И да пребудет с вами злой полицейский
Нетерпимость, подозрительность и расизм как способ укрепить любовь и семью – такой странный путь выбрал для себя Нил ЛаБьют, создатель фильма "Добро пожаловать в Лэйквью"
Say it loud.
I‘m black and I‘m proud.
James Brown
Москва. 13 октября. INTERFAX.RU – В рамках "Амфеста" показали новый фильм во многом противоречивого режиссера Нила ЛаБьюта. "Добро пожаловать в Лэйквью" - это негостеприимный велкам на задний двор расизма, семейных ценностей и отношений между мужчиной и женщиной.
Представьте себя черным, нет, белым... женщиной… мужчиной, нет, полицейским. Что-то из перечисленного у вас все равно не получится. Так вот, это и есть расизм, шовинизм, сексизм и прочая нетерпимая нечисть. И представьте, что ген расизма сидит в каждом из нас. И когда он проявит себя, опознавая чужака, знать не дано. Тогда в дверь обязательно постучится злой черный коп и научит белого мужа по-настоящему полюбить свою черную жену, в этот раз уже, кажется, без робкой оглядки на оттенок кожи и общественное мнение.
Похоже, в "Добро пожаловать в Лэйквью" выведен уникальный способ скрепления браков с так называемыми "непреодолимыми разногласиями" в своей основе. Она – милейшая афроамериканка с кошачьими повадками, он – простой американский парень, но без приставки афро. Они молоды, красивы, влюблены. Не без помощи ее обеспеченного отца покупают хорошенький домик на холме, с задним двором, бассейном, какой и полагался до кризиса каждому законопослушному американскому семейству. Волнительный переезд и пара дней на распаковку коробок отделяют их от счастья. Но нет ничего более заметного в районе, чем новые жильцы, нет и ничего более подозрительного для чернокожего полицейского, чем белый парень в паре с "систа". Не верит герой Сэмьюэля Л. Джексона, он же тот самый полицейский, что все это по правде.
Цепляться к парню нет особых причин. У него и недостатков-то как таковых не наблюдается вовсе. Пыхтит сигаретой в ладошку и швыряет окурки на газон. Обычный мягкотелый чувак. Сколько таких не торопящихся заводить детей бегает по земле. Нет. Если он в браке с чернокожей женщиной, то нежелание иметь детей тут ничем кроме расовой неприязни не объяснишь. Все это видит с балкона и из окна, просекает, собирает по крупицам мудрый коп Сэмьюэля Л. Джексона, чтобы ослепить фонариком и оглушить полицейской скороговоркой соседа, расслаблявшегося под старинные рэп-читалки Black Sheep и Public Enemy в тачке перед домом после трудового дня. Примерно с этого момента на молодую пару начнут сваливаться мелкие и досадные неприятности, примерно это время станет для них началом глубокого отчуждения.
Сосед полицейский с бескомпромиссностью слуги закона и маниакальной последовательностью инквизитора муштрует неофитов самоидентификации, уделяя особое внимание белому парню. "Ты можешь слушать всю эту музыку, но утром ты все равно проснешься белым". Сэмьюэл Л. Джексон в этом амплуа воистину страшен. Он так ворочает белками и вкрадчиво воскрешает почти обесценившуюся теорию про "в одиночку растить своих детей и респект с большой буквы", что в какой-то момент кажется, что Патрик Уилсон, играющий мужа, вот-вот грохнется на колени и скажет "да, Маста", искупив грехи всего плантационного периода истории Америки. И совсем не ясно, чего добивается этот каратель с полицейским удостоверением: то ли выжить эту уже несчастную пару, то ли развести, то ли и того, и другого.
ЛаБьют будто намеренно упрощает подоплеку произошедших событий и позволяет железному полицейскому спекулировать практически на всех околорасистских мифах и почти оправдаться в конце, рассказав "кое-то о себе", такую скверную житейскую историю гибели своей жены. Затем последует кое-какая финальная подлость, перестрелка, и раненые, но снова влюбленные супруги проследуют в госпиталь сквозь апокалипсический дым и зарево калифорнийских пожаров.
Остается задуматься только над одним: может, борьбу с внутрисемейными противоречиями мы выиграем, поселив по соседству злобного участкового.