Сергей Аксенов: мы готовы терпеть временные трудности, лишь бы жить в России

И.о. главы Республики Крым рассказал о добровольном разоружении крымского народного ополчения и переходе всех компаний республики на уплату налогов по российским нормам

И.о. главы Республики Крым Сергей Аксенов.
Фото: ИТАР-ТАСС, Алексей Никольский

Москва. 25 августа. INTERFAX.RU - О добровольном разоружении крымского народного ополчения и переходе всех компаний республики на уплату налогов по российским нормам руководитель региона рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту "Интерфакса" Дмитрию Жмуцкому.

- Сергей Валерьевич, на решении каких задач сейчас сосредоточено правительство Крыма? Какие направления требуют самого большого внимания?

- Важнейшие направления определены Федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года". Среди первостепенных задач, которые требуют незамедлительного решения, я бы выделил, прежде всего, обеспечение энергетической независимости и транспортной доступности полуострова, сохранение и расширение орошаемого земледелия, развитие инженерной инфраструктуры, строительство водоочистных сооружений и организация системы утилизации твердых бытовых отходов.

Работы хватает. Система образования готовится к началу учебного года. В сфере здравоохранения идет борьба с коррупцией, меняем главврачей практически во всех больницах. Наша цель - сломать многолетнюю систему сбора денег с населения, сделать медицину по-настоящему бесплатной. Задач много, но все решаемые. Глаза боятся, а руки делают.

- Завершается разработка проекта закона об особой экономической зоне в Крыму. Когда он может быть принят? Как вы считаете, нуждается ли законопроект в дополнительных изменениях и дополнениях?

- Мы ожидаем, что закон будет принят в этом году. В ходе обсуждения проекта было внесено много предложений и дополнений со стороны депутатов Госдумы, Правительства и Госсовета Республики, крымской общественности.

Мы учитываем и мнение представителей бизнеса. Я всегда говорю предпринимателям: "Давайте предложения. Что вы хотите видеть в этом законе?! Какие позиции интересны для вас, как для игроков на рынках?!". Сейчас мы анализируем предложения и представим их в виде поправок к законопроекту. Механизм ОЭЗ должен дать бизнесу ощутимые приоритеты в том, что Крым привлекателен для инвестиций.

Параметры особой экономической зоны должны учитывать и временные санкции стран Запада по отношению к России и Крыму. Механизм ОЭЗ должен дать крупному бизнесу настолько ощутимые приоритеты, сделать Крым настолько привлекательным для работы, чтобы компании уже сейчас, несмотря на угрозу санкций, открывали здесь бизнес.

Уже определено, что статус особой экономической зоны не будет касаться добычи энергоносителей и недропользования в целом. Здесь никаких привилегий и льгот не будет. А что касается туристической сферы, сельского хозяйства, промышленности и строительства - льготы для этих сфер предусмотрены. Сниженный налог на прибыль, НДС. Ввозной НДС, возможно, вообще будет взиматься по нулевой ставке.

Сейчас определяются сроки действия особой экономической зоны. Есть различные мнения: пять, десять и двадцать пять лет. Мы за то, чтобы этот статус действовал как минимум 25 лет. А возможно, и до 50 - чтобы бизнес видел для себя долгосрочную перспективу.

- Пытаются ли действовать в Крыму радикальные украинские организации? Как спецслужбы работают по пресечению попыток дестабилизировать ситуацию?

- Работы у спецслужб хватает. Информации поступает много. Ее источники различны. Прежде всего, агентурные и от населения. Все сообщения тщательно проверяются. Лучше переоценить опасность, чем ее недооценить. Случается, что спецслужбы выходят на реальных людей, которые планируют мероприятия, направленные на дестабилизацию обстановки на полуострове. Такие действия строго пресекаются в соответствии с законом.

В настоящее время, когда избирательная кампания вступила в активную фазу, есть опасность того, что наши "оппоненты" попытаются хоть как-то навредить Крыму, показать, что власть не справляется со своими обязанностями (на единый день голосования 14 сентября в Крыму запланированы выборы в Госсовет и муниципальные органы - ИФ). После выборов недругам Крыма будет здесь "нечего ловить". В связи с этим все силовые структуры переведены на усиленный вариант несения службы.

