Итоги 2014: российский автопром - весь спектр эмоций на протяжении года

Падающая российская экономика в уходящем году потянула вслед за собой и российский автопром, надежды рынка на светлое будущее разбились

Фото: ТАСС, Валерий Шарифулин

Москва. 26 декабря. INTERFAX.RU – Прошедший год для российского автопрома можно смело назвать годом несбывшихся ожиданий, приправленным под конец острым соусом из упавших цен на нефть, которые в свою очередь обвалили курс рубля, что ввергло как потребителей, так и представителей рынка в состояние паники.

Как все начиналось

Начало года с точки зрения результатов продаж автомобилей обнадеживало - несмотря на то, что ожидания, что рынок, наконец, выйдет на второе место в Европе по количеству проданных автомобилей, отложены до лучших времен, и сверхрезультатов никто не ждал, но тем приятнее был тот факт, что в первом квартале снижение показателей не превышало 5%. Потом, однако, благостное спокойствие в тональности комментариев основного летописца рынка - Ассоциации европейского бизнеса, - начало меняться на менее позитивные эмоции вслед за рынком, который стал сползать все ниже по отношению к прошлогодним показателям.

В январе АЕБ предполагала, что рынок будет находиться на уровне от 2,64 млн штук (-5% к прошлому году, самые низкие ожидания) до 2,85 млн штук (+2,5%, самые высокие ожидания). В комитете автопроизводителей отмечали, что состояние автомобильного сектора, как обычно, тесно связано с развитием экономики России в целом, а в краткосрочной перспективе рост ВВП "не является очевидным".

В марте президент "АвтоВАЗа" Бу Андерссон допустил, что падение автомобильного рынка России в 2014 году может составить 20%. Первым о корректировке прогнозов объявило агентство PricewaterhouseCoopers (PwC), заявив в апреле, что рынок легковых автомобилей в России в 2014 году сократится на 8% до 2,4 млн шт. До этого PwC ожидало снижения рынка на 3%. Начальные прогнозы министерства промышленности и торговли предполагали, что авторынок России в целом может снизиться на 2,8-6,5%.

Наконец, результаты июня и полугодия заставили АЕБ существенно пересмотреть прогноз. Новый прогноз продаж новых легковых машин и LCV на 2014 года предполагает снижение на 12% по сравнению с результатом 2013 года, до 2,45 млн шт. При этом в сообщении АЕБ отмечалось, что автомобильный рынок продолжает движение вниз "с увеличенной скоростью". По данным ассоциации, по сравнению с 2013 г. продажи в июне просели на 17,3%, приведя к падению продаж во II квартале в целом на 12,4%.

Рабочие неприятности

Вслед за корректировкой прогнозов продаж последовали корректировки объемов производства автомобилей и сокращения на предприятиях российского автопрома.

Так, новое руководство "АвтоВАЗа" в лице Андерссона сходу взялось за вывод компании на прибыльные показатели - был принят "комплекс мер" по выходу из кризиса. Предприятие объявило о закрытии приема на работу и снижении численности существующих сотрудников "за счет естественной убыли". Кроме того, "АвтоВАЗ" намеревался вдвое сократить товарные запасы автомобилей - с 70 до 35 тыс. шт., а производства Lada Priora, Lada Granta и Lada Kalina приостанавливал до конца апреля "в связи с необходимостью оптимизации запасов автомобилей на складах и в дилерской сети". Предприятие прибегало к простоям еще несколько раз в течение всего года. СП "GM-АвтоВАЗ" останавливалось в апреле на несколько дней для корректировки запасов.

