Глава департамента ВЭБа: альтернативы пенсионным накоплениям на рынке долгосрочных инвестиций нет
Директор департамента доверительного управления ВЭБа рассказал о том, что ждет ГУК в случае "заморозки" накопительной части пенсий
Москва. 9 сентября. INTERFAX.RU - Рынок пенсионных накоплений, объем которого превышает 3 трлн рублей, после очередной сложной реформы ожидает новый виток изменений, которые еще не оформлены на бумаге, но активно обсуждаются в Белом доме. Внешэкономбанк как государственная управляющая компания (ГУК) является крупным участником рынка пенсионных денег, управляя средствами "молчунов". О том, что ждет ГУК и рынок долгосрочных инвестиций в случае "заморозки" накопительной части пенсий или ее полной отмены, рассказал в интервью агентству "Интерфакс" директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов.
- Как ГУК (ВЭБ) будет жить в условиях продления "заморозки" накопительной части пенсий на 2015 год?
- Конечно, "заморозка" на 2015 год - это не очень хороший сигнал, шансы, что отменят накопительную часть, к сожалению, велики. Однако для ВЭБа как ГУК ничего не меняется, потому что мы в подавляющем большинстве управляем средствами "молчунов". Только 280 тыс. человек выбрало расширенный портфель осознанно, поэтому для нас взносы в расширенный портфель фактически заморожены уже с 2014 года. И "заморозка", хоть на 2015 или на 2016 год, ничего не изменит. По действующему законодательству мы должны передать средства по заявлениям граждан о выборе НПФ, поданным в 2013 и 2014 годах.
- Это большая сумма?
- Будет зависеть от того, сколько НПФ сможет в 2015 году уже реально акционироваться и войти в систему гарантирования. Расчет ПФР по заявлениям 2013 года - 327 млрд рублей.
- ВЭБ будет менять стратегию инвестирования пенсионных накоплений в условиях санкций и волатильных рынков?
- Санкции на нас фактически никак не влияют, но могут возникнуть сложности с рейтингами выпусков облигаций. Мы пока с этим не сталкивались. Проблемы есть в основном с ипотечными ценными бумагами. Пока рейтинговые агентства отказались рейтинговать только новые выпуски государственных банков, которые подпали под санкции. Насчет остальных банков информации пока нет.
- Получается, что ВЭБ не может выкупать ипотечные бумаги ВТБ 24, Газпромбанка и Сбербанка?
- У нас в инвестиционной декларации для ипотечных ценных бумаг прописано, что рейтинг должен быть присвоен именно выпуску. Для всех остальных - корпоративных, субфедеральных облигаций - рейтинг может быть либо у эмитента, либо у выпуска. Раньше нам это не мешало, потому что всегда, если у эмитента есть рейтинг, агентство в автоматическом режиме присваивало этот рейтинг и выпуску. Мы обратились в министерство финансов, чтобы нам в данной ситуации поправили инвестиционную декларацию и прописали для ипотечных бумаг такие же условия, как для остальных ценных бумаг. Я надеюсь, что Минфин нам пойдет навстречу.
- Перекладываться в какие-то другие бумаги вы не собираетесь?
- Пока в этом особенного смысла не видим. На результаты инвестирования, собственно говоря, все эти события влияют исключительно через ключевую ставку Банка России, которая определяет доходности по облигациям. Резкие и значительные повышения ставки бесследно не проходят.
- Сможет ли ВЭБ, по вашим оценкам, обеспечить в этом году доходность выше или хотя бы на уровне инфляции при падающем рынке?
- Мне очень сложно делать какие-либо прогнозы, да мы это и не вправе делать. В данной ситуации многое зависит от действий Банка России, которые, в свою очередь, определяются инфляционным трендом, притоком или оттоком иностранных инвестиций и так далее. В феврале этого года, до повышения ключевой ставки, доходности по "длинным" ОФЗ были в районе 8-8,5% годовых, а после повышения они превысили 9,5%. Потом летом все стало успокаиваться, доходности в "длинном" конце стали опять опускаться. Но произошло неожиданное повышение ставки в конце июля, и доходности вернулись обратно. Сейчас по ОФЗ мы видим доходность уже около 10%, по корпоративным бумагам, даже краткосрочным, тоже уже двухзначные цифры.
