Александр Грушко: отношения России и НАТО близки к "точке замерзания"

Постпред РФ при НАТО рассказал "Интерфаксу" о состоянии отношений между Россией и альянсом в преддверии саммита организации в Великобритании

Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко.
Фото: ИТАР-ТАСС, Валерий Шарифулин

Москва. 28 августа. INTERFAX.RU - Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко ответил в Брюсселе на вопросы "Интерфакса" об отношениях сторон в условиях подготовки западным блоком мер по усилению своего военного присутствия на восточных границах России.

- Уважаемый Александр Викторович, из заявлений руководства НАТО понятно, какие решения военного характера могут быть приняты на предстоящем саммите альянса применительно к России и в связи с событиями на Украине. Если уже озвученные предложения будут утверждены в Уэльсе, отбросит ли это отношения между РФ и НАТО окончательно к временам "холодной войны" и сделает "развод" необратимым?

- Пока рано говорить о том, какие именно решения альянс примет на саммите в Уэльсе, в том числе в отношении дальнейшего диалога с Россией. Те заявления, которые мы слышим от руководства альянса, свидетельствуют о том, что НАТО намерена продолжать наращивать оперативную готовность сил и придвигать свою военную инфраструктуру к российским границам, прикрываясь необходимостью защиты от мнимой угрозы с Востока. Эти меры необоснованны, направлены против России и, очевидно, еще более осложнят отношения Россия - НАТО, которые на нынешнем этапе близки к "точке замерзания". Разумеется, мы будем учитывать новую конфигурацию и активность натовских сил у российских рубежей в нашем военном планировании и предпринимать все необходимое, чтобы надежно обеспечить безопасность и гарантировать защиту от любых угроз.

- Сообщалось, что на предстоящем саммите НАТО в Уэльсе страны Балтии и Польша будут настаивать на постоянном размещении сил альянса в регионе. Как Россия будет на это реагировать?

- Посмотрим, какие решения будут приняты на саммите, но очевидно, что реализация подобных идей, идущих вразрез с обязательствами по базовым российско-натовским документам, не добавит стабильности и предсказуемости в отношения Россия - НАТО. Уверен, в НАТО должны понимать и понимают, что любые попытки проецировать силу в направлении России бесперспективны и контрпродуктивны. Это будет ослаблять безопасность самой НАТО и тех стран, которые будут в этих попытках участвовать. Серьезно пострадают интересы общеевропейской безопасности, тем более что речь идет о регионе, где прямые военные угрозы остались в далеком прошлом.

Уверен, что в большинстве стран Европы понимают, что, сколь ни укрепляй НАТО, попытки выстроить жизнеспособную архитектуру безопасности без России, а тем более против России, обречены на провал.

- НАТО подключилась к обвинениям Соединенными Штатами России в нарушении положений Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Между тем, российская сторона заявляла, что элементы ЕвроПРО, которые НАТО собирается разместить в Румынии и Польше, включают ракеты, подпадающие под ограничения РСМД. Если такие планы альянса будут реализованы, может ли это побудить Россию выйти из этого договора?

- Подобные попытки втянуть НАТО в публичное обсуждение проблематики ДРСМД выглядят искусственными. Обратили внимание и на то, что информационный вброс по теме ДРСМД был сделан незадолго до саммита. Это явно на руку тем, кто хотел бы представить Россию в образе противника. Напомню, что Договор носит двусторонний характер, и его стороны имеют все необходимые механизмы для диалога и урегулирования вопросов, которые могут возникать. Мы всегда были открыты к диалогу с США по всему спектру вопросов нераспространения, контроля над вооружениями, включая, разумеется, ДРСМД. Тем более что, как известно, у нас есть серьезные претензии к соблюдению ими Договора. Здесь стоит упомянуть ракеты-мишени для целей испытания ПРО, сходные по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности, производство ударных беспилотников, подпадающих под содержащееся в Договоре определение крылатых ракет наземного базирования, а также планы по наземному размещению в Польше и Румынии пусковых установок Мк-41, способных запускать крылатые ракеты средней дальности.

