Глава Ростехнадзора: в РФ упало качество экспертизы промбезопасности
Алексей Алешин рассказал о нововведениях в работе ведомства и о мерах, которые принимает служба для обеспечения безопасной работы производств
Москва. 9 декабря. INTERFAX.RU - Текущий год для Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) был богат на события - после присоединения Крыма в новом регионе РФ создано межрегиональное управление Ростехнадзора, изменены подходы службы к проведению проверок опасных производств, а также регламент выдачи экспертиз промбезопасности.
Руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин рассказал "Интерфаксу" в интервью, как все эти нововведения отразились на работе ведомства, а также какие меры принимает служба для обеспечения безопасной работы производств с учетом поставленной президентом в послании Федеральному собранию задачи - максимально снять ограничения с бизнеса и "избавить его от навязчивого надзора и контроля".
- Алексей Владиславович, в этом году Крым был возвращен в состав Российской Федерации. Это повлекло за собой необходимость создания на территории новой республики представительств органов исполнительной власти - территориальных органов, в том числе, и Ростехнадзора. Расскажите об этом подробнее, с какими трудностями вы столкнулись в этой работе?
- Да, волеизъявление жителей республики Крым, заключающееся в своем решении о присоединении к России, оказало историческое влияние на ход новейшей истории нашего государства. Во исполнение соответствующих решений президента Российской Федерации Владимира Путина и председателя правительства РФ Дмитрия Медведева мы незамедлительно приступили к работе по организации, в рамках своих компетенций, надзорных функций на территории Республики Крым, которая привела к решению о создании межрегионального управления Ростехнадзора в Крымском федеральном округе.
Этот период потребовал от нас активизации усилий, поскольку абсолютно понятно - несмотря на какие-либо ситуации, люди должны в Крыму продолжать трудиться, а мы, в свою очередь, максимально стараться обеспечить им условия производственной, промышленной безопасности.
При переходе на правовую базу Российской Федерации предприятия Крыма столкнулись с проблемой идентификации и инвентаризации опасных производственных объектов (ОПО). На предприятиях не оказалось специалистов, способных выполнить эту работу. Руководством Ростехнадзора было принято решение, что эту работу мы возьмем на себя, хотя это не входит в наши полномочия.
В период с апреля по ноябрь Ростехнадзором проведена большая работа по идентификации и инвентаризации ОПО, расположенных на территории Крымского федерального округа, с оценкой их текущего состояния. Отмечу, что всего на территории Крымского федерального округе насчитывается 779 ОПО, из них 96% приходится на объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Одновременно проводилась методическая работа по обучению специалистов организаций особенностям российского законодательства в области промышленной безопасности. Трудностей в обучении у крымских коллег не возникло, поскольку, в целом, нормативно-правовая база Российской Федерации схожа с той, которой они руководствовались ранее.
- В этом году, наконец, в полном объеме вступил в силу закон о промышленной безопасности. Расскажите, как это повлияет на работу российских промпредприятий и облегчит ли работу сотрудникам Ростехнадзора?
- С 1 января 2014 года контрольная и разрешительная деятельность Ростехнадзора дифференцирована с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на опасных производственных объектах. Общее количество проверок, проводимых в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, сократилось почти на 30%. Ресурсы, которые освободились, направлены на повышение эффективности режима постоянного государственного надзора.
Проведена перерегистрация опасных производственных объектов с присвоением классов опасности, при которой широко использованы современные формы электронного взаимодействия с эксплуатирующими организациями. Количество зарегистрированных Ростехнадзором опасных производственных объектов (ОПО) в соответствии с изменившимися критериями сократилось на 47%.
Часто складывается впечатление, что Ростехнадзор мешает бизнесу своими бесконечными проверками. Это не так. Хочу отметить, что у Ростехнадзора нет одинакового подхода ко всем предприятиям, а проверки проводятся с учетом степени опасности объектов. Напомню, что ОПО в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на I, II, III и IV класс опасности.
В отношении опасных производственных объектов I или II класса, а это объекты чрезвычайно высокой и высокой опасности, установлен режим постоянного государственного надзора. Но на опасные производственные объекты III класса - это объекты средней опасности, наши инспектора приходят с проверкой не чаще чем один раз в течение трех лет. В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки Ростехнадзором вовсе не проводятся.