Еще раз хочу подчеркнуть, что спецслужбы у нас работают эффективно. Им активно помогает крымская самооборона. Ситуация под контролем.

- Чем еще занимается крымское народное ополчение, какие задачи решает?

- Охраняет общественный порядок, объекты инфраструктуры, другие государственные объекты, в том числе и здравницы (государственного унитарного) предприятия "Солнечная Таврика".

Мы стараемся не привлекать к этой работе частные охранные предприятия. Эта ответственная миссия возложена на ополчение. Народные ополченцы - патриоты России и Крыма, они прошли испытания мартовскими событиями. В немалой степени благодаря этим надежным людям в Крыму не пролилось ни капли крови, не была разрушена социальная инфраструктура. Органы власти стараются обеспечить народных ополченцев достойной зарплатой. Люди должны осознавать, что государство заботится о них.

- Какова численность ополчения?

- В штатном режиме службу несут около полутора тысяч человек.

- Перед референдумом некоторым бойцам самообороны выдали боевое оружие - они сдали его обратно?

- Конечно, оружие все сдали. Ни для кого исключений не было. Самооборона строго подчиняется законам Российской Федерации и Республики Крым.

- В Крыму остались еще предприятия, которые платят налоги на Украину?

- Нет. Все перерегистрировались в соответствии с российским законодательством. Хотя, может, кто-то тайком и платит. На днях мы пресекли попытку вывезти из Крыма через "Новую почту" (украинская служба доставки - ИФ) около 6 млн. рублей, а еще 30 млн. рублей изъяли на этом предприятии при обыске. Таким образом вывезти выручку пытались украинские компании, которые нелегально работали в Крыму. Но это единичные случаи.

- В Крыму есть предприятия, принадлежащие украинским бизнесменам, которые спонсируют силовую операцию Киева на Донбассе. Принимает ли правительство республики меры, чтобы прибыль этих предприятий не шла на финансирование боевых действий?

- Мы работаем над этим в рамках законодательного поля Российской Федерации. В частности, все объекты в Крыму, которые принадлежат известному спонсору карательных операций на Юго-востоке Украины, господину Коломойскому, сейчас проверяет прокуратура. Специалисты разбираются, какие крымские предприятия и санатории являются его собственностью. Первые проверки показали, что все объекты были отняты в результате сомнительных схем и внеправовых судебных решений. Коломойский ничего в Крыму не покупал.

Я считаю, что в отношении господина Коломойского нужно применить статью уголовного кодекса "Содействие террористической деятельности" и национализировать все его имущество на территории России. Подчистую, "под ноль".

- Прокуратура по вашему поручению изучала также источники средств для создания электростанций "Актив Солар". Вы говорили, что если электростанции этой компании были построены исключительно на государственные деньги, будет рассматриваться вопрос об их переходе в собственность Республики Крым. Каковы итоги проверки?

- Прокуратура еще работает. Процесс изучения близится к концу. Но, независимо от результатов, могут возникнуть сложности с изъятием имущества компании "Актив Солар" в пользу Республики. Компания задолжала около 300 млн. долларов российским банкам - Сбербанку, ВТБ и Внешэкономбанку.

Если для солнечных электростанций не будет введен "зеленый тариф", "Актив Солар" не сможет отдать кредиты. Возможно, будет процедура банкротства, взыскания средств - и в результате этого процесса имущество "Актив Солар" перейдет кредиторам.

- Получается, вводить "зеленый тариф" правительство Крыма не планирует?

- Мы, без всяких сомнений, поддерживаем производство экологически чистой энергии. Но солнечные электростанции даже при "зеленом тарифе" будут окупаться долго - пять-семь лет. А перед нами стоит задача как можно быстрее обеспечить энергетическую независимость Крыма.

Так что выгоднее вложить деньги в традиционные электростанции, работающие на мазуте, на газе. Создание таких энергогенерирующих мощностей - один из приоритетов Федеральной целевой программы.