Однако производство останавливалось не только по решению руководства завода: так в конце октября "GM-АвтоВАЗ" объявило об остановке производства из-за разногласий с "АвтоВАЗом" по ценам на сборочные комплекты. Чуть позже проблемы с поставщиками начал испытывать уже сам "АвтоВАЗ". Предприятие какое-то время выпускало некомплектные автомобили, которые скапливались на складе завода. Среди причин назывались прямо противоположные вещи. Руководство предприятия обвиняло в ситуации поставщиков, которые, по словам вазовских топов, не успевали за возросшим темпом производства, поставщики же винили тольяттинский завод в задержке оплаты и указывали на односторонний пересмотр цен в меньшую сторону. Так или иначе, ситуация зашла в тупик, выводить ее из которого пришлось полпреду президента в ПФО Михаилу Бабичу. После вмешательства Бабича стороны заявили, что все претензии улажены, а в ноябре тольяттинское предприятие объявило, что работает на полную мощность, стремясь удовлетворить рост спроса, а для некоторых линий даже были введены сверхурочные часы.

Еще одним предприятием, заявившим о масштабных мерах "оптимизации" стало СП американского концерна Ford и российского Sollers. В Ford Sollers отмечали, что в связи с девальвацией рубля, замедлением потребительской активности, а также в ответ на значительное падение спроса на автомобили С-сегмента", принято решение о переводе всех предприятий СП на односменный режим работы.

Кроме того, из-за простоя завода во Всеволожске компания приняла решение сократить около 700 работников предприятия. В общей сложности, конвейер завода во Всеволожске останавливался на 58 дней. Объем выпуска продукции на заводе Ford Sollers Елабуга в Татарстане также корректировался "в соответствии с рыночным спросом". Но сокращение затрат коснулось не только сотрудников производств - общая программа по оптимизации издержек Ford Sollers предполагает снижение расходов на операционную деятельность как на всех производственных предприятиях, так и в офисах компании.

Японский концерн Nissan с апреля также снизил темп производства, переведя свой завод в Петербурге с трехсменного на двухсменный режим работы. Однако в Nissan обошлись без увольнений или отправки сотрудников в вынужденный отпуск - все работники были распределены между двумя оставшимися сменами.

Неоднократно в течение года останавливался и петербургский завод General Motors. В октябре компания перевела предприятие с сокращенных двух смен на односменную работу. Позднее появились слухи, что завод может быть в принципе закрыт по политическим причинам, однако компания категорически опровергла эти слухи и заявила о скором запуске в производство новых моделей.

О вынужденных сокращениях персонала и простоях говорили представители группы "ГАЗ". Группа приняла программу, которая сократит издержки на 4-5 млрд руб., мероприятия включают оптимизацию логистики, снижение себестоимости продукции и другие меры, включая сокращения части персонала.

Периодически о введении четырехдневной рабочей недели объявлял "КАМАЗ".

Возвращение утилизации

Звучавшие весь год тревожные голоса представителей отрасли о необходимости помощи со стороны государства оставались без ответа от правительства, пока падение, совпавшее по сезонности с летними отпусками, не превысило 20%.

Еще в марте министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что Минпромторг не планирует возобновлять программу льготного автокредитования. При этом ранее вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял обратное, что программа может быть продлена, если продажи автомобилей в I квартале будут неудовлетворительными. Однако этот отчетный период оказался для авторынка без преувеличения неплохим, поэтому в правительстве до поры до времени о программе вспоминать не стали.

В итоге позиция министерства по перезапуску программы менялась несколько раз в течение всего года, пока, наконец, в августе падение рынка не составило 26%. Это заставило государство внять призывам о помощи и объявить о возобновлении поддержки рынка через программу утилизации. Новая версия программы не была формализована документально и основывалась скорее на "джентльменском соглашении" между министерством и автопроизводителями: те запускают программу за свой счет, а государство компенсирует затраты по ее завершении.

Всего на финансирование программы предусматривалось 10 млрд руб. Основным отличием от аналогичной программы, действовавшей после кризиса 2008-2009 годов, стало распространение действия на все категории автотранспорта как для физических, так и юридических лиц (первая программа предполагала выдачу утилизационных сертификатов только на легковые автомобили во владении "физиков"), а также возможность сдать автомобиль в трейд-ин, купив новый со скидкой.