Кроме того, создан правовой режим, при котором проектировщик строящегося или реконструируемого опасного производственного объекта может заложить индивидуальные для конкретного объекта требования по его безопасной эксплуатации, обосновав их с помощью анализа риска аварии.
Для бизнеса реализация этих новаций стала серьезным снижением "административного" пресса. Существенно сократились и коррупционные риски во взаимодействии со службой.
Если говорить о динамике аварийности и смертельного травматизма в области промышленной безопасности, то она характеризуется в целом стабильными показателями. Так, количество аварий на поднадзорных опасных производственных объектах за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сократилось на 13%, количество несчастных случаев со смертельным исходом почти на 20%.
Мы внимательно следим за ситуацией и по результатам мониторинга готовим ряд предложений по настройке системы государственного регулирования. Так, например, перерегистрация опасных производственных объектов выявила неоднозначность используемых в законе о промышленной безопасности критериев идентификации газовых сетей в качестве опасных производственных объектов. В этой связи, Ростехнадзором прорабатывается ряд "точечных" корректив законодательного плана.
- В связи с этим, какие подзаконные акты надо дополнительно принять, чтобы закон о промышленности заработал на 100%? Когда это произойдет?
- Закон работает в полной мере. Для его реализации утверждено девять постановлений правительства РФ, двадцать четыре федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. В плановом режиме ведется корректировка ряда технических и организационных требований промышленной безопасности - с учетом развития технологий, с одной стороны, и уроков происходящих аварий - с другой.
Необходимо отметить, что Ростехнадзором совместно с бизнес-сообществом и научными организациями ведется разработка методологической базы анализа риска. По состоянию на сегодняшний день утверждены две методики в формате руководства по безопасности - методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности и методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, готовятся к утверждению еще девять методик.
- Ростехнадзор с этого года перестал утверждать заключения промышленной безопасности. Не приведет ли это к снижению уровня экспертиз и, как следствие, к техногенным авариям? Какие меры предпринимает Ростехнадзор, чтобы бороться с безответственными посредниками, которые активно начали занимать нишу для утверждения заключения промышленной безопасности?
- Действительно, Ростехнадзор с 1 января 2014 года не утверждает заключения экспертизы промышленной безопасности, а регистрирует в уведомительном порядке. При этом вопросы подтверждения надлежащей компетентности экспертов и экспертных организаций до настоящего времени не решены. Мы сталкивается с тем, что качество проведения экспертизы промбезопасности значительно ухудшилось.
Система экспертизы промышленной безопасности была создана в конце 80−х годов прошлого века, когда в стране сложилась тяжелая экономическая ситуация, вынуждавшая промышленные предприятия использовать устаревшее и изношенное оборудование, пренебрегать вопросами безопасности. Проведение экспертизы позволило избежать возникновения большинства аварийных ситуаций, способных привести к риску для здоровья и жизни людей, а также серьезным материальным потерям.
Государственное регулирование экспертизы уже более 20-ти лет осуществляется путем лицензирования Ростехнадзором деятельности экспертных организаций. За эти годы трижды в сторону снижения менялись лицензионные требования к соискателю лицензии. Если первоначально соискатель был обязан представить документы, подтверждающие наличие у него соответствующих материально-технической базы, специалистов, лаборатории неразрушающего контроля, нормативно-методической базы, то в настоящее время - достаточно подтвердить лишь наличие одного аттестованного эксперта. Причем это касается даже тех экспертных организаций, которые занимаются исключительно диагностированием технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Столь низких требований для допуска на рынок нет ни в одной иной области оценки соответствия.
Низкие требования способствовали появлению на рынке экспертизы большого количества непрофессиональных, некомпетентных, а попросту мошеннических компаний, которые не имеют ни диагностического оборудования, ни соответствующих специалистов, но берутся проводить экспертизу самой высокой степени сложности. По самым скромным оценкам таких организаций на рынке экспертизы не менее 30%. Честно работать на рынке экспертизы стало невыгодно. Зачем покупать дорогостоящее диагностическое оборудование, платить достойную зарплату экспертам, тратиться на командировочные расходы, если действующая система регулирования позволяет взять аналогичное заключение и продать его заказчику?
