Урановые хвосты на подходе к Петербургу
Сегодня в Россию поступит очередная партия урановых хвостов - гексафторида урана, ввозящегося в нашу страну по контрактам Росатома с западными компаниями. Судно с данным грузом уже прибыло в Санкт-Петербург
Москва. 12 марта. INTERFAX.RU - Сегодня утром в Санкт-Петербург прибыло очередной судно из Германии, на борту которого находятся так называемые урановые хвосты – гексафторид урана, образующийся при обогащении урана на предприятиях. В настоящий момент данное судно находится у Кронштадта и ожидает разрешения на вход в порт. А в порту его ожидают активисты-экологи, неустанно протестующие против ввоза ядерных отходов в Россию.
Как сообщили представители экологов, по их данным, контейнеры, в настоящий момент находящиеся на борту судна, затем будут перегружены на железнодорожный состав. И уже по железной дороге будут доставлены Новоуральск в Свердловской области для захоронения. В субботу 15 марта на углу Hевского и Малой Конюшенной улицы состоится акция, организованная "Беллуной" и группой "Экозащита!", на которой экологи призовут всех горожан присоединяться к протесту против ввоза в страну урановых хвостов.
Основным аргументом экологов против ввоза и транспортировки грузов является то, что в случае разгерметизации может произойти "отравление большого количества людей, токсическому и радиоактивному загрязнению внушительных площадей, в том числе больших городов России". Экологи обращают внимание на то, что в США, например, гексафторид урана с 2005 г. признан радиоактивным веществом, однако европейские старны пока предпочитают не считать это вещество отходами и отправлять на захоронение в Россию. В нагшей стране, по данным экологической организации "Беллуна", накоплено 700 тыс. т гексафторида урана, общий же его объем, который предполагается контрактом с европейскими компаниями, к 2009 г. может составить 100 тыс. тонн.
В этом году это уже второе прибытие судна с гексафторидом Урана в Петербург. Первое появилось в порту в январе текущего года и доставило на своем борту порядка тысячи тонн урановых хвостов. Тогда в равной степени после отправки данного судна протестовали и в Европе, и в России. В частности, из-за акций европейских природоохранных организаций судно не смогло вовремя выйти из Роттердама – поезд, на котором контейнеры с гексафторидом урана доставлялись в порт, семь раз останавливался в пути из-за протестных акций борцов за природу.
Протестовали против ввоза гексафторида урана и уральские экологи из тех регионов России, в которые он доставляется. В частности представители группы "Экозащита!" заявиляли, что будут обращаться в прокуратуру с просьбой проверить законность ввоза хвостов, а также обращали внимание на то, что "они перевозятся в баллонах, которые подвержены коррозии, небольшая утечка, и произойдет взрыв. Один баллон вмещает 12,5 т, при его взрыве зона в радиусе 1 км станет смертельно опасной". Петербургские экологи доказывали, чо поезда, на которых перевозят хвосты по России, не охраняются должны образом. Так, 25 мая прошлого года неохраняемый поезд с маркировкой "радиационная опасность" и "гексафторид урана" был обнаружен активистами "Гринпис" на станции Капитолово Приозерского направления в 6 км от Петербурга. Надписи сообщали, что состав из 37 контейнеров следует в Hовоуральск.
Остается только отметить, что урановые хвосты ввозятся в Россию по контракты Росатома и западных компаний заключены до 2009 (Urenco) и до 2014 г. (Eurodif). По информации экологов, в соответствие с контрактами между Urenco и Техснабэкспортом - часть хвостов дообогащается, в результате чего в России остается до 90% этих отходов, а 10% в дообогащенной форме отправляются обратно. За последние 10 лет в результате дообогащения в России образовалось 560-720 тысяч тонн новых радиоактивных отходов вследствие дообогащения РАО, полученного от Urenco.