Борис Титов: бизнес готов внести предложения по единой стратегии экономического развития

Бизнес-омбудсмен рассказал о путях реализации предложений президента, о необходимости изменения стратегии ЦБ и о способах амнистии капиталов

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов
Фото: ТАСС, Антон Новодережкин

Москва. 11 декабря. INTERFAX.RU - Для реализации предложений президента России Владимира Путина по созданию в России свободной рыночной экономики, изложенных в Послании Федеральному Собранию, необходимы оперативные скоординированные действия органов законодательной и исполнительной властей. Бизнес готов внести свои предложения по формированию единой стратегии экономического развития. Об этом, а также о необходимости изменения стратегии Центрального банка, путях амнистии капиталов, которые должны вернуться в Россию, рассказал в интервью "Интерфаксу" уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

- Борис Юрьевич, что для бизнеса было главным в президентском Послании, при каких условиях предложения главы государства могут быть реализованы?

- Самое важное в Послании президента, что понравилось всем предпринимателям – это то, что слова об экономических свободах, свободе предпринимательства были на первом месте. Для всех стало ясно, что Россия, несмотря на сложности, идет по пути построения рыночной экономики, с гарантией неприкосновенности частной собственности, конкуренции, что свойственно свободной рыночной экономике.

Набор предложенных президентом мер достаточно конкретный – от таких глобальных вещей, как изменение политики Центробанка до таких, как сокращение проверок в сфере малого бизнеса.

Мало кто заметил в Послании тему новой национальной технологической инициативы. Мы, по существу, создаем инструмент в технологической области, который должен работать на 2030 год - будем проводить мониторинг на предмет того, что будет востребовано из технологий на горизонте 2030 года и уже сегодня принимать решения, связанные с финансированием проектов спроса на далекую перспективу. Это предполагает принятие комплекса мер, которые позволят к 2030 году создать технологическую базу к переходу на новую ступень экономического развития с активным привлечением частных компаний. Для этого будет работать специальная команда.

Кардинальным является изменение политики Центробанка. Теперь ясно, что ЦБ надо не только бороться с инфляцией, но и обеспечивать экономический рост. Если раньше при росте инфляции ЦБ поднимал ставку рефинансирования, то теперь так не должно быть. Если даже инфляция растет, ставки рефинансирования не должны увеличиваться, а могут даже уменьшаться. Принятие решения о ставке рефинансирования будет зависеть и от роста ВВП. Это абсолютно другая система координат. Механизмы работы в таких условиях необходимо еще продумать, предложить необходимые законодательные изменения. Важно, чтобы деньги, которые есть у ЦБ, как эмиссионного центра, оказались в экономике.

- Вы считаете возможным включить печатный станок?

- Когда есть рост экономики, надо эмитировать деньги, чтобы обеспечивать экономику кровью. Эмиссия денег – это нормальная функция любого Центрального банка.

США скупали облигации, прежде всего, ипотечного рынка. У нас этот рынок пока не развит, и надо думать, каким образом можно сделать так, чтобы деньги оказались в экономике и стимулировали бы ее рост.

Важнейший на сегодня вопрос – о денежном ресурсе финансирования. Выросли процентные ставки по внутренним кредитам, внешнего финансирования практически нет, фондовый рынок умер. В этих условиях считаю целесообразным эмитировать (напечатать) дополнительный объем рублей.

- А инфляция?

- Инфляцией это не будет грозить, если эти дополнительные деньги уйдут в рост экономики, в создание новой стоимости.

Главное – обеспечить доведение дополнительных средств до реальных инвестиций в экономику, чтобы они не были использованы в спекулятивных сделках по валюте и не были выведены за границу. Нужна жесткая денежно-кредитная политика.

- На каких условиях ЦБ будет рефинансировать банки, которые будут давать кредиты для предприятий?

- Деньги для рефинансирования банкам надо выдавать на долгий срок. Сегодня самый длинный срок – три года. Деньги надо давать под обеспечение проектных облигаций. Это те облигации, которые выпускаются компаниями под свои проекты на период окупаемости. Банк должен взять эти облигации в качестве обеспечения.

