25 ЛЕТ НАЗАД: Экономист Гавриил Попов о необходимости карточной системы

Москва. Сентябрь 1989. INTERFAX.RU - О путях оздоровления нашей экономики размышляет народный депутат СССР, профессор, известный экономист Гавриил Попов. С ним беседует наш корреспондент.

КОРР: На Съезде народных депутатов СССР в своем выступлении, которое, кстати, вызвало очень широкий резонанс, вы говорили о финансовом кризисе и необходимости оздоровления советской экономики. После Съезда народных депутатов СССР прошло сравнительно немного времени, но некоторые специалисты утверждают, что положение в этих сферах продолжает ухудшаться.

Г.П.: Я бы сказал, происходит качественно новый этап этого ухудшения. Мы переходим в ситуацию, которую называют кризисом, коллапсом. А здесь уже будут диктовать совершенно иные законы. Одно дело, здание медленно накреняется, а другое дело - оно начинает падать.

Мы сейчас очень явно теряем время, теряем темп, и ситуация начинает заметно уходить в стадию вот этой самой катастрофы. Я бы так определил суть того, что сейчас происходит в нашей экономике. Наступил момент, когда крайние меры необходимы.

КОРР: Вы на Съезде выступали против чрезвычайных мер и говорили о том, что чрезвычайные меры не дадут ни подлинного оздоровления, ни подлинного преодоления финансового кризиса. Не противоречите ли вы теперь сами себе?

Г.П.: Во-первых, чрезвычайные меры уже принимаются. В условиях, когда катастрофа, какие-то чрезвычайные меры становятся просто неизбежными, хотя бы для того, чтобы уцелеть. Но по-прежнему придерживаюсь той точки зрения, что чрезвычайные меры в том виде, в каком они сейчас делаются, проблем не разрешат. Ну можно сократить дефицит бюджета. Но это ничего не изменит в сложившейся в стране ситуации. Можно еще предпринять подобного рода меры. Они не затрагивают основ, которые породили нынешний кризис. Главная основа - отношение к собственности нашего общества. В этом главном вопросе никакого сдвига за это время не было. По-прежнему ничем не гарантировано положение сельского арендатора, который хочет взять землю и работать на ней, по существу он отдан на произвол местных властей. По-прежнему, ничем не защищен кооператор. По-прежнему , не сделано никаких шагов к тому, чтобы рабочие смогли выкупать у государства или взять бесплатно средства производства. В своих основных чертах осталась старая наша система.

КОРР.: А какие же пути оздоровления нашей экономики вы лично видите?

Г.П.: Если в идеале, то это прежде всего ситуация рыночного хозяйства, конкуренции, соревнованиях отбора эффективных форм хозяйствования, товаров, людей, которые умеют делать эти товары. Но в настоящее время эти эффективные формы хозяйствования внедрять нельзя.

Экономика все еще остается монополизированной, и как только мы делаем шаги по пути экономической свободы и самостоятельности, мы по существу развязываем руки для взвинчивания цен, для еще большего ухудшения качества товаров при этих же ценах для наживы тех или иных слоев населения. Мы оказываемся в совершенно замкнутом округе.

Поэтому все мои размышления сводятся к тому, как сочетать эти, казалось бы, несочетаемые вещи: административный контроль и свободный рынок, к которому мы должны идти. Я сейчас размышляю о таком варианте, не знаю, поддержат ли меня мои коллеги-депутаты.

Я думаю, что нужно ввести карточную систему в стране на все предметы питания и предметы первой необходимости. При этом мы большого открытия для нашего народа не сделаем. Он сейчас фактически во многих регионах живет в условиях этой системы. Но сейчас она допускает коррупцию.

КОРР.: А разве карточная система гарантирует от коррупции?

Г.П.: Карточная система должна обеспечить минимум, тот, который нужен. А вот все оставшееся надо отдать право производить и выносить на свободный рынок и продавать по свободным ценам. Тогда не будет возникать желание укрыть, комбинировать. При этом я думаю, что, во-первых, у производителя появятся интерес сделать больше, и рано или поздно цены на рынке начнут снижаться. Во-вторых, на этом рынке начнется отбор лучших, худших, более динамичных хозяйств.

Словом, надо дать людям гарантированный минимум, а рядом формировать рынок. Просто тотальное введение карточек без этого рынка, на мой взгляд, возродит всю нашу административную схему со всеми ее последствиями. Из чрезвычайных мер помимо карточек и рынка, я считаю нужно немедленно форсировать все, что касается земли и личных хозяйств для людей. Это единственное, чем мы располагаем в неограниченном количестве - земля у нас есть. Эта земля достаточна, чтобы прокормить страну и даже чтобы вывозить за границу продукты сельского хозяйства.

Мне кажется, что новый сельскохозяйственный год в феврале-марте должны начать хозяева, которые имеют землю. И не просто имеют землю, а уверены, что эту землю у них ни через десять. лет, ни через 25 лет не заберут.

Ситуация в стране исключительно тяжелая, меньше всего я склонен что-то недооценивать. С другой стороны, я убежден, что никаких непреодолимых преград для нашей страны не существует. Это гигантское государство, гигантские природные ресурсы, гигантские земли, достаточное количество людей, то есть объективно говоря, все основные факторы. Для успешного ведения хозяйства и благополучной жизни людей в стране есть.

Следовательно, нужно искать нормальный механизм хозяйствования, может быть это будет не тот, что я предлагаю, а другой, но все равно, этот механизм можно найти, я в этом глубоко убежден.

Это архивный материал, который был выпущен на ленту информагентства в 1989 году. Он опубликован в рамках проекта, посвященного 25-летию "Интерфакса".

Новости