- Что может стать заменой пенсионных накоплений на рынке долгосрочных инвестиций?
- Ничего, альтернативы никакой нет. С ликвидацией обязательных пенсионных накоплений, по сути, ликвидируется только-только начавшийся как-то развиваться рынок долгосрочного финансирования. НПФы, войдя в систему гарантирования, возможно, тоже смогли бы стать долгосрочным инвестором. Сейчас они вкладываются на незначительные сроки, как правило, не больше двух-трех лет. Система нестабильна, а раз нет стабильности, о каких долгосрочных инвестициях может вообще идти речь? В таких условиях быстро не будет развиваться ни страхование жизни, ни добровольные пенсионные системы.
- А безотзывные вклады?
- А кто решится сделать безотзывный вклад на пять лет? Вкладывать больше года безотзывно вряд ли кто-то будет, для этого надо быть очень уверенным в завтрашнем дне. Сейчас все очень быстро меняется, не знаешь, что завтра будет, а так, чтобы без возможности отозвать вклад отдать деньги в банк на срок больше года, надо быть очень смелым и уверенным человеком.
- Или очень богатым.
- Или очень богатым, хотя таких людей, по-моему, безотзывные вклады не очень интересуют. Так что источников других нет, и еще достаточно долго не будет.
- Как тогда будет развиваться тот же рынок облигаций? Кто будет покупать инфраструктурные бонды, к примеру? Было несколько выпусков, и теперь тема закрыта?
- Я думаю, что да, если накопительную систему закроют. У нас в портфеле новых средств не будет. Дальше будет решаться вопрос о том, что делать с деньгами, которые уже находятся в управлении ВЭБа и НПФов. Пока социальный блок правительства говорит, что они останутся. Объем нашего расширенного портфеля все равно большой - со всеми оттоками будет где-то около 1,5 трлн рублей (сейчас 1,9 трлн рублей). Этот портфель сам по себе становится производителем наличности. Мы будем получать купонный доход, это порядка 100 млрд рублей в год при хорошем стечении обстоятельств. Плюс еще погашение выпусков. Вот все источники инвестирования, но эти деньги, безусловно, уже очень далеко вкладывать нельзя будет, потому что с 2022 года начинаются выплаты. Соответственно, для этих 100 млрд рублей максимальный горизонт около 10 лет получается, не больше. У НПФов та же самая ситуация. Понятно, что они также не будут сильно заинтересованы в покупке инфраструктурных бондов.
- А те выпуски, которые размещали "РЖД" и "ФСК ЕЭС", полностью ВЭБ выкупал?
- Последние выпуски фактически полностью приобретались ГУК, так как больше ни у кого денег до 2035 года не было.
- Если, допустим, огласят решение, что мы накопительную часть отменяем, что будет происходить с накоплениями под управлением ВЭБа?
- Как я уже говорил, можно оставить портфели и наши, и НПФ, как есть. Можно попытаться средства изъять, но технически это очень сложно. Продать существующие активы, в особенности в текущей ситуации, без окончательного обрушения рынка невозможно. Можно зафиксировать текущую структуру и состав портфелей, забрать имеющуюся наличность и постепенно изымать в бюджет средства от погашения инструментов и купонного дохода. В нашем случае, пожалуйста, самый крайний срок погашения - 2048 год.
- А у ВЭБа были какие-то предложения по реформе пенсионной системы? Тот механизм, который был два года назад до первой "заморозки", вас устраивал?
