Это Россия, или почему Земфира лучше Muse и Игги Попа
Очередное вручение рок-премии RAMP доставило удовольствие поклонникам отдельных групп, однако не принесло желанного ощущения того, что российская рок-музыка не просто живет, но еще и развивается
Москва. 13 октября. INTERFAX.RU - Премия RAMP, ежегодно вручаемая телеканалом A-ONE, первые годы своего существования расшифровывалась как Russian Alternative Music Prize. Название отражало и суть мероприятия: есть мэйнстрим, а есть альтернатива всему этому: команды, которые ищут что-то новое, находят, показывают публике, завоевывают поклонников, любовь, аплодисменты (и при этом не теряют своей независимости). Так и было, хотя ходило множество слухов о подтасовках голосования и тому подобное. Но состав участников впечатлял – столько там было незнакомых групп и имен, что думалось: а вдруг и правда что-то важное в отечественной музыке проходит мимо тебя. В 2007 г. расшифровка, равно как и формат мероприятия, несколько изменились. Вместо Russian первая буква R приобрела новый смысл – Rock. Вместе с новым словом в состав номинантов на получение премии стали входить и те команды, которые уж точно новыми именами на сцене не назовешь. В этом году было также были заявлены всем известные и уже давно завоевавшие популярность группы наряду с малоизвестными именами, а с русскими командами и исполнителями соперничали западные звезды. Причем не какие-то там середнячки, а вполне серьезные команды. Muse, например. Или Nine Inch Nails. Премия перестала позиционировать себя как награды лучшим новичками альтернативной сцены, а перешла в разряд рок-премии. Казалось бы, почему нет. Логичное дополнение к откровенно поп-мероприятиям разряда "Песни года" и премии "Муз-ТВ". Однако размывание концепта сыграло против премии, стало непонятно, то ли мы идем по проверенному "русскороковому" пути, то ли все-таки стремимся показать, что русская рок-сцена мало того, что самобытна, она еще и на равных может соперничать с западной.
Очередь зрителей, пришедших на RAMP, казалось, сама не очень понимала, во имя чего именно устраивается премия. Назвать номинантов большинство стоявших затруднялись, а большая часть опрошенных утверждала, что они, вообще-то, пришли на концерт одного из заявленных хэдлайнеров, причем главный подарок зрителям, британцы Klaхons, спросом особым не пользовались. Стоявшие радостно признавались в любви к "Агате Кристи" и "Люмен", а на вопрос, слушали ли они музыку Klaxons скорбно качали головой.
Прямая речь: Катя, 21 – "Я пришла, потому что здесь играет Агата Кристи с совершенно новыми песнями и в новом составе. Номинантов знаю, но не всех, принимала участие в голосовании. Заявленного хедлайнера не знаю". Сергей, 23 – "Я пришел сюда ради рок-музыки. О голосовании ничего не знаю, из групп знаю только "Агату Кристи", ради нее и пришел". Илья, 23 – "Нас интересует "Люмен". За исключением "Люмена" и "Агаты Кристи" никого не знаем, в голосовании участия не принимали".
Именно с "Агаты Кристи" и началось вручение RAMP. Группа сыграла три песни, доказав, что 90-е по-прежнему с нами и если и есть что-то незыблемое в нашей стране, то это точно рок-музыка. Братья Самойловы делают великое по сути дело. Они доказывают, что в одну и ту же реку можно войти не только дважды, но и трижды, а, при желании, и четырежды. Восхищаться этим или огорчаться – решать вам.
Само вручение, которое перемежалось выступлениями Noize MC и Сэнсея, Сакуры, Люмена, оставило весьма двойственное впечатление. Уже успевшие стать классикой отечественной рок-музыки Земфира (Концерт года и Альбом года), Король и Шут (выбор RUneta, который, правда, осуществлялся анализом поисковых запросов лишь одной поисковой системы) и Дельфин (лучший клип) за своими призами не явились – у всех дела и сложный гастрольный график. In Flames, выигравшие номинацию International Act года, в записанном и выведенном на экраны благодарственном слове, посетовали, что они сейчас в Германии, а поэтому не могут прийти за призом. Зато появились группа "Люмен" (Лучшая группа года), которая не только вышла за призом, но еще и отыграла целых четыре песни, группа "Трактор Боулинг" (Лучший саундтрэк года), "Слот" (Песня года) и дебютанты сцены – те, кто получал награды в номинациях "Открытие года" и Underground Act года. Первую получила группа "Бзик". Появившись перед публикой, которая, судя по реакции, очень слабо представляла себе, кто это и что за музыку они играют, они сделали все, чтобы запомниться зрителям. Правда, отнюдь не музыкой или проникновенными словами. Просто один из них стянул штаны и заставил зал любоваться на свои первичные половые признаки. Зрелище было откровенно отталкивающим. Наверно, так и надо завоевывать публику. Заставить себя запомнить любой ценой. Особенно, если фантазия скудна.
Отдельно хотелось бы сказать о номинации "Концерт года". Согласно уставу премии, получить премию в этом году могли российские и зарубежные исполнители, концерты которых прошли на площадках, вмещающих не менее 2000 зрителей в период с 1 августа 2007 г. по 1 августа 2008 года. Выбирали победителя не путем традиционного для премии интернет-голосования, а посредством решения жюри музыкальных журналистов. Номинированы были Игги Поп, Nine Inch Nails, Muse и Земфира. Те, кто был на всех этих концертах, мог сравнить. И звук, и отдачу музыкантов, и то, как реагировал зал. И тут впору вскидывать руки и кричать "Вперед, Россия". Потому что лучшим мероприятием минувшего года стал концерт Земфиры. Упомянутые выше прочие группы и исполнители не смогли завоевать сердца "жюри музыкальных журналистов" и покорить их своим профессионализмом. Интересно, а Игги Поп знал, что он номинирован? И если знал, сильно ли он огорчился, что проиграл в честной и жестокой борьбе?