- Какова судьба магистральных электросетей в Крыму? Перейдут ли они от "Крымской электроэнергетической системы" крымскому ГУП "Крымэнерго"?

- Уже перешли. Для этого мы и создали ГУП "Крымэнерго". Все энергосети, принадлежавшие государству Украина, сегодня принадлежат Республике Крым. Так и с "Крымгазом" (частным акционерным обществом "Крымгаз" - ИФ), которому коррумпированные чиновники еще при Украине безвозмездно передали в пользование государственные газопроводы. Сейчас сеть газопроводов возвращена государству.

Государство будет получать деньги за транспортировку газа и электроэнергии. Кроме того, мы получаем возможность регулировать тарифы. Уверен, что со стороны компаний (отвечающих за работу газовой и энергетической сети - ИФ) не будет злоупотреблений и нарушений.

- Планируется ли начинать взимание денег за проход украинских судов через Керченский пролив? Российские компании платили Украине за проход судов через пролив около 15 миллионов долларов в год…

- Этот вопрос, как и вопрос изменения морской границы между Россией и Украиной, решается на федеральном уровне.

- Какое решение принято по 4 миллиардам гривен, которые находятся в хранилище крымского отделения Нацбанка Украины? Будут ли эти средства использоваться, как вы предлагали, для компенсации жителям Крыма потерянных вкладов в украинских банках?

- Это также вопрос межгосударственных отношений. Он будет решаться на федеральном уровне. МИД России ведет переговоры с Украиной. Все деньги в хранилище посчитаны, опечатаны и находятся под охраной. Порядок использования валюты определит Центральный банк Российской Федерации.

Моя позиция однозначная: крымчане должны получить все средства, которые были заморожены на счетах в украинских банках. Их вклады в "Приватбанке" будут возмещаться не только за счет продажи имущества банка, но и за счет продажи крымских активов господина Коломойского и других собственников "Приватбанка".

- Сформирована ли уже позиция, какие из объектов, перешедших в марте в собственность Республики Крым, будут приватизированы?

- Пока сложно сказать, но мы ищем инвесторов по различным направлениям: по сельскому хозяйству, по рекреационной сфере и по морским портам. Ждем предложений.

Создана комиссия, которая будет оценивать инвестпроекты. В зависимости от выводов комиссии, будем принимать решения о приватизации. Постараемся делать все достаточно быстро и достойно.

Для нас главное, чтобы инвестор был зарегистрирован в Крыму, платил налоги, создавал рабочие места для крымчан. Мы говорим: "Привозите одного менеджера, руководителя. Ну, может, еще главного бухгалтера. Остальные должности должны занимать крымчане".

- Определен ли окончательно формат транспортного перехода через Керченский пролив? Почему вы считаете правильным сэкономить на строительстве моста?

- Мы исходим из финансовых возможностей. Если бы денег было неограниченное количество, нужно было бы делать все сразу: и большой мост, и тоннель. Но в существующих условиях важно эффективно использовать средства.

Я бы вложил часть средств, которые резервировались на строительство моста, в промышленность, сельскохозяйственные проекты, развитие системы мелиорации, водоснабжение, здравоохранение и образование. Чтобы мост обошелся не в 300 миллиардов рублей, а где-то в 100-120 миллиардов.

Исхожу из того, что Украина сегодня является для нас недружественным государством, и Крым вряд ли будет востребован как транзитный путь из Украины в Россию. А значит и поток транспорта не будет большим. К тому же около 80% крымских здравниц пока не готовы принимать туристов круглый год. Зимой и осенью у нас вряд ли будет большой поток отдыхающих. Так что перебрасывать через Керченский пролив шестиполосную автостраду не нужно.

Чтобы разгрузить Керченскую переправу, достаточно построить через пролив одну железнодорожную ветку по мосту или по тоннелю. Сразу же уменьшится поток легковых автомобилей через пролив, отпадет необходимость в грузовой паромной линии Новороссийск-Феодосия.