Отмечу, что низкое качество экспертизы в условиях роста роли этого института в обеспечении промышленной безопасности формирует крайне негативный тренд. Формальное оформление бумаг без какой-либо реальной диагностики и анализа чревато резким "всплеском" аварийности. "Ключом" к решению этих проблем Ростехнадзор видит создание качественно новой системы аттестации экспертов и повышение лицензионных требований к экспертным организациям.
К первостепенным задачам по реформированию системы экспертизы, требующим немедленного решения, следует отнести: разработку новой и актуализацию существующей нормативно-методической базы экспертизы с учетом отраслевой специфики объектов экспертизы; создание механизмов очистки рынка экспертизы от недобросовестных участников, установление порядка аттестации экспертов в области промышленной безопасности.
- Ростехнадзор в этом году выступил с инициативой проекта дистанционного надзора на опасных нефтегазовых объектах. Сейчас речь идет о введении такого надзора только в нефтегазовом секторе? Расскажите об этом подробнее.
- Вы затронули весьма актуальную и перспективную тему. Напомню, что выступая перед Федеральным собранием, президент РФ Владимир Путин отметил, что проверки бизнеса надзорными органами должны быть публичными. Он особо подчеркнул, что в нынешних условиях необходимо максимально снять ограничения для бизнеса, избавить их от навязчивого надзора и контроля.
Система удаленного контроля, которую мы хотим внедрить, это именно то, о чем говорил президент. Так что можно сказать, что мы одни из первых ведомств уже заранее приступили к реализации послания.
Принимая во внимание реальную потребность в создании непрерывного действенного процесса организации надзора за опасными производственными объектами, нами начата соответствующая работа по внедрению в практику применения в своей работе систем дистанционного надзора. Приведу такой пример: в условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока, где инспектору порой бывает достаточно проблематично добраться до объекта и провести его проверку, особенно при неблагоприятных климатических условиях - снегопад, буран и т.д., именно система современного дистанционного надзора способствовала бы повышению соответствующей отдачи по параметрам промышленной безопасности и оптимизации человеческих ресурсов нашего ведомства.
Руководствуясь этими соображениями, а также исходя из реальной необходимости повышения параметров промышленной безопасности ОПО Ростехнадзор в 2014 году приступил к формированию концепции системы непрерывного дистанционного надзора за опасными объектами нефтегазового комплекса с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий. В результате чего административное давление на бизнес снизится, что полностью соответствует тому, что говорил президент РФ в послании Федеральному собранию. Предполагается, что информационная система мониторинга промышленной безопасности будет состоять из нескольких блоков: документарный, контрольно-технологический, контрольно-визуальный.
Документарный блок должен включить в себя проверку документов и документации, большая часть которой может производиться дистанционно. В его рамках может быть организована работа с документами, которые формируются с участием частных контрагентов поднадзорных организаций: экспертами в области промышленной безопасности, страховыми компаниями, поставщиками технологического оборудования.
Контрольно-технологический блок заключается в онлайн мониторинге ключевых технологических параметров, который в режиме реального времени позволит фиксировать отклонения от штатного режима эксплуатации и обнаруживать инциденты, потенциально ведущие к развитию аварийных ситуаций, на самой ранней стадии в момент их появления.
Контрольно-визуальный блок состоит из видеозаписей визуального осмотра и космических снимков ГЛОНАСС, которые будут доступны для изучения инспекторским составом в режиме реального времени.
Хочу особо отметить, что это не требует дополнительных финансовых затрат. В настоящее время на крупных предприятиях уже существуют системы удаленного контроля, мы просто хотим подключиться к той части, которая относится к нашей компетенции. Еще раз повторю: мы хотим получать только ту информацию, которая касается наших функций. Кроме того, такая система позволит снизить и коррупционную составляющую - инспектор не будет приходить на эти предприятия. Получается, что непрерывный дистанционный надзор выгоден всем.
Одновременно готовим изменения в законодательные и правовые акты, регулирующие промышленную безопасность и процедуры контрольно-надзорной деятельности.
Мы надеемся, что в последующем эта система будет развиваться и в отношении других опасных производств российской промышленности.
Внедрение современных механизмов позволит перейти на качественно новый уровень взаимодействия с эксплуатирующими организациями, повысить прозрачность в системе надзорный орган - эксплуатирующая организация, а также сделать контрольно-надзорную деятельность Ростехнадзора более аналитической, направленной и эффективной.