На экранах на стенах вручение премии выглядело отлично, но в зале порой наблюдалась какая-то грусть - из-за разнородности интересов собравшейся публики. Многие их тех, кто пришел только ради "Агаты Кристи", сразу после выступления сперва перекочевали к бару, а потом и вовсе ушли домой. Люди, для которых русский рок – это явление малоинтересное, бродили в ожидании Klaxons. Опоздавшие интересовались – "А Noize MC уже выходил?"
Прямая речь: Кирилл, 24 – "Мы пришли, конечно, чтобы послушать музыку, замечательные русские команды, отмечу Noize MC и Сэнсэй".
Кстати, именно выступление Noize MC стало, наверно, самым ярким из российских групп за вечер. Обойдясь без навязших и похожих один на другой хитов, он честно пытался встряхнуть разнородную публику, которая сама не могла понять, что же ей нужно. И в какой-то момент с отчаянным равнодушием кинул в зал: "Потерпите, недолго осталось". Оставалось, правда, еще долго. Когда же последняя премия была вручена и ведущие сообщили, что теперь можно попить, поесть и сходить в туалет, народ резво побежал в сторону гардероба.
Прямая речь: Евгения, 24 – "Мы из культурной столицы Санкт-Петербурга, приехали специально на RAMP, чтобы послушать Klaхons. Участия в голосовании не принимали, потому что российской музыкой не интересуемся".
Остались в зале те, кто явно пришел не ради премии RAMP, а ради выступления Klaхons.
Правда, даже они были сами не свои в этот вечер. Тот звук, который мы привыкли слышать в колонках и наушниках, разительно отличался от выстроенного в Б1 Максимум. Но в какой-то момент британцам удалось "переломить карму". И исполнить свои лучшие хиты практически на полную мощность. Чтобы заставить зал выдавить вполне слаженные аплодисменты. Но и здесь, не дожидаясь конца, многие зрители стали расходиться. Klaxons допевали свои гимны, а поклонники rock alternative музыки на русский лад уже закупали пиво в ближайшем ларьке.
Прямая речь: Михаил Евграфов, генеральный директор телеканала A-ONE - "RAMP 2008 состоялся. Главное достижение – полный клуб Б1. И большинство зрителей пришли именно на RAMP, как на событие в целом, а не только на хэдлайнера. Прямая трансляция церемонии в Интернете собрала дополнительно 20 тысяч зрителей. Четвертая церемония RAMP была лучше третьей, но хуже пятой, которая состоится в 2009 году".
Мы честно дождались конца. Но, уходя, чувствовали некое недоумение. Казалось бы, подобные премии должны открывать новые имена, давать возможность тем самым открытиям года выступить перед широкой публикой, показывать, что у нас есть некая единая сцена, объединенная словами rock и alternative. К сожалению, единого впечатления так и не получилось. Получилось услышать то, что мы все уже слышали. Ну, и посмотреть на живое выступление Klaxons. За что организатором можно сказать огромное спасибо. Но единого концептуально целостного зрелища, увы, не вышло. Получился сборный концерт нескольких групп, в промежутках между выступлениями которых ведущие просвещали собравшихся о том, что в Токио живут 35 млн человек и все они японцы, а какие-то люди произносили благодарственные слова своим близким и домашним животным.
Прямая речь: Виталий, 30 лет, гитарист группы "Трактор Боулинг", получившей приз за "Лучший саундтрэк года" – "Я тоже допускаю, что произошло некоторое размытие сути премии. Такое есть, да. Первые годы это была действительно альтернативная премия – по составу участников и хедлайнеру, сейчас она размылась по стилям. Но не в моем праве это оценивать, это дело организаторов".
Однако, дело, приходится признать, вовсе не в организаторах - они работают с тем материалом, который есть. Проблема, как была, так и остается, к сожалению, в нас самих. В том, что происходит в среде людей творческих. Кризиса новых групп в России очевидно не наблюдается, наоборот, если посмотреть афиши в Интернете, они продолжают расти как грибы под дождем. Однако, если сходить на их выступления, впечатление остается, как правило, безрадостным. Мальчики и девочки, свято уверовавшие в то, что они – творцы, почему-то не попадают в ноты, "радуют" слух повторами композиций уже известных групп, но зато умеют правильно на британский манер повязать галстучки. И легко представить, как сложно хоть в одной из этих групп увидеть то самое открытие года. Выпустить на сцену, вручить премию и дать возможность сыграть что-то, что запомнится. Группы, уже давно завоевавшие своего слушателя, тоже редко радуют невероятными хитами или шоу. Вот и остается идти по такой тонкой и опасной грани "кровосмешения", пытаться понять, что же такое русский рок в той ситуации, когда есть уже абсолютные гранды, а также огромная и пока более чем абстрактная масса потенциальных кумиров будущего.
Прямая речь: Михаил Козырев, генеральный продюсер телеканала A-ONE - "Читал несколько критических статей. Джон Фаулз сказал: "Любая критика вершится тем, кто не имеет над тем, кто имеет". Абсолютно с ним согласен.. Мы сработали по принципу "подожжем и пойдем". Я уехал из Б1 абсолютно счастливый".