- Что надо сделать для улучшения ситуации в экономике, как решить вопрос импортозамещения?

- Программа по импортозамещению должна быть принята очень быстро. Введение Россией ответных санкций в отношении ряда европейских и американских товаров дало стимул для импортозамещения, но небольшой. Инвестиционные циклы для запуска серьезного производства достаточно длинные. Надо дать стимулы для инвестиций в предложения. Но пока выделенные средства, к примеру, на компенсацию процентной ставки в сельском хозяйстве не увеличились, а уменьшились, начали говорить об отмене единого сельхозналога.

Надо продумать программу стимулирования отраслей импортозамещения. Пока таких программ нет.

- Что даст бизнесу предложение ввести надзорные каникулы, ряд налоговых льготы для малого и среднего бизнеса?

- Сейчас предложено на три года освободить от плановых проверок малые и средние предприятия, если они не имели выявленных нарушений в предыдущие три года. Это предложение потребует некоторых изменений в законодательство.

Бизнес выступал с этими и другими предложениями по либерализации деловой среды давно и многие из них прозвучали в Послании президента: это и введение налоговых каникул на два года для вновь созданных малых предприятий, и так называемая "дедушкина оговорка" - мораторий на изменение налогового законодательства в ближайшие 4 года. При этом мы надеемся, что мораторий будет наложен на увеличение налоговой нагрузки, но не на ее послабление.

Все эти предложения полезны, но они должны быть объединены в единую стратегию, чтобы понимать каковы наши задачи, какую экономику мы строим. Все мероприятия должны быть увязаны в едином плане действий – дорожной карте.

У нас, у бизнеса есть наработки, опыт разработки стратегий и дорожных карт.

- Вы верите в то, что в Россию вернутся деньги из оффшоров после предложения главы государства о полной амнистии капиталов?

- Предложение по амнистии капиталов идет рядом с решением о деофшоризации. Деофшоризация выгоняет из оффшоров, а амнистия дает возможность сделать так, чтобы эти капиталы пришли в Россию. Закон о деофшоризации очень жесткий и эффективный. Его сложно обойти. Если человек является резидентом в России и хочет оставаться резидентом в России, он попадает под очень жесткое регулирование.

У того, кто имеет средства в оффшорах, два варианта: или он перестанет быть резидентом и уедет из России, или он вернет свои капиталы в Россию. Предложение об амнистии капиталов его приглашает вернуться в Россию, простив все, что было, закрыв страницу оффшоров.

Многие предприниматели, которые делают свой бизнес в России, были связаны с оффшорами. Это было связано с отсутствием уверенности в будущем, с высокой налоговой нагрузкой. В 90-е годы просто всех запихнули в оффшоры и до настоящего времени не смогли вернуть. Сейчас мы им говорим – возвращайтесь, мы вам прощаем. Но это должны быть не просто слова. Закон об амнистии, который примет Госдума, должен быть таким, чтобы чиновники, правоохранители, не смогли манипулировать капиталом, возвращающимся в Россию.

Надо понимать, что деньги не лежат на счетах физических лиц, они на счетах компаний. Физические лица управляют этими компаниями как акционеры или менеджеры. Амнистия должна касаться и физических лиц, и руководителей юридических лиц.

Надо решить и вопрос о том, брать ли налог на средства, которые будут возвращаться в Россию.

- Завершается год. Можно ли подвести итоги работы института бизнес-омбудсмена.

- Институт бизнес-омбудсменов сформирован и эффективно работает. Нам удалось закрыть 7 983 обращения из 10 572, т.е. 76%. 16 человек нам удалось освободить, потому что все обвинения были сняты или уголовные дела были закрыты, или они были отпущены из мест лишения свободы.

