Президент "Евросети": мы сместили интерес в сегменты, в которых сможем больше зарабатывать
Александр Малис рассказал о том, какие ответы на вызовы рынка ищет крупнейший игрок российского сотового ритейла, и на какие сегменты бизнеса он делает ставку
Москва. 13 августа. INTERFAX.RU - "Евросеть" полтора года назад была поделена между двумя операторами "большой тройки" - "Вымпелкомом" и "Мегафоном", и, как следствие, потеряла значительную часть выручки от продаж операторских контрактов. Доходы российских ритейлеров от продажи телефонов в этом году также могут упасть - впервые после кризисного 2008 года, прогнозирует "Евросеть".
О том, какие ответы на вызовы рынка ищет крупнейший игрок российского сотового ритейла, и на какие сегменты бизнеса делает ставку, в интервью "Интерфаксу" рассказал президент "Евросети" Александр Малис.
- В начале 2014 года вы дали достаточно консервативный прогноз по рынку смартфонов и планшетов. Ваши ожидания относительно рынка не изменились?
- Мы давали достаточно консервативный прогноз по всему рынку электроники. Надо понимать, что рынок смартфонов не является автономным, а растет за счет других сегментов. И общий рынок электроники в этом году уже не такой, каким нам, ритейлерам, хотелось бы его видеть. А с учетом того, что нас ждет непростой август, потом непростой сентябрь и так далее, ситуация лучше не станет.
- Но ваши конкуренты достаточно оптимистично смотрят на перспективы рынка смартфонов и планшетов.
- Если вместо миллиона простых телефонов за 4 тыс. рублей продать 900 тыс. смартфонов за 4 тыс. рублей, то можно это трактовать как рост рынка смартфонов, конечно. Честнее будет анализировать рынок телефонов в целом. Так же, как и рынки ноутбуков и планшетов рассматривать по отдельности не совсем правильно.
Если же мы говорим о технологиях, то, действительно, можно сказать, что они движутся в сторону развития смартфонов и планшетов. Но если ты - ритейлер и должен зарабатывать деньги, то тебе, в общем-то, важно, не куда движется рынок, а каков его общий объем. А он снижается.
- "Связной" отказался от продажи ноутбуков в собственных салонах. Планируете ли вы делать что-то подобное?
- Мы не отказываемся от продажи ноутбуков в своих салонах, но сужаем фокус на это направление. Рынок ноутбуков не умрет. Есть задачи, которые невозможно решить на планшете. И очевидно, что люди будут покупать ноутбуки. Не может человек, работающий дизайнером, работать на планшете. Во всяком случае, пока. Может быть, когда-нибудь появятся такие планшеты, но в следующем году их, вероятно, еще не будет.
- Будете ли вы сокращать количество позиций по ноутбукам в своих салонах?
- Может быть, станет чуть меньше салонов, где они будут представлены, чуть сузится ассортимент, но рынок ноутбуков еще есть. Хоронить его рано. Он просто сильно уменьшился.
- Каким, по вашим ожиданиям, будет распределение долей производителей смартфонов в России по итогам 2014 года?
- Samsung, несмотря на жесточайшую конкуренцию, удержит лидерство, по крайней мере, в натуральном выражении. Второе место по количеству проданных девайсов может занять Fly. Компания очень сильно стремится потеснить А-бренды, и надо признать, делает много правильных вещей в этом направлении.
- А как сложится ситуация на рынке планшетов?
- Сейчас в количестве лидирует Samsung. В денежном выражении первое место занимает Apple. Все идет к тому, что Samsung станет единоличным лидером.
- Насколько снизились операторские отчисления за подключение абонентов после изменения структуры собственности "Евросети" (в декабре 2012 года Александр Мамут продал контрольный пакет ритейлера "Мегафону" и "Вымпелкому")?
- Как мы и обсуждали на стадии заключения сделки. В четыре раза.
- "Мегафон" и "Вымпелком" снижают отчисления за подключение абонентов, а продажи мобильных телефонов и планшетов-ноутбуков в РФ сокращаются из-за неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры. Какова ваша стратегия по работе в этих непростых условиях?
- В стране действительно непростая экономическая ситуация. Рынок телефонов упал не потому, что люди не хотят покупать эти устройства, а потому что у людей нет лишних денег. При этом очевидно, что в такие моменты обостряется конкуренция, какие-то игроки вынужденно покидают рынок.
Однако рано или поздно ситуация стабилизируется, поэтому наша стратегия сильно не изменилась. Более того, мы еще в прошлом году говорили, что так произойдет. Для нас это не стало неожиданностью. Наши наблюдения подтверждали, что реальные доходы населения во многих регионах упали более чем на 15%. Мы начали менять свой бизнес еще на той стадии. И поэтому пересматривать стратегию сегодня мы пока не видим смысла. Есть масса рынков, на которых мы еще не так хорошо представлены, и где можно развернуться. Например, продажа авиабилетов или погашение кредитов. Есть множество направлений, которые можно развивать, на которых можно зарабатывать.
- Какие у вас планы по количеству салонов "Евросети"? Увеличивать их количество, сохранять его или сокращать?
- Сейчас - около 5000. И мы держим фокус на этом, оптимальном для нас количестве уже достаточно давно.
- Какова динамика по выручке и чистой прибыли "Евросети" в 2013 году по сравнению с 2012 годом? Правильно ли я понимаю, что она сократилась из-за снижения операторской комиссии за подключение абонентов? Насколько серьезно это снижение?
- Модель нашего бизнеса сильно изменилась после сделки с "Мегафоном". Настолько, что сравнивать финпоказатели "Евросети" 2013 года с предыдущими периодами вообще некорректно. Операторская часть нашего бизнеса сегодня - это фактически бизнес наших акционеров.
Однако выручка по МСФО в 2013 году показала рост по сравнению с 2012 годом. Большего сказать не могу. Чистая прибыль в прошлом году составила более 2 млрд рублей.
- Правда ли, что по условиям сделки с операторами, комиссия "Евросети" за подключение абонентов пройдет еще один цикл снижения?
- К сожалению, не могу это комментировать. Тем более, в формате будущего.
- Не ведет ли "Евросеть" переговоры с СП "Ростелекома" и Tele2 Russia ("Т2 РТК Холдинг")? Ведь объединенная компания планирует начать работу в новых регионах и, может быть, заинтересована как в развитии монобренда, так и в работе через салоны "Евросети"…
- Мы всегда ведем переговоры со всеми игроками рынка. Существуют компании и в сфере телекоммуникаций, и в сегменте гаджетов, которые в наших салонах не представлены. Но это не значит, что мы с ними не работаем. База для начала бизнеса у нас есть практически со всеми.
- Насколько серьезны переговоры с "Т2 РТК Холдингом"?
- Любые наши переговоры всегда серьезны, потому что найти формулу взаимодействия не всегда бывает просто.
- То есть, например, в Москве могут появиться монобрендовые салоны Tele2 под управлением "Евросети"?
- Это менее вероятно, потому что управление монобрендовыми сетями не является нашим приоритетом.
- Почему "Евросеть" не заинтересована в развитии этого формата?
- Менеджерские ресурсы не безграничны. Сегодня хватает проектов, которые могут принести нам больше денег, чем монобрендовые салоны. Поэтому мы сместили наши интересы в те части бизнеса, в которых мы можем больше зарабатывать.
- Что это за направления?
- Прежде всего, финансовые услуги - их объем можно многократно увеличить. Но это требует достаточно большого внимания.
- В связи с конъюнктурой рынка изменились ли ваши планы относительно IPO в 2016 году?
- У нас нет конкретных планов проводить IPO в 2016 году или в 2015 году. И вообще в каком-либо. Я не очень верю в возможность IPO "Евросети" в ее нынешнем виде. Нужно, чтобы те вещи, которые мы сейчас делаем, в том числе в области финансовых сервисов, дали результат, чтобы инвестор мог увидеть долгосрочную перспективу развития. Большинству интересных вещей, которые мы делаем, и двух лет не исполнилось. Поэтому об IPO говорить просто бессмысленно, сначала нужно достичь модели бизнеса, которую можно убедительно представить инвесторам. И получать стабильные результаты в рамках этой модели. Тогда можно будет говорить об IPO. Но выходить на IPO или нет, конечно, будут решать наши акционеры.
- То есть вы считаете, что инвесторам могла бы быть интересна "Евросеть", как поставщик, например, финансовых услуг?
- Сегодня не вижу инвесторов, которые могли бы адекватно понять модель работы "Евросети". Потому что таких моделей в мире только две: "Евросеть" и "Связной". Примеров очень мало. Им нужно посмотреть на такой бизнес в более длительной перспективе.
- Летом МТС заявляла, что готова возобновить сотрудничество с "Евросетью", если ритейлер изменит свою политику реализации контрактов сотовых операторов. Заинтересованы ли вы в таком сотрудничестве?
- Мы не прекращаем переговоров ни с кем. У нас всегда есть взаимоотношения, так или иначе. Посмотрим.
- Готовы ли вы идти на уступки для возвращения контрактов оператора на полки салонов "Евросети"?
- Сказать сейчас, что у нас есть готовое решение, я не могу. Но мой опыт показывает, что на определенных этапах бизнеса удается найти решение, которое было бы приемлемо для обеих сторон. Мы думаем над таким решением постоянно. То что оно не нашлось сейчас, не значит, что мы его не найдем через полмесяца или через полгода.
- Можете ли вы рассказать подробнее о проекте в сфере e-commerce, который "Евросеть" готовится запустить осенью?
- Я бы не назвал это масштабным проектом. Скорее, есть масса вещей, которые должны были качественно работать, но до них не доходили руки. Мы надеемся, к осени они заработают.
- Например? Вы запустите какой-то отдельный бизнес, наподобие Enter?
- Ничего отдельного. Просто масса продуктов, решений, технологий, которые, как мы считаем, должны у нас быть, но до их запуска никак не доходили руки. Например, тот же сайт. Все те же товары. Но надо сделать более удобным процесс покупки, увеличить ассортимент. Я бы не называл это революцией.
- Какая доля товаров у вас сейчас продается через интернет-магазин?
- Очень маленькая, около 5%. Основная причина в том, что мы это направление сами сильно не развиваем. Интернет завален либо старыми переделанными гаджетами, либо серыми, либо просто подделками. То есть рынок интернет-торговли сейчас очень странный, он не здоровый. Но мы работаем на нем, хотя обслуживаем только тех клиентов, которые хотят купить настоящий новый телефон, и понимают, что его можно купить, может быть, в пяти интернет-магазинах в стране.
- Есть ли у вас стратегия по работе в онлайне?
- Мы пока понимаем, что изменить сознание людей невозможно. Люди всегда будут желать обманываться, получая некачественный продукт. Но есть и какое-то количество людей, которые заинтересованы в качественном продукте - вот их мы и обслуживаем.
- Вы планируете наращивать долю продаж в интернете?
- Мы думаем, что это может быть и 30%, но хочется это сделать в тот момент, когда в интернете будет в большинстве случаев продаваться настоящий товар. И люди будут готовы его покупать.
- Сейчас многие ритейлеры запускают проекты по созданию брендированных зон в своих салонах. Есть ли у "Евросети " подобные проекты? Какие у них, на ваш взгляд, перспективы? Правда ли, что в салонах с брендированными зонами продается больше товаров?
- Иногда больше, иногда меньше. У нас есть брендированные зоны. Это никакая не революция. Это нормальная B2B работа.
- С кем, например, у вас есть такие контракты?
- С Samsung, бывают контракты с Microsoft, с LG. Это постоянная работа. Но у нас бренд-зона не может просто так размещаться вечно. Бесплатно мы бренд-зоны не делаем.
- Какая у вас комиссия за размещение такой зоны?
- Это, как правило, какая-то оговоренная сумма. Рассчитывается весь кейс и объявляется, сколько это стоит. У нас салоны не очень большие, поэтому каждый квадратный метр должен приносить деньги.
- Не появилось ли у "Евросети" планов по созданию собственного банка или запуска MVNO на сетях акционеров?
- Если MVNO-оператор - это вещь, которая может случиться, то банк, скорее всего, не случится.
- То есть запуск MVNO возможен?
- Это пока вилами на воде писано. Но мы видим, что сегодня уже есть потребители, которым это может быть интересно. Если мы увидим, что их будет больше, то можно обсуждать проект.
- Что это за потребители?
- Например, те, для кого связь должна быть более качественной. Те, для кого важно, чтобы она работала лучше. Имея двух операторов, можно пользоваться их преимуществами.
- Какие сейчас продажи YotaPhone в салонах "Евросети"?
- Активные продажи таких моделей, как правило, бывают только первое время. Поэтому до выхода второй модели говорить не о чем.
- Вы будете заключать договор по поставке YotaPhone 2?
- У нас револьверный контракт, поэтому новый заключать не нужно. У нас со всеми игроками на рынке есть контракты.
- Кроме Apple...
- У нас есть с ними отношения. Контракт нам просто не нужен. Устройства Apple мы можем приобретать официальными, но разными способами. Пока мы не видим, что прямой контракт принесет нам больше пользы. Как только увидим - сразу заключим.
- Кто стал креативным директором "Евросети" после ухода Ивана Охлобыстина?
- Пока у нас эта должность вакантна.
- Вы планируете привлечь столь же эпатажную фигуру на эту позицию?
- Это для нас не важно. Креативный директор генерирует идеи, которые кто-то в компании воплощает. Как только мы увидим кого-то, кто может создавать идеи в большом количестве, мы попытаемся его привлечь. Сегодня, объективно говоря, в креативе есть общий кризис идей. Нужны свежие головы.