Летать и не ждать
Уже сегодня в России может появиться новый авиахолдинг, который, как ожидается, включит ряд проблемных компаний, оздоровит их и положит конец "великому аэропортовому сидению"
Москва. 21 октября. INTERFAX.RU - Государство намерено продемонстрировать россиянам, что оно контролирует ситуацию с авиаперевозками в стране и в ближайшее время избавит их от необходимости ночевать на чемоданах. Возможно, что уже сегодня с благословления властей "Ростехнологии" и правительство Москвы официально объявят о создании нового авиахолдинга, в который войдут сразу несколько проблемных авиакомпаний. Альянс имеет рабочее название "Авиалинии России", а его маршрутная сеть сможет конкурировать с "Аэрофлотом". Правда, прежде чем приступать к обслуживанию пассажиров, новой компании необходимо разобраться с долгами вошедших в нее перевозчиков.
Как рассказал interfax.ru источник в столичной мэрии, решение о создании авиахолдинга принималось на фоне кризисной ситуации в российских аэропортах, поэтому договориться о деталях стороны заранее не успели. За день до первого заседания совета директоров, намеченного на вторник, 21 октября, его участники, представляющие правительство Москвы и госкорпорацию "Ростехнологии", не знали, ни как поделить акции, ни кто будет возглавлять компанию. Известно лишь, что от московских властей в совет директоров войдут мэр города Юрий Лужков и два его заместителя - глава комплекса экономической политики Юрий Росляк и глава комплекса земельно-имущественных отношений Владимир Силкин. От "Ростехнологий" - гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов, замминистра транспорта Борис Король, первый заместитель "Ростехнологий" Алексей Алешин и заместитель гендиректора госкорпорации по финансам и экономике Игорь Завьялов.
Ранее сообщалось, что "Ростехнологии" внесут в актив новой компании госпакеты авиакомпаний "Красноярские авиалинии" (КрасЭйр), "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ) и " Самара", входивших в состав авиальянса AiRUnion, и еще ряда перевозчиков, в том числе ГТК "России", "Кавминводыавиа", "Оренбургских авиалиний", "Саратовских авиалиний" и "Владивосток авиа". А правительство Москвы - принадлежащий ему пакет авиакомпании "Атлант-Союз". Базовым аэропортом нового перевозчика планируется сделать "Внуково", находящийся под контролем горадминистрации.
Название авиальянса пока не утверждено, рабочий вариант - "Авиалинии России" - не слишком нравится специалистам по брендам. Красиво перевести его на английский язык, да еще так, чтобы полученный вариант не пересекался с брендом основного конкурента ("Аэрофлот. Российские авиалинии"), будет весьма затруднительно. Владимир Силкин не исключает, что в итоге для альянса подберут другое название, однако оно непременно должно включать слово "Россия".
Силкин также рассказал, что 51% акций нового альянса будет принадлежать госкорпорации "Ростехнологии", а 49% - правительству Москвы. Однако другой высокопоставленный источник в мэрии сообщил "Интерфаксу", что возможен и альтернативный вариант распределения долей в новом авиахолдинге. "Возможно, что "Ростехнологии" получат 50% + 1 акция, а правительство Москвы - 50% минус 1 акция", - пояснил собеседник агентства. По его словам, сильными сторонами горадминистрации являются финансовые и кадровые ресурсы, тогда как главным козырем "Ростехнологий" служит материальная база в виде маршрутных сетей и воздушных судов.
В правительстве Москвы заявляют, что намерены расплатиться со всеми долгами AiRUnion, которые составляют порядка $800 миллионов. По словам Силкина, город уже погашает кредиторскую задолженность проблемного авиахолдинга, а также выплачивает задолженность по заработной плате входивших в него перевозчиков.
Напомним, что AiRUnion был создан в 2005 г. как неформальное объединение пяти авиакомпаний: помимо уже перечисленных выше "Красэйр", ДАЛ и "Самары", к холдингу присоединились "Омскавиа" и "Сибавиатранса". По итогам 2007 г. альянс перевез более 3 миллионов пассажиров, войдя в пятерку крупнейших авиаперевозчиков России. Однако в августе этого года аэропорты отказались обслуживать самолеты AiRUnion до погашения долгов, и деятельность авиакомпаний фактически остановилась до тех пор, пока перевозки пассажиров не взял на себя московский "Атлант-Союз". Сегодня гражданский брак перевозчиков, который состоялся не иначе, как по благословлению свыше, предстоит зарегистрировать де-юре.
Вице-премьер Сергей Иванов на недавнем совещании в Минтрансе высказался в поддержку слияния авиакомпаний. "У нас в стране их слишком много, А если они владеют полутора самолетами, то это не авиакомпания", - отметил он. По мнению Иванова, сокращение числа карликовых перевозчиков поможет оздоровить ситуацию на рынке авиаперевозок. Вместе с тем, большинство экспертов сходятся во мнении, что объединение "проблемных" авикомпаний, которое задумали правительство Москвы и "Ростехнологии", в нынешние времена очень рискованная идея, успех которой во многом зависит от того, кто возглавит будущий альянс и удастся ли ему в дальнейшем привлечь весьма значительные средства на осуществление своей деятельности.