Сейчас всех 85 регионах России действуют региональные уполномоченные, а в 81 регионе приняты региональные законы. Также в системе института бизнес-омбудсменов работают 1056 муниципальных уполномоченных на общественных началах. Пока в 20 регионах функционирование бизнес-омбудсменов не подкреплено материально.

Бизнес-омбудсмен не может эффективно работать без аппарата. Он один не сможет ходить в суды без наличия квалифицированных юристов, участвовать в проверках, нужна экспертиза по обращениям бизнесменов.

Только на федеральном уровне работает 32 общественных представителя омбудсмена по различным направлениям – по налогам, пожарному надзору, таможне, транспортным проблемам и т.д.. Нам помогает экспертное сообщество - юридические компании, адвокатские бюро. Работают 56 на федеральном и более 200 на региональном уровне адвокатских бюро, юридических компаний на безвозмездных условиях.

- Достаточно ли у бизнес-омбудсмена полномочий для решения поставленных задач?

- Мы еще даже не всеми полномочиями воспользовались. У нас есть право выписывать предписания на приостановку действия муниципальных нормативных актов. Мы этим правом пока не воспользовались. Были заявления, которые мы не могли поддержать юридически, но в основном потому, что нет четкой ясности, что муниципалитет действует не в интересах предпринимателей, противозаконно.

Некоторые полномочия, как показала практика, нуждаются в уточнении.

Мы готовим изменения в закон, касающиеся полномочий в судах.

То, что касается уголовного процесса, то нас могут пустить, а могут и не пустить. Мы хотели, чтобы у нас было право по закону, а не по решению судьи, участвовать в качестве защитника в процессе. По гражданскому и арбитражному судам нам бы хотелось иметь право давать заключение "друга суда". Иногда наше участие в судах носит формальный характер, поскольку наши заключения не прикладываются к материалам и не учитываются арбитражными судьями.

Есть предложения, связанные с предоставлением бизнес-омбудсменам права ознакомления с материалами следствия. В этом случае мы могли бы сэкономить много труда и времени, которые мы забираем у следственных органов постоянными обращениями с запросами, поскольку не знакомы с реальными материалами дела. Иногда мы только в суде понимаем, что зря защищали бизнесмена, поскольку он нас использовал в своих корыстных интересах. Иногда следователь специально от нас скрывает информацию по делу. Несмотря на тайну следствия, мы в каком-то режиме могли бы быть информированы о ходе следствия, знакомиться с материалами дела.

Мы также хотели бы в рамках уголовного процесса представлять свои экспертные заключения, которые бы прикладывались к материалам следствия.

- В чем суть вашего предложения о замене для бизнесменов, совершивших экономические преступление впервые, лишения свободы кратным штрафом?

- Мы полагаем, что такие возможности для чиновников можно распространить и на бизнесменов, поскольку уголовное преследование для чиновника – это личная трагедия, а для предпринимателя это может быть трагедия для десятков, сотен, а иногда и тысяч людей, которые работают на его предприятии.

Если открывается уголовное дело по предпринимателям, и тем более с посадками, то предприятие со всеми зарплатами обычно начинает валиться. Многие предприятия, руководители которых подверглись уголовному преследованию, были закрыты.

- Вы удовлетворены изменениями в миграционном законодательстве, согласно которому вместо квот вводятся патенты?

- Миграционное законодательство стало либеральным для безвизовых стран более, чем мы просили. Полагаем, что такие же нормы можно распространить и на визовые с раны – Китай, Вьетнам, Южная Корея.

- В какой степени Вы удовлетворены решениями по самозанятым?

- В целом – удовлетворены. Но сейчас самозанятые должны будут зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели во всех трех социальных фондах – пенсионном, социального обеспечения и здравоохранения. Это нас не устраивает. Мы предлагали самозанятым только приобретать патент. Минфин настоял на том, чтобы была регистрация самозанятых, поскольку они должны вносить свой вклад в пенсионное обеспечение. Мы полагаем, что можно вычитать определенную сумму со стоимости патента на минимальное пенсионное обеспечение. Считаем, что этот вопрос еще нуждается в проработке.