Пьяный дебош и мрак страстей
Безудержные страсти моравских крестьян - последний раз такое в России можно было увидеть в середине прошлого века
Москва. 12 марта. INTERFAX.RU - Пятнадцатого марта в рамках фестиваля "Золотая маска" москвичи увидят недавнюю премьеру Мариинки - оперу Лео Яначека "Енуфа", которая была написана в 1904 году. "Енуфа" по меркам оперного театра - продукт довольно неформатный. Вместо помещенных в светские декорации дам полусвета или героинь античных трагедий, она повествует о безудержных страстях моравских крестьян.
Нетрадиционный сюжетный ход, видимо, и сформировал неоднозначную репутацию "Енуфе": с одной стороны, произведение Лео Яначека, написанное по одноименной драме Габриэлы Прейссовой, считается одним из оперных шедевров XX века. В то же время, ставят "Енуфу" крайне редко. Она числится в обидном списке "нерепертуарных" спектаклей. Так, у нас в последний раз ее можно было увидеть в 50-е гг. - на сцене Большого театра.
Впрочем, в прошлом году оперные тенденции качнулись в другую сторону, и "Енуфу" одновременно поставили сразу в четырех зарубежных театрах - в Лондоне, Нанте, Аугсбурге и Штутгарте. Затем появилась версия Маринки, бросившей на эту работу лучшие свои силы. Роль трагической фигуры оперы, мачехи Костельнички, исполняет первая звезда Мариинки Лариса Гоголевская, саму Енуфу играет Ирина Матвеева, а на сложную партию безнадежно влюбленного в Енуфу Лацы пригласили финского певца Йорму Сильвасти. За дирижерским пультом - сам Валерий Гергиев.
Отдельного упоминания стоит новаторская по меркам оперного жанра постановка спектакля, которую доверили молодому режиссеру Василию Бархатову. Моравские крестьяне напиваются "до поросячьего визга" и затевают массовые драки, их односельчанки швыряются жестяными тазами и самым жесточайшим образом избивают городских соперниц. Все эти не по-оперному диковатые сцены происходят на фоне соответствующих им по духу декораций: обшитой досками ямы, заглохшего транспортера и кучи мешков с зернами.
В этой обстановке беспробудного мрака разыгрывается душераздирающая трагедия Енуфы и ее мачехи Костельнички. Енуфа отчаянно влюблена в первого деревенского повесу и гуляку Штеву и, ко всему прочему, ждет от него ребенка. Ее мачеха, бездетная церковная сторожиха Костельничка, из самых благих побуждений стремится оградить падчерицу от позора: несмотря на то, что нравы в деревне царят такие, что дальше некуда, она убеждена, что нет ничего страшнее для женщины, чем переступить за границы дозволенного. Костельничка начинает яростную битву - буквально не на жизнь, а на смерть - за женское счастье падчерицы.
Попытки заполучить в качестве жениха плейбоя Штеву заканчиваются полным провалом, мачеха переключается на фанатично влюбленного в Енуфу Лацу (несмотря на то, что он в курсе похождений своей возлюбленной). Она запирает беременную Енуфу дома на полгода, а когда та, наконец, разрешается от бремени, подсыпает ей снотворного и тайком топит ребенка в пруду: ведь младенец может стать помехой на пути к алтарю, а сколь бы не была фанатична любовь Лацы, его терпению может прийти конец. Но в момент венчания Енуфы и Лацы односельчане обнаруживают у пруда тело новорожденного и дьячиха отправляется в тюрьму.
Несмотря на сотворенное зло, мачеха Костельничка воспринимается как персонаж не столько отрицательный, сколько трагический, вызывающей аналогии, например, с героиней "Леди Макбет Мценского уезда" или терзаемой фрейдистскими комплексами Электрой. Она блуждает в темных закоулках собственных страхов и мыслей и практически доходит до грани разумного: вряд ли реальная тюрьма будет для нее наказанием более страшным, чем та тюрьма, которую она построила сама.
За сложнейшую роль Костельнички Лариса Гоголевская номинирована на "Золотую маску" - это ее вторая номинация: первой она удостоилась за главную роль в "Электре", которую Мариинка представляла в рамках фестиваля в феврале. Также на "Маску" выдвинуты Ирина Матаева (за роль Енуфы), режиссер Василий Бархатов и художник Зиновий Марголин.