Уже в следующем году планируется организация пилотных проектов на базе существующих систем дистанционного контроля в ООО "Газпром добыча Астрахань", ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", СИБУР" и ОАО "Татнефть" и других компаниях нефтегазового комплекса.
- Раз уж мы затронули нефтегазовый комплекс, давайте поговорим о том, что 2014 год стал не совсем благоприятным для этой отрасли. Как мы знаем, произошло много аварий на нефтехимических заводах, и Ростехнадзор обещал проанализировать причины и навести порядок в этом направлении. Расскажите, каковы причины участившихся аварий на российских нефтехимических заводах?
- Действительно, в 2014 году на объектах нефтехимии и нефтепереработки зафиксирован рост аварий. По состоянию на 1 декабря 2014 года, зарегистрировано 17 аварий, что на 3 аварии больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Эти аварии характеризовались тяжелыми материальными ущербами и гибелью людей.
На длительный срок были полностью остановлены производства на ООО "Ставролен", ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", ОАО "ТАИФ-НК" и ОАО "Ачинский НПЗ". Комиссиями Ростехнадзора проведены расследования и установлены технические причины аварий. По-прежнему основными из них являются отказы и разгерметизация оборудования из-за коррозии.
Следует отметить, что коррозионный износ оборудования и трубопроводов стал системной проблемой в отрасли. Такие проблемы в настоящее время существуют на ООО "ПО "КИНЕФ", ЗАО "Рязанская НПК", ОАО "Газпромнефть-Московский НПЗ" и ОАО "Славнефть-ЯНОС" и др.
Проектировщики не всегда учитывают изменения сырья при выборе технических решений и материалов оборудования при разработке документации на строительство, реконструкцию и эксплуатацию производств. Так на ООО "Ставролен" установка по производству этилена уже дважды взрывалась из-за выхода из строя алюминиевого теплообменника, материальное исполнение которого не предназначено для рабочих сред, имеющих в составе примеси сернистых соединений и хлоридов.
Вместе с тем, все проекты и эксплуатируемые технические устройства имеют положительные заключения экспертизы. Эксперты, подписывая их, зачастую не оценивают проблему коррозионного повреждения оборудования и трубопроводов при оценке их технического состояния и продлении срока безопасной эксплуатации.
В целях принятия профилактических мер, направленных на снижение аварийности и травматизма на объектах нефтегазового комплекса, аналитическая информация доведена Ростехнадзором до руководителей нефтяных компаний. Информация о текущем состоянии аварийности и результатах технических расследований ежеквартально обновляется на официальном сайте Ростехнадзора в подразделе "Уроки, извлеченные из аварий" раздела "Надзор за объектами нефтегазового комплекса".
По поручению руководства Ростехнадзора проведены 33 внеплановые выездные проверки нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств и объектов, по результатам которых выявлено и предупреждено 1938 нарушений обязательных требований промышленной безопасности. Привлечены к административной ответственности 132 юридических и должностных лица. Общая сумма штрафов составила 10 млн рублей.
- Ростехнадзор завершил расследование аварии на Ачинском НПЗ, произошедшей 15 июня, - что стало причиной инцидента? Когда завод сможет выйти на полную мощность после пожара?
- Авария произошла 15 июня 2014 года в ОАО "Ачинский НПЗ ВНК", на установке газофракционирования (секция 400) в период вывода установки на нормальный технологический режим после проведения капитального остановочного ремонта.
По данным расследования причиной аварии явилось критическое утончение металла технологического трубопровода в результате локальной коррозии с последующим его разрушением в условиях нестабильного технологического режима при пуске газофракционирующей установки.
Проектная документация и аварийный трубопровод имели заключения экспертизы промышленной безопасности, которые подтверждали безопасную эксплуатацию объекта до 2018 года, поэтому ответственность за аварию возложена на экспертные организации. Здесь хочу еще раз хочу вернуться к теме компетентности экспертов и их ответственности. Формальное оформление бумаг без какой-либо реальной диагностики и анализа приводит к плачевным последствиям.
Возвращаясь к теме Ачинского НПЗ, могу сказать, что в настоящее время завершены восстановительные работы, и завод вышел на проектную мощность по выпуску товарной продукции (бензин, керосин, дизельное топливо) для отгрузки потребителям.