- В принципе, нас система абсолютно устраивала, мы считаем, что после расширения инвестиционной декларации ГУК в 2009 году сложилась совершенно правильная и достаточно эффективная система инвестирования. Она абсолютно прозрачна и понятна. После кризиса реальная стоимость денег наконец-то стала положительной, то есть доходность по инструментам стала выше инфляции. В России в итоге сложилась нормальная инвестиционная среда, и при правильной инвестиционной системе появилась возможность давать людям практически гарантированную реальную доходность. Проблема была, и по мере роста объемов средств в управлении НПФ она обострялась - это контроль за НПФами. При том, по моему мнению, ничего страшного в системе НПФ все равно не происходило. Те "исчезнувшие" НПФы, про которые нам рассказывали, были очень маленькими, и количество пострадавших незначительно. Считаю, что проблема была не в самой системе НПФ, а именно в отсутствии должного контроля. Понятно, если система бесконтрольна, всегда найдутся какие-то мошенники, которые захотят украсть деньги. Но этим занялись, хоть и немножко с опозданием, и движение шло в нужном направлении.
- Может, стоит активнее стимулировать добровольную пенсионную программу?
- Мы достаточно неплохо изучали, что делается в Европе и США с пенсионным обеспечением. В США система добровольных накоплений начала развиваться с 50-х годов. Там работодатель обязан предложить работнику отчислять вместе с работодателем какие-то деньги на свое пенсионное обеспечение. И работник фактически может сам управлять этими деньгами через брокеров. Работник может согласиться или не согласиться, это его личное дело. У нас сейчас приблизительно речь идет о том же самом. Мы были в офисе известной компании, у которой 85% сотрудников с высшим образованием и доходы у них выше среднего. И при этом только 45% сотрудников участвует в этой системе. Если в Штатах так происходит через 50 лет функционирования системы, при их уровне развития финансового рынка, финансовой грамотности, вовлеченности населения в финансовый рынок, то что у нас хотеть? Если бы у нас обязательная система поработала, дожила до начала существенных выплат, тогда, уверен, была бы убедительно доказана эффективность этой системы. Это дало бы толчок добровольным накоплениям, и потихонечку, может быть, можно было бы и от обязательных отказываться - переводить их в добровольные.
- В этом году заканчивается госпрограмма поддержки ипотеки. Все идет по плану?
- Программа ВЭБа закончилась еще в прошлом году. В этом году завершается выкуп облигаций у участников программы. Вот у нас в основном по этой программе сейчас есть вопросы и проблемы, связанные с рейтингами по ипотечным облигациям. У остальных банков, не подпавших под санкции, вроде пока нет проблем с рейтинговыми агентствами.
- Все банки, которые участвовали в этой программ, сказали, что до конца года выпустят ипотечные облигации?
- Все договоры подписаны, обязательства приняты. Пулы кредитов накоплены, кто-то ведет с рейтинговым агентством работу, кто-то поручительство АИЖК получает. Уверен, что все возникающие проблемы с помощью правительства, Минфина и Банка России мы решим, и до конца года все облигации будут выкуплены.
- Обсуждается вопрос запуска новой ипотечной госпрограммы?
- Если делать еще одну программу, то вопрос - на какие деньги? Вся выгода программы для банков заключалась в том, что у них средняя ставка получалась 7%. Такой ставки по ипотечным облигациям не было никогда. Поэтому, конечно, банки очень заинтересованы были в этой программе. Снижение ставки достигалось вложением собственных средств ВЭБа под 3% годовых, но у Внешэкономбанка льготных денег нет, взять их больше неоткуда. Только если ФНБ тоже инвестирует под льготную ставку. На самом деле сейчас я бы уже подумал многократно - а надо ли стимулировать сейчас то, что само растет и успешно развивается? Ведь ипотечная программа ВЭБа принималась после кризиса, когда надо было снижать ставки по кредитам. И программа своей цели достигла, с 2009 по 2012 год ставки снизились с 15-16% до 12% годовых, при том на всем рынке, не только на первичном, на который программа была ориентирована. А сейчас, пока банки ставки по ипотеке сильно не поднимают, все, в том числе и мы, рассчитываем на скорое улучшение рыночной ситуации.