Но это, безусловно, будет временное решение. Глобальная задача, которую перед нами ставит президент, - прочно и навеки связать Крым с материковой частью России. Глава государства сказал, что нужен и мост, и тоннель.

- Керченская паромная переправа этим летом не справлялась с потоком туристов. Поменяется ли ситуация к следующему курортному сезону?

- К тому времени мы построим на Керченской переправе новые причальные стенки и пропускная способность переправы возрастет в несколько раз. Сейчас движение паромов через пролив налажено недостаточно эффективно. Путь парома от порта "Крым" до порта "Кавказ" занимает всего 20 минут, но после погрузки паром еще около 40 минут стоит и ждет, пока отойдет паром от причала на другом берегу пролива. Новые причальные стенки позволят решить эту проблему.

- В Крыму создается федеральный университет, сколько денег предполагается вложить в его развитие?

- Из федеральных источников предусмотрено мощное финансирование - около 5 млрд. рублей. Это в течение только первого года работы университета. Средства пойдут на обновление научной базы, учебных корпусов и ремонт общежитий. Министерство здравоохранения России, в свою очередь, готово выделить 1 млрд. рублей на развитие Крымского медицинского университета. Изначально я поддерживал идею ввести медицинский университет в состав федерального, теперь, пообщавшись с медиками, преподавателями и студентами, считаю целесообразным сохранить медуниверситет как отдельный ВУЗ, подчиненный Министерству здравоохранения.

- Как долго продлится нынешний режим пересечения границы между Украиной и Республикой Крым, когда ввозимые товары не облагаются таможенными пошлинами?

- Столько, сколько будет необходимо, чтобы все субъекты хозяйствования завершили свои договорные отношения с украинскими компаниями. Наша задача - дать крымчанам доработать до окончания срока действия договоров, после этого будет введен таможенный режим. Такой режим сохранится до 1 января 2015 года. Не исключено, что если будет необходимость, мы можем выступить с инициативой продлить нынешний порядок пересечения границы.

- Обсуждается ли в Совете министров проект бюджета Республики на следующий год? Как изменятся, по расчетам правительства, поступления налогов и сборов, насколько они могут вырасти?

- С 1 января мы полностью перейдем на российскую систему налогообложения. При самом пессимистическом прогнозе планируем собрать 20 млрд. рублей. Это только те налоги, которые должны оставаться в республиканском бюджете без учета отчислений в пенсионный фонд. У нас расходная часть бюджета - 94 млрд. рублей. Разницу планируем восполнить из федерального бюджета. Такое соотношение близко к показателям ряда других субъектов России, которые около 25% бюджета собирают самостоятельно, а три четверти - получают из центра.

Но это, повторю, пессимистический прогноз. Мы надеемся, что статус особой экономической зоны и проекты, которые реализуются в рамках Федеральной целевой программы, дадут толчок к развитию экономики и позволят увеличить налоговые поступления.

- Как собираются налоги в этом году? В мае, когда не работала банковская система, вы говорили, что налоговые поступления составляют всего 20% от прогнозных цифр.

- Сейчас мы идем в рамках плановых показателей: не хуже и не лучше. Все начинают платить налоги. Например, налог на доходы физических лиц уже собирается в полном объеме, механизм сбора полностью отлажен. Люди начали активно платить налоги, потому что доверяют власти. Это доверие - самое дорогое, что у нас есть. Важно его не утратить.

- Как жители Крыма воспринимают процесс интеграции региона в состав России? Вы, вероятно, изучаете социологические исследования - каковы результаты? Население поддерживает?

- Работу власти по результатам социологии, поддерживают свыше 80% крымчан. Столько же, сколько проголосовали на референдуме за воссоединение с Россией (на референдум пришли более 81% жителей Крыма, имеющий право голоса, из них более 96% поддержали вхождение Крымского полуострова в состав России - ИФ).

- То есть, несмотря на сложности переходного периода, уровень поддержки не снижается?

- Никакого снижения мы не наблюдаем. Все мы готовы терпеть временные трудности, лишь бы жить в России, с мирным небом над головой. Скажу без дипломатии - никто не хочет видеть здесь бандеровские флаги.