет, а ведь это должно было стать его главным притягивающим элементом.
Это более или менее стандартная мелодрама, и если бы не статус литературного первоисточника и масштабная пиар-кампания фильма, то вряд ли объемы предпродажи билетов были бы столь впечатляющими. В общем, если пользоваться выражениями Кристиана Грея, иногда лучше сказать стоп-слово еще до того, как начнется фильм.
Анна Лалетина