- Раз уж мы стали говорить об авариях, хотелось бы знать: проводит ли Ростехнадзор проверку Ростовской АЭС, на которой в начале ноября отключились автоматикой сразу 2 блока? В чем причины такого отключения?
- Авария произошла 4 ноября 2014 года в филиале ОАО "Концерн Росэнергоатом" Ростовской атомной электростанции. Ростехнадзором сразу была создана комиссия по расследованию причин аварии, которая завершила свою работу 21 ноября текущего года.
Было установлено, что отключения двух блоков Ростовской АЭС произошли по причине ошибочных действий оперативного персонала электрического цеха АЭС и дальнейшей неправильной работы устройств защиты оборудования АЭС. По решению комиссии персонал АЭС, допустивший ошибочные действия, временно отстранен от дежурства.
В результате расследования причин аварии комиссией выявлены недостатки эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления, строительства, монтажа оборудования, что послужило предпосылками к аварии или затруднившие ее ликвидацию. Разработаны организационные и технические мероприятия, направленные на недопущение подобного впредь, установлены сроки их исполнения и определены ответственные лица.
Ростехнадзор взял под строгий контроль своевременное выполнение указанных выше мероприятий.
- Алексей Владиславович, как Вы оцениваете техническое состояние российских электростанций? Насколько они готовы к зиме? Какие проблемные объекты вы могли бы отметить?
- Хотел бы отметить, что по результатам контрольных и надзорных мероприятий, проводимых Ростехнадзором в отношении субъектов электроэнергетики, техническое состояние российских электростанций в целом можно считать удовлетворительным. Большинство электростанций готовы к прохождению отопительного периода, что подтверждается актами готовности по результатам работы комиссий.
Вместе с тем, 35 субъектов электроэнергетики не получили паспорта готовности к отопительному периоду, из них 11 электростанций. Основными причинами неготовности является высокий износ оборудования и сетей, низкие темпы реконструкции и замены основного тепломеханического оборудования, отработавшего нормативный срок службы.
- По Вашему мнению, насколько актуален вопрос вывода из эксплуатации старого генерирующего оборудования? Представляет ли продолжение его работы опасность для энергосистемы?
- В случае продления ресурса оборудования собственник энергообъекта вправе продолжать его эксплуатацию. Я бы не сказал, что имеется явная опасность для энерогосистемы от работы данного оборудования, однако следует отметить, что даже локальные аварии, несомненно, влекут за собой как угрозу жизни и здоровья людей, ущерб окружающей среде, так и риски снижения надежности энергосистемы.
Могу отметить, что в целом техническое состояние магистральных и распределительных электрических сетей Единой национальной энергосистемы считаю удовлетворительным.
Вместе с тем, по результатам проверок электросетевых компаний в 2014 году была выявлена высокая степень износа основных фондов, которая составила в среднем около 60%.
Темпы износа оборудования электрических сетей опережают темпы модернизации и реконструкции объектов, что приводит к старению основного оборудования.
При существующем уровне физического износа электросетевого оборудования, объем инвестиционной программы большинства ДЗО ОАО "Россети", а также темпы ее формирования и порядок реализации недостаточны для обновления основных производственных фондов.
- Алексей Владиславович, в завершении интервью могли бы Вы поделиться планами работы Ростехнадзора в 2015 году?
- Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному собранию уделил большое внимание важности снижения контрольно-надзорного пресса на бизнес. В условиях сложной экономико-политической ситуации чрезвычайно важным для нас представляется поиск новых путей взаимодействия с нашими поднадзорными органами с точки зрения облегчения им жизни без ущерба безопасности. На данный момент таким инструментом регулирования представляется нам дистанционный контроль, который должен стать самостоятельным эффективным методом обеспечения промышленной безопасности. В следующем году мы будем его внедрять непосредственно на предприятиях.
Кроме того, планируем продолжить работу по оптимизации системы государственного регулирования промышленной безопасности, и дальнейшая работа по внедрению риск-ориентированных инструментов надзорной деятельности. Усовершенствование нормативно-правовой базы в области промышленной безопасности и повышение уровня надзорных мероприятий с целью сокращения аварий на производствах и сохранению жизни и здоровья людей, которые на этих производствах трудятся. Реализация этих планов является нашей целью не только в следующем году, но и в долгосрочной перспективе.