- Одной из ключевых тем саммита НАТО в Уэльсе обещает стать объявленное завершение операции Международных сил содействия безопасности в Афганистане. На Западе раздаются разные оценки итогов деятельности МССБ – от успеха до провала. Какова Ваша оценка?

- Мы уже не раз говорили, что считаем вывод МССБ из страны поспешным и мотивированным, скорее, политическими соображениями. По мере сокращения международных контингентов ситуация в области безопасности в стране деградирует: правительство теряет контроль над некоторыми провинциями, талибы наращивают боевой потенциал (по данным ООН, количество нападений увеличилось на 11% в 2013 году, а по неофициальным оценкам — на 15-20%), блокируют транспортные артерии, срывают реализацию инфраструктурных проектов. Растет число жертв среди гражданского населения, в том числе в результате боестолкновений между повстанцами и афганскими силовиками. И все это на фоне политических неурядиц, ухудшающегося внутриэкономического положения. Катастрофическая ситуация с наркотиками – производство зелья продолжает расти.

Не хотел бы недооценивать вклад МССБ в стабилизацию ситуации в стране. Действительно, многое сделано в области подготовки афганских силовых структур. Однако задачи, которые НАТО ставила перед собой, прежде всего, в плане стабилизации страны, так и не решены. Поскольку МССБ действовали по резолюции СБ ООН, ожидаем, что в конце года альянс отчитается перед СБ ООН о выполнении их мандата.

- Саммит НАТО должен обсудить и дальнейшее присутствие альянса в Афганистане. Как российская сторона относится к новой операции в этой стране? Способны ли уменьшенные силы стран - союзниц по НАТО и государств-партнеров реально содействовать безопасности Афганистана?

- Если контингент в 140 тыс. человек не смог качественно переломить ситуацию, что смогут сделать 12 тыс.? Для нас важны два момента. Первое - это сохранение надежной правовой основы дальнейшего присутствия сил альянса в Афганистане. Миссия МССБ проводится по мандату Совета Безопасности ООН, в частности, его резолюции 1386. Принятие резолюции для новой учебно-тренировочной миссии НАТО создаст надежную основу для сопряжения усилий всего международного сообщества в деле оказания содействия Афганистану. Также напомню, что во всех соглашениях о транзите в Афганистан, которые заключены нами с Италией, США, Францией, Германией, Испанией и другими странами, резолюция 1386 фигурирует в качестве условия для применения облегченного порядка перевозок военных грузов в Афганистан и из него.

Второй момент касается понимания стратегических задач, которые НАТО намерена решать в Афганистане. Мы не ставим под сомнение задачу продолжения содействия афганским силовым структурам. Но у нас возникнут вопросы, если действия новой натовской миссии выйдут за рамки согласованного с афганскими властями мандата и будут преследовать иные цели.

- Совместные проекты НАТО - Россия для Афганистана были приостановлены в апреле наряду с другими видами двустороннего практического сотрудничества. Каковы сегодня российские планы участия в безопасности и развитии Афганистана?

- Мы будем продолжать оказывать Афганистану содействие по двусторонней линии, а также в рамках существующих региональных и международных форматов. Намерены продолжать реализацию проектов, осуществлявшихся ранее в формате Совета Россия-НАТО. Имею в виду подготовку антинаркотических кадров для Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии, а также афганских техников для обслуживания вертолетов российского производства Ми-17/Ми-35. В настоящее время изучаем возможности для их продолжения самостоятельно, либо с другими партнерами.

- Продолжится ли практика посольских заседаний Совета Россия - НАТО? Есть ли в этом необходимость в складывающихся обстоятельствах?

- Не исключаю такой возможности, если в посольских встречах будет реальная "добавленная стоимость".