Программа быстро приобрела популярность среди покупателей - по данным Минпромторга, к 1 декабря продажи в рамках программы достигли отметки в 146 тыс. автомобилей при изначальном плане в 170 тыс. машин на конец года, а "АвтоВАЗ" и "ГАЗ" объявляли о приостановке программы из-за того, что спрос оказался выше выделенных квот.

Позднее на отраслевом совещании, состоявшемся в начале декабря в Набережных Челнах под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, было принято решение дополнительно профинансировать программу утилизации на текущий год в размере 2,9 млрд руб., а также продлить ее на 2015 г., выделив еще 10 млрд рублей.

… и другие меры

По итогам совещания премьер дал целый список поручений. Помимо уже обсуждавшегося в списке оказались предложения рассмотреть целесообразность запуска программы льготного автокредитования для физических и юридических лиц, а также возможность использования средств материнского капитала на приобретение транспортных средств. Кроме того, руководителям органов власти и госкомпаний было поручено представить план закупок на ближайшие два года.

Помимо этого, государство объявило о намерении принять меры, которые подтолкнут автовладельцев к обновлению транспортных средств. Так, планируется привязать транспортный налог к экологическому классу автомобиля, а также ограничить предельные сроки эксплуатации грузовиков.

В начале декабря Минпромторг опубликовал проект федерального закона, устанавливающий предельные сроки эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 июля 2015 года, кроме того, предусмотрено постепенное уменьшение допустимого срока службы транспортных средств, а за неисполнение его требований предусматриваются серьезные штрафы.

Предполагается вывод из эксплуатации около 10% годового объема рынка, или 0,5% от парка в целом, чтобы не допустить слишком интенсивного вывода старой техники и роста социального напряжения.

Перед Минпромторгом, Минэкономразвития и Минфином была поставлена глобальная задача - с участием экспертного сообщества и российских автомобилестроительных компаний им поручено проанализировать Стратегию развития автомобильной промышленности России до 2020 года, актуализировать ее положения, распространив ее действие до 2030 года. Стратегия должна быть представлена правительству к 2 декабря 2015 года.

Валютный шторм

Вопрос курса валют преследовал участников в течение всего года. В начале года курс доллара вырос всего с 34 руб. до 36 рублей, но компании уже начали оптимизировать свою деятельность, заявлять о снижении рентабельности проектов и повышать цены. Никто не подозревал, что в конце декабря рубль обвалится к таким отметкам, которые никто не мог представить ив страшном сне: в отдельные дни стоимость евро достигала 100 руб., доллара - 80 руб.

Позднее ситуация выправилась, но к первоначальным рубежам рубль так и не вернулся, сумев вырасти лишь до отметки 54 рубля за доллар и 66 рублей за евро.

Такое развитие событий привело к настоящей панике на рынке, причем запаниковали как потребители, бросившиеся скупать автомобили до того, как цены на них будут скорректированы вслед за рухнувшим рублем, так и дилеры вместе с автопроизводителями, остановившие продажи и отгрузки. Причем на первых повлияли действия вторых: производители начали объявлять о приостановке отгрузок, в некоторых случаях это касалось даже уже оплаченных автомобилей. Компании приостанавливали продажи "до стабилизации курса рубля" и утверждения новых ценников на автомобили. При этом нужно отметить, что если цены на автомобили пришлось повысить практически всем, то на крайние меры решились пойти лишь отдельные представители отрасли. Так, поставки останавливали концерн General Motors, Audi и Jaguar Land Rover.

Сокращение рынка, а вслед за ним и ситуация с курсом валют уже привели к уходу нескольких марок с российского рынка. Так, о прекращении продаж автомобилей в РФ объявил испанский Seat (марка входит в концерн Volkswagen), американский Dodge (входит в итало-американский Fiat Chrysler) и тайваньский Luxgen.

Корпоративные страсти

Одним из основных корпоративных событий небогатого на них года стало продолжение истории, связанное с сотрудничеством "КАМАЗа" и его немецким акционером Daimler, хоть и оказавшееся не таким, какого ожидали участники рынка. Переговоры об увеличении доли немецкого концерна в российском автопроизводителе, которые велись на протяжении всего 2013 года, тогда так ни к чему не привели.

Однако в марте 2014 года гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин заявил, что имеющаяся на сегодня доля Daimler в ОАО "в достаточной мере позволяет поддерживать деловые отношения". Топ-менеджер отмечал, что обе компании заинтересованы в дальнейшем развитии партнерства в сфере производственной деятельности, которое было основано в 2008 году.

При этом, однако, Daimler все-таки увеличил свою долю в "КАМАЗе" за счет акций, принадлежащих ЕБРР, реализовав в начале ноября свой опцион на покупку этого пакета, заключенный при вхождении банка в капитал предприятия. В итоге доля Daimler выросла с 11% до 15%. Сам Daimler на протяжении года периодически появлялся в публичном поле с различными новостями на тему организации в РФ производства легковых автомобилей.

Нужно отметить, что Mercedes остался единственным представителем "большой немецкой тройки", чьи автомобили в России не собираются. Компания по-прежнему рассматривает несколько производственных площадок, однако решения пока так и не приняла.

Другие события в корпоративной среде в прошедшем году касались в основном расширения международного сотрудничества российских автопроизводителей и всплеска интереса китайских брендов к российскому рынку.

Так, тот же "КАМАЗ" в течение года создал совместные предприятия с австрийской Palfinger по производству автокомпонентов и монтажу грузоподъемного оборудования, а в последние дни года предприятие подписало ряд соглашений с производственным объединением "Гянджинский автомобильный завод" по поставке машинокомплектов для сборки ряда моделей "КАМАЗов" на территории Азербайджана и объявило, что планирует организовать сборочное производство в Аргентине.

"АвтоВАЗ" в 2014 году вел переговоры с властями Египта о возобновлении сборки автомобилей Lada, а также о создании СП с производством автомобилей по полному циклу. Кроме того, тольяттинское предприятие обсуждало с китайскими компаниями возможность организации совместного производства автокомпонентов в России.

Вообще тема расширения и углубления сотрудничества с Китаем поддерживалась в течение всего года в свете разворота РФ "на Восток". В дни московского автосалона сразу несколько китайских автоконцернов объявили о намерениях организовать в России свои производства. В ушедшем году к строительству заводов приступили Great Wall и Lifan, рассматривают такую возможность Changan, Hawtai и Haima.

Государственный кортеж

Государство также не осталось в стороне, отметившись прогрессом в реализации нового нацпроекта - создания линейки автомобилей для первых лиц государства и чиновничества, получившего неофициальное наименование "Кортеж". Сам проект уже понемногу начинает обретать хотя бы общие очертания и обрастает все новыми участниками. В конце 2013 года управделами главы государства Владимир Кожин говорил, что президентский лимузин отечественного производства будет готов через два-три года. В феврале года текущего правительство распорядилось выделить Минпромторгу в 2014 г. 3,61 млрд руб. на реализацию проекта.

Проектировщиком был выбран Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). В середине апреля Мантуров сообщил, что Sollers будет выпускать внедорожники на платформе "Кортеж" на Ульяновском автомобильном заводе компании. Позднее стало известно, что инженерным интегратором проекта будет немецкая Porsche Engineering.

Министр неоднократно говорил, что окончательное решение по участникам будет принято до конца года, исполнителей проекта будет от одного до трех. Однако пока этого так и не случилось. В ноябре Минпромторг разместил на сайте госзакупок закупку у единственного поставщика (НАМИ). Цена контракта, который должен быть исполнен к 31 декабря 2016 года, была установлена на уровне 8,051 млрд рублей. В начале декабря в пуле возможных участников появилась еще одна кандидатура - "АвтоВАЗ".

А вот несбывшимся ожиданием года можно назвать закрытие сразу двух проектов: создание гибридного автомобиля "ё-мобиль" и компанию по производству суперкаров Marussia. Запускавшийся с большой помпой, электромобиль от Михаила Прохорова так и не преодолел стадии глубоко предсерийных прототипов, а вскоре и просто прекратил свое существование.

Marussia Motors, также созданная вокруг и по инициативе еще одной популярной персоны - актера и бизнесмена Николая Фоменко, ушла несколько дальше проекта Прохорова, однако протянула недолго. При этом компанию даже называли в числе претендентов на участие в "Кортеже", сам Мантуров расценивал шансы компании на победу в конкурсе как высокие. Но потом Marussia вышла из проекта, в апреле стало известно, что сотрудники конструкторского отдела компании практически в полном составе ее покинули и перешли на работу в НАМИ из-за отсутствия финансирования и долгов по зарплате, а немного позднее и вовсе было объявлено о прекращении всех работ по проекту производства суперкаров.

Что будет дальше

Традиционно итоги ушедшего года с точки зрения продаж автомобилей подводятся Ассоциацией европейского бизнеса в начале года следующего. Более-менее точные прогнозы на будущий год не берется делать никто.

По словам аналитика "ВТБ Капитала" Владимира Беспалова, эффект, оказанный программой утилизации и ослаблением рубля, не является долгосрочным и что в январе рынок ожидает провал. "Не удивлюсь, если в I квартале мы уйдем где-то до -10%", - отмечает он, добавляя, что повышение цен на иномарки окажет негативный эффект даже при наличии программы утилизации. Кроме того, скажется эффект базы. "В прошлом году был хороший первый квартал за счет того, что опять же все сбрасывали рубли в условиях девальвации и покупали автомобили", - поясняет он, напоминая, что значительную роль будет играть цена на нефть и курс рубля и то, насколько активно это будет перекладываться в цены.

Говоря о результатах 2014 года, Беспалов отмечает, что, судя по тем тенденциям, рынок выйдет на показатель -11% по сравнению с 2013 года.

По оценке аналитиков Sberbank CIB, по итогам года продажи автомобилей сократятся на 12%. Как отмечают аналитики, основные факторы, способные повлиять на показатели продаж в следующем году - общая макроэкономическая ситуация, государственные инициативы по поддержке рынка, а также повышение цен производителями вслед за ослаблением рубля.

В автодилере "Рольф" ожидают, что в декабре автомобильный рынок покажет хорошие результаты, хотя и не столь впечатляющие, как в ноябре, а к концу года сократится на 10-12%. Начало года будет тяжелым, так как временное оживление спроса, наблюдавшееся в декабре, иссякнет. По словам генерального директора ГК "Рольф" Татьяны Луковецкой, производители снижают квоты на будущий год - и уже к марту рынок може столкнуться с дефицитом ходовых моделей.

В PwC считают, что рынок новых легковых автомобилей сократится на 11-12%. Директор автомобильной практики агентства Сергей Литвиненко отмечает, что продление программы утилизации на 2015 году было крайне важным решением, которое поддержит российский авторынок в следующем году. "Однако, даже эта мера, вероятно, не позволит избежать существенного снижения продаж в I квартале 2015 г. Дело в том, что сильный IV квартал оттянул на себя часть покупателей, которые ускорили принятие решение о приобретении нового автомобиля. К тому же на фоне повышения цен и относительно высокой базы I квартала прошлого года рынку будет сложно избежать снижения", - добавляет эксперт.

При этом в PwC отмечают, что если в 2014 году рынок лишь цены на автомобили, программы стимулирования спроса, модельный ряд и стратегия брендов, а также развитие дилерских сетей, то в 2015 г. ситуация изменится в худшую сторону - из указанных положительных факторов останутся лишь два: стимулирование спроса и стратегии брендов.

Новости