Не "Фонтан"

Писатель Мишель Уэльбек решил, что больше не доверит режиссерам съемки фильма по своим произведениям. И взялся за режиссуру сам, породив подобие второсортного ретрофутуристического кино

Фото: lapossibiliteduneile-lefilm.com

Москва. 21 октября. INTERFAX.RU - Французский писатель Мишель Уэльбек уже много лет достаточно активно участвует в кинопроцессе, но только в этом году состоялся его полнометражный режиссерский дебют - экранизация его же романа "Возможность острова" (La, Possibilité d‘une île).

Отношения писателя с кино начались еще во времена учебы в институте Париж-Гриньон, когда в 1978 г. Уэльбек под именем Мишель Тома выпустил свою первую короткометражку "Cristal de souffrance". Позже он продолжал иногда ставить любительские фильмы, а в 2001 г., будучи уже известным писателем, получившем государственную премию Гран-при по литературе, попробовал свои силы в документальном кино на одном из проектов французского телевидения.

Через год роман Уэльбека "Платформа" получил приз Парижского кинофестиваля в номинации "Кинороман", присуждаемый за лучшее литературное произведение, на которое следует обратить внимание ведущим кинорежиссерам. Что и произошло через четыре года, но только с романом "Элементарные частицы", поставленным немецким кинорежиссером Оскаром Рёлером с Морицем Бляйбтроем в главной роли. Рёлер опустил все философские и критические идеи романа, превратив экранизацию в социальную комедию, полностью изменив первоначальный посыл произведения.

"Мне всегда не нравилось, что кинорежиссеры, работавшие с моими романами, никогда не обращали внимание на их научные аспекты", - сказал Мишель Уэльбек во время пресс-конференции в Москве после показа "Возможности острова" на кинофестивале "Завтра". Исправить это Уэльбек решил собственными силами, самостоятельно взявшись за постановку своего последнего романа - фантастической антиутопии и социальной сатиры, повествующей о людях будущего, лишенных всяческих чувств и желаний, существование которых основано только лишь на бесконечном продолжении жизни организма. И в итоге совершил ту же ошибку, что и немец Рёлер в случае с "Элементарными частицами", только наоборот.

Сделав основной акцент на истории секты, занимающейся научными разработками в области борьбы со старением и, в конце концов, получившей рецепт бессмертия человечества, Уэльбек полностью убрал линию главного героя - известного комика и кинорежиссера Даниэля, от лица которого и ведется повествование в романе. В фильме из циничного острослова и порнографа он превратился в сына главы секты, не верящего в идеи отца. В будущем мы видим его 24-ю реинкарнацию Даниэль-24, он живет в высокотехнологичной пещере и постепенно, читая воспоминания своих предшественников, приходит к пониманию бессмысленности всего происходящего и начинает собственный бунт против системы.

От острой сатиры современного общества, присущей всем работам Уэльбека, здесь не осталось ни следа - фильм представляет собой какое-то подобие второсортного ретрофутуристического кино. С громкой и торжественной музыкой, обилием закадрового текста, заменяющих собственно режиссуру, и спецэффектами, больше всего напоминающими съемки тазика с кипящим вареньем, который использовал в свое время Тарковский при создании "Соляриса". Кстати, подобный лоу-фай-метод в прошлом году блестяще применил американец Даррен Аронофски в фильме "Фонтан", который, по странному совпадению, тоже изучает тему бессмертия. Но, если у Аронофски это получилось настолько тонко и убедительно, что зритель фактически на себе переживает этот конфликт, то в случае с Уэльбеком просто непонятно, с кем себя идентифицировать и чему сопереживать, если, конечно, зритель не знаком с литературным первоисточником.

Обозреватель Артем